Читатель Толстов: Три лучших новых западных романа - концлагерь как бизнес, как выйти из ловушки времени и история любви пленного к собаке

Читатель Толстов: Три лучших новых западных романа - концлагерь как бизнес, как выйти из ловушки времени и история любви пленного к собаке

Прочитано в сентябре-2016. Выпуск 18

Мартин Эмис «Зона интересов»

  • Изд-во «Фантом Пресс», 2016 г.

Экономическая сторона жизни нацистского концлагеря Освенцим. «Зона интересов» - это название центрального, скажем так, офиса Освенцима, где решались все экономические вопросы функционирования самого крупного в нацистском рейхе лагеря уничтожения. Здесь отрабатывались технологии истребления «человеческого материала», но в рамках Третьего Рейха Освенцим был промышленным предприятием, на который распространялись все принятые системы учёта ресурсов и контроля за выпуском готовой продукции. Вот этим и заняты три главных героя романа: похотливый «мажор» (племянник секретаря самого рейхсляйтера Бормана!) Ангелюс Томсен, комендант лагеря Пауль Долль по кличке Старый Пропойца и еврей Шмуль, староста команды «чистильщиков», занимающихся утилизацией трупов. Им приходится решать, например, такие производственные вопросы: «Насчет лучшего способа подсчета зондеркоманденфюрер был прав. Не по черепам. Почти все объекты пускались в расход стандартным выстрелом в затылок, но зачастую делалось это неуклюже или поспешно, и черепа раскалывались. Строго научная процедура состоит, как мы установили, в том, чтобы подсчитывать бедренные кости и делить сумму на 2». «Зону интересов», конечно, неизбежно будут сравнивать с «Благоволительницами» Джонатана Литтелла, самым нашумевшим за последние годы произведением о нацизме. Но если Литтелл писал своего героя Макса Ауэ как «лишнего человека» - тайного гомосексуалиста и полукровку, сумевшего выдать себя за истинного арийца и встроиться систему нацистского государства, Мартин Эмис пошёл ещё дальше. Он описал обычных людей, заурядных исполнителей, служащих системе, построенной на невероятной жестокости, тотальном истреблении неправильного «человеческого материала». Роман начинается в точке бифуркации истории Третьего Рейха: июль 1942 года, нацисты на пике могущества, немецкие войска стоят на Волге, и вот попытаться рассказать о самоощущении людей, которые воспринимают истребление себе подобных как интересный бизнес-проект – пожалуй, такого уровня осмысления, такой грандиозной психологической задачи в современной литературе о нацизме еще не было. Жестокая, мрачная и невероятно притягательная книга.

{jumi [*22]}

Гийом Мюссо «Здесь и сейчас»

  • Изд-во «Эксмо», 2016 г

Артур Костелло – самый младший в семье преуспевающего рекламного агента. По завещанию ему достается заброшенный маяк, который с незапамятных пор принадлежит его семье. Когда-то на этом маяке бесследно исчез дед Артура. Завещание обставлено непременным условием: ни в коем случае не пытаться открыть неприметную железную дверь в подземелье маяка. Артур, разумеется, запрет нарушает и попадает в странную ловушку времени: его мотает, как в лабиринте, и каждый раз он проживает день в одном году, а просыпается уже в следующем. Так происходит и раз, и два, и вообще ему предстоит прожить 24 года как 24 дня. Во время своих странствий он найдёт своего деда (который никуда не исчез, а попал в эту же ловушку), и единственная, кто будет его поддерживать все эти годы – безработная актриса Лиза, которая будет ждать, когда после очередного скачка времени Артур свалится ей на голову (иногда буквально) из нового путешествия.

Путешествия во времени – сейчас модная тема, вот и Стивен Кинг свой последний роман «22/11/63» написал о парне, который отправляется в прошлое, чтобы спасти Кеннеди. Но канадский писатель Гийом Мюссо прежде всего известен как автор очень лирической, чувственной прозы, и жанр «Здесь и сейчас» можно определить как сентиментальная фантастика. Ловушка времени превращается в символ жизни, утекающей сквозь пальцы, исчезновения и возвращения главного героя можно объяснить как причуды странного романа, а развязка романа совершенно просто взрывает мозг! По уровню нежности, романтичности, количеству любовных сцен и размышлений о сложности отношений между мужчинами и женщинами «Здесь и сейчас» - пожалуй, самая необычная книга о любви за последнее время.

Жан-Кристоф Руфен «Красный ошейник»

  • Изд-во «Азбука», 2016 г

Роман основан на реальной истории, и это, если можно так сказать, камерное повествование. Во-первых, всего три главных действующих лица (и ещё собака), во-вторых, почти всё действие проходит в тюремной камере. Лето 1919 года, закончилась первая мировая война, солдаты возвращаются домой. В военной тюрьме маленького сонного городка на юге Франции остался один-единственный заключённый. Жак Морлак, местный уроженец, герой войны, получивший за храбрость орден Почетного легиона. Всю войну его сопровождал приблудный пёс, которого Морлак притащил с собой с войны. Когда в его городке устроили праздничный вечер для ветеранов, Морлак повесил свою боевую награду псу на ошейник – и теперь обвинён в оскорблении национальной чести, сидит в тюрьме в ожидании приговора. Его судьбу должен решить военный следователь. А следователь Лантье – аристократ, умница, порядочный человек, для которого дело Морлака должно стать последним перед уходом на «гражданку». Лантье искренне хочет понять, что заставило ветерана, героя, орденоносца совершить столь дикий поступок. Весь роман (скорее, это небольшая повесть) – беседы следователя Лантье с Морлаком и его женой Валентиной. И да, собака – собаке в этом сюжете уготована особая роль, но лучше прочитайте сами. «Красный ошейник» - хорошо написанная история самообмана и гордыни, верности и предательства, долге и любви. Один человек не хотел быть героем, другой не хочет решать чужую судьбу. Психологический антивоенный роман о любви и собаке – вот как можно определить жанр «Красного ошейника».

{jumi [*11]}

Еще обратите внимание:

BAIKALINFORM.NEWS

Информационный дайджест: новости и мнения со всего мира для тех, кто читает на русском языке и формирует свою картину мира самостоятельно. Мнение редакции может категорически не совпадать с мнением авторов публикаций.