Прочитано в 2023 г. Выпуск 755
Светлана Кольчик «Новая семья: гостевой брак, лоскутная семья и другие формы отношений в современном мире»
-
Изд-во «Альпина Паблишер», 2023 г.
Жизнь усложнилась, и институт брака и семьи не избежал этих усложнений. Например, гостевой брак, или «партнерство», как это называют на Западе: муж и жена живут каждый в своем доме, дети попеременно гостят то у папы, то у мамы. Семья из одного человека (синглы): человек живет и зарабатывает на себя сам, переходя из одних отношений в другие, которые он сам и выбирает — главная героиня сериала «Секс в Большом городе» живет именно по такой модели. Бонусная семья (или «лоскутная»): он и она живут с детьми от прежних браков, с бывшими супругами, с братьями и сестрами — не обязательно живут в одном пространстве, но поддерживают отношения, и дети получают «бонусных» родителей, кроме собственных. Открытые отношения — супруги ведут общее хозяйство, но сексуальную жизнь строят каждый по своему усмотрению, оттого такую популярность приобрел российский сериал «Открытый брак». «Чайлд-фри» — семья как семья, но сознательно отказались от детей, не рожать, не воспитывать, жить для себя. Семья, где в декретном отпуске сидит папа, причем он может делать карьеру, но работать на удаленке. Бостонский брак — когда спутником жизни становится друг или подруга, сексом с ним не занимаются, но «бостонский супруг» оказывает моральную, социальную, психологическую поддержку. И так далее. Новые модели устройства семьи, каждая из них, имеет в каждом отдельном случае свои плюсы и минусы, именно об этом и рассказывает социолог и журналист Светлана Кольчик. Очень толковая книга — оказывается, мы, сторонники традиционного семейного устройства, многого не знаем о том, какие новшества существуют в семейной жизни.
Бретт Скотт «Облачные деньги. Наличные, карточки, криптовалюта и борьба за наши кошельки»
-
Изд-во Corpus, 2023 г.
Интересное исследование о том, как наши деньги, все больше из наличных купюр превращаясь в электронные импульсы где-то в безднах банковских компьютерных систем, постепенно меняют наш мир. Вот и «цифровой рубль» совсем скоро станет официальным платежным средством в России. Английский историк Бретт Скотт объясняет, что с одной стороны, безналичные деньги можно считать благом для экономики, но вряд ли это благо для каждого из нас. Возражений, как выясняется, много. Мы не можем контролировать свои доходы, поскольку «в цифре» они становятся прозрачными не только для нас, но и для других людей, которых мы даже не знаем. Существует еще такой феномен, что когда мы расплачиваемся платежной картой, мы не способны оценить потраченные деньги, мы их просто не видим, не ощущаем. А это влияет на нашу психологию. И потом — если идет такая мировая борьба за полный отказ от наличных и переход на электронные платежные системы, значит, это кому-то очень нужно. Кто-то сильно заработает на этом, кто-то сможет контролировать всю нашу финансовую жизнь, а нам-то, простым парням, что от этого? Бретт Скотт подходит к теме безналичных денег и с политической (левой) точки зрения. В полном соответствии с теорией Карла Маркса, безналичные деньги отчуждают человека от продуктов своего труда, создают корпоративную собственность не только на его труд, но и на его оплату. «Безнал» — одно из самых страшных инструментов современного капитализма, и становится понятно, почему финансовые институты так активно убеждают нас в том, насколько это удобно, комфортно, выгодно. «Финансовые корпорации мечтают о «безналичном обществе», в котором даже эти мельчайшие узлы капиталистического рынка будут привязаны к их счетам, вписывая банковский сектор в каждый пиксель экономической картины. Чтобы полностью внедриться в нашу жизнь и привязаться к нашим телам, корпоративному капитализму нужны деньги, чтобы стать цифровым, а точки соприкосновения на уровне земли были заменены стандартизированными приложениями, размещенными в смартфонах, которые следуют за нами, куда бы мы ни пошли «. Это очень суровый вывод, но он, черт возьми, верный.
Татьяна Хромова «Любить и не страдать»
-
Изд-во «Феникс», 2023 г.
Хорошее исследование феномена мазохистского типа характера — оказывается, наиболее распространенно среди жителей России. Мазохизм многие считают извращением, желанием получать наслаждение от страданий. Но это не так, утверждает автор книги психотерапевт Татьяна Хромова. Мазохистские стратегии поведения — это адаптация к определенным обстоятельствам, которые нужны нам для выживания. Недостаточно просто говорить об этом — необходимо заглянуть во внутренний мир мазохиста (а им может оказаться любой из нас), посмотреть, как он устроен, как формируется тип поведения, при котором человек раз за разом выбирает страдание — и что при этом переживают его близкие и родные. Собственно, «Любить и не страдать» посвящена людям, которые живут в постоянном энергетическом поле эмоционального насилия, рядом с людьми, нуждающимися в постоянной «подпитке» своих фобий и психозов. На самом деле причин, по которым люди становятся носителями мазохистского типа характера, множество, и Татьяна Хромова подробно их разбирает. Человек становится жертвой токсичных отношений и не в состоянии из них выйти потому, что у него нет опыта, нет защиты от изощренных психологических манипуляций, которым их подвергает мазохист. Для ценителей психотерапевтического нон-фикшен и тех, кому тесно в отношениях.
Надежда Адамович, Наталья Серегина «Интимная Русь»
-
Изд-во «МИФ», 2023 г.
Интересно, про то, как складывались любовные-семейные-половые отношения в Древней Руси. Например, не существовало никаких признаний в любви — любовь была понятием из лексикона дипломатов, политиков, даже военных, но на уровне отношений между людьми слова «она любит его» не употреблялись, вас бы просто не поняли. Надо понимать, что представляло собой средневековое русское общество, какую роль в нем занимали женщины, как наши пращуры относились к сексуальной жизни (слово «секс», разумеется, также отсутствовало), насколько сильны были суеверия. Летописи сохранили образы сильных женщин Древней Руси, но остается масса малоизвестных аспектов повседневной, бытовой жизни — отношение к колдовству, суеверия, всевозможные обряды, уходящие корнями в языческие ритуалы, похищение невест, привороты и заговоры — словом, большая часть жизни до сих пор остается «за кадром». На Руси не было своей любовной лирики, романтической литературы, первое произведение, в котором есть намек на телесные отношения между супругами — это «Повесть о Петре и Февронии». Можно предположить, что предки наши были исключительно целомудренными, но это, конечно, не совсем так, и Надежда Адамович с Натальей Сергеевой извлекают из летописей, архивных документов, фольклорных текстов множество удивительных фактов. Чтобы избавить человека от сглаза, человека умывали водой, которую струйкой пускали по женским гениталиям. Волосок, сорванный оттуда же, запекали в хлебе и скармливали животным — для хорошего приплода. Во время осады Москвы войсками Лжедмитрия на гору выходила потаскуха в чем мать родила и пела срамные частушки о московских воеводах — и это было очень обидно. «Девушка, желающая приворожить парня, должна была на некоторое время прижать к своим гениталиям пряник и затем скормить его избраннику». И в таком духе — готовьтесь, в общем, к открытиям.
Надежда Кобина, Елена Старостина «Поговорят и забудут. Как не дать интернет-агрессии разрушить репутацию, карьеру и жизнь»
-
Изд-во «Бомбора», 2023 г.
Книга выдающейся полезности. Хейтинг, шейминг, кибербуллинг, моббинг — если вы активно присутствуете в соцсетях, вы все это испытали на своей шкуре. Авторы подходят к делу с научной основательностью. Они делят всех обиталей Сети на категории: «восходящая звезда», «новая звезда», «рок-звезда», «сверхновая». Каждая категория отличается тем, что объемы, изощренность и атаки, которые ее представители огребают в Сети, разнятся — как различаются и способы противостояния критике (мм, назовем это очень мягко), оскорблениям, инсинуациям, прямой лжи. Как же нам не хватало такой вот книги полтора года назад, когда после 24 февраля обитатели Сети, казалось бы, сошли с ума — оскорбления, наветы, угрозы, проклятия обрушивались потоком, и миллиарды нервных клеток были сожжены в этих сетевых баталиях. Так что Надежда Кобина и Елена Старостина написали книгу хоть и немного запоздавшую, но в целом, конечно, нужную. По счастью, общение в виртуальном пространстве все сильнее регламентируется законом, теперь уже не так безобидно оскорбить человека и не быть притянутым за клевету, если вы живете в одной юрисдикции, но советы и стратегии противостояния троллингу, кэнселлингу, агрессии и флеймингу, которые приводятся в этой книге, лишними точно не окажутся.
{jumi [*27]}
Григорий Аронсон «На заре красного террора»
-
Изд-во «Центрполиграф», 2023 г.
Бунтарь-революционер, деятель партии меньшевиков весной 1918 года, после заключения Советской Россией Брестского мира возвращается из политической эмиграции в Россию. Но немедленно оказывается в тюремном застенке — как представитель политической оппозиции. Опыт пребывания в чекистских застенках, где Григорий Аронсон провел без малого четыре года (в 1922 году его освободили и выслали из страны), послужил основой для этой книги. Это история политического активиста, который и в тюрьме не оставляет партийной деятельности и отказывается сидеть в одной камере с эсерами — но гораздо интереснее взгляд человека европейской культуры, попавшего в жернова большевистского террора. Аронсон пишет свои воспоминания с красивостями, изощренностями слога, характерными для Серебряного века — тем страшнее выглядят картины тюремного быта с камерами, забитыми обреченными на смерть, с описанием встреч с самыми разными людьми, истории узников ЧК, которые сгинули в кровавых вихрях первых лет советской власти. «Лидер гимназистов не вернулся. На днях „Известия“ принесли его имя в очередном списке расстрелянных. Говорят, что действительная вина его в одном: он в классе дал пощечину сыну писателя-коммуниста»; «Совсем юный 17-летний гимназист из Вологды рассказывал, как пришли к ним на квартиру с ордером на арест Петра Конова. Петра не оказалось, — был гимназист Володя».