Прочитано в 2024 г. Выпуск 784
Джон Мюллер «Пережитки большой войны»
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2023 г.
Книга написана в 2007 году и методологически она устарела, учитывая события последних двух лет. Мюллер пишет, что в современном мире существует всего два вида войн — неконвенциональные, то есть гражданские войны, столкновения небольших вооруженных групп, а также военно-полицейские войны, когда вооруженные силы подавляют такие же относительно небольшие группы террористов, повстанцев и так далее. Поскольку все это написано до СВО, которая явила пример полномасштабной войны, широкого военного столкновения с применением всех видов вооружения, исключая ядерное (и то еще непонятно, дойдет ли до него), выкладки Мюллера уже на этой стадии выглядят устаревшими. Однако книга «Пережитки большой войны» интересны другим — теорией, которую предлагает Мюллер. Он утверждает, что война как средство решения политических задач постепенно устаревает, теряет свою эффективность. Политические классы предпочитают использовать другие инструменты для воздействия на потенциальных противников (и тут Мюллер тоже промахнулся: так называемые прокси-войны содержат в себе немалый элемент именно боевого, военного применения). Война, говорит Мюллер, становится не столько инструментом политического влияния, сколько общественным институтом вроде аристократических дуэлей — вещью прежде всего «этикетной», которая используется все реже. Понятно, в чем ошибается Мюллер: он писал книгу, опираясь на опыт двух мировых войн ХХ века, которые принесли такие невероятные экономические потери, что государства предпочитают побеждать своих врагов не на поле сражения, а в экономической или дипломатической сфере. Повторюсь, что книга Мюллера — устаревшая, спорная, вся эта теория опровергается современными событиями: СВО на Украине организована именно как «классическая» война, с перемещениями больших масс техники и живой силы, с выстраиванием фронта протяженностью тысяча километров, и никакого анахронизма в этом не заметно. Вот в чем, я считаю, Джон Мюллер прав — так это в том, что после войны, когда замолкнут пушки, градус ненависти к вчерашним врагам невозможно будет держать на такой высокой отметке, как в дни сражений, и те же японцы, которых американцы в 1945 году закидывали атомными бомбами, уже спустя десять лет (когда в жизнь вступило первое послевоенное поколение), стали подражать американскому образу жизни. Ничего не длится вечно, в том числе и ненависть.
Самюэль Элиот Морисон «Жизнь Христофора Колумба»
-
Изд-во «Центрполиграф», 2024 г.
Первая книга о плаваниях Колумба, которая написана профессиональным моряком — сам С. Э. Морисон много лет ходил под парусом, причем особенно часто посещал места, где в 1492 году побывала экспедиция Колумба. Соответственно, он может квалифицированно объяснить, с какими сложностями сталкивался Христофор Колумб, насколько совершенными были его навигационные приборы, какие ошибки он совершал (это же известный мем, что Колумб открыл Америку случайно — на самом деле он искал новый морской путь в Индию). Колумб отправился в плавание на кораблях, которые не очень обеспечивали безопасность экипажа, к тому же не были рассчитаны на те перегрузки (штормы, ветры, ураганы), с которыми им пришлось столкнуться. Кроме того, сам Колумб постоянно жаловался в дневнике на команду, а матросы также не ожидали, что плавание будет долгим, и капитану приходилось постоянно уговаривать их, удерживая от бунта и поворота назад. Колумб имел цель — найти новые месторождения золота, и большое внимание уделял описанию всяких украшений, которые имели при себе индейцы, которых матросы его экспедиции встречали на островах. Вряд ли он осознавал, что является первооткрывателем нового материка — он ставил перед собой куда более скромные задачи. При этом, пишет Морисон, Колумб не был дилетантом в морском деле: ему приходилось принимать сложные решения в неизвестных водах, где прежде не появлялся ни один корабль, и чаще всего он адекватно оценивал обстановку — что и помогло ему вернуться домой и после совершить еще три путешествия в Америку. Первое издание книги вышло еще в 1940-е годы.
Сергей Шокарев «Катастрофа Московского царства»
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2024 г.
Очередная монография из хорошей исторической серии «Что такое Россия» (довольно часто о новинках серии пишу в «Читателе Толстове») и очередная попытка рассказать о том, как Россия переживала Смутное время, или Смуту. Московсое царство накопило достаточно много внутренних противоречий, утверждает Сергей Шокарев, вдобавок осложнились ее отношения с крупными европейскими державами, Польшей, Литвой и Швецией. Наконец, сложно устроенные правила династического наследования, которые придумал Иван Грозный (а точнее, одним из винвоников Смуты является его дед Иван Великий, создавший военно-мобилизационную модель управления страной), послужили своего рода «миной замедленного действия», едва не погубившей русскую государственность. Автор достаточно подробно и последовательно описывает события, предшествовавшие Смуте и то, как внутриполитический, династический кризис постепенно разъедал общество, экономику, военную иерархию. Опять же во время Смуты возникали «исторические развилки», альтернативные пути развития страны. Если бы остался жив Борис Годунов; если бы Лжедмитрий (которого, в общем, московская элита приняла как нового царя) правил достаточно долго; если бы бояре не предавали так откровенно национальные интересы; да в конце концов, если бы полякам удалось удержаться в Москве и посадить на Руси собственную династию — в каждом конкретном случае мы можем говорить — пусть и в сослагательном наклонении — о возможности совершенно иных путей развития. Хотя история, как мы знаем, сослагательного наклонения не приемлет. «Катастрофа Московского царства» — очень толковое описание Смуты как одной из самых трагических страниц отечественной истории, написанная с применением новых источников. Много интересных фактов: что сын Бориса Годунова был причастен к созданию первой подробной карты Московского царства, а на официальной печати Дмитрия Пожарского был изображен извивающийся дракон. И да, это вам не «Игра престолов», это реальная история, куда там выдуманным Старкам и Ланистерами супротив наших Романовых и Шуйских. Сергей Шокарев — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории Древнерусской культуры ШАГИ РАНХиГС, автор научных и научно-популярных работ, посвященных социально-политической и культурной истории.
Гарретт Райан «Обнаженные статуи, толстые гладиаторы и боевые слоны»
-
Изд-во «Бомбора», 2024 г.
Книга написана в субжанре «все, что вы хотели знать об античной истории, но боялись спросить». В прошлом году в той же «Бомборе» выходила книга «Пришел, увидел и убил: почему римляне убивали» Эммы Саутон — такое же головокружительное и хулиганское историческое исследование, которое ведет читателя не по официальным нахоженным тропам (цезари, войны, Колизей, Римская империя), а предлагает заглянуть в закулисье, в самое что ни на есть средоточие нормальной человеческой жизни. Вот и книга Гарретт Райана об этом же. Как римляне совокуплялись, как ходили в туалет, как защищали свои жилища от воров, сколько тратили на еду, какую воду пили. Оказывается, если заглянуть в повседневность людей, живших две тысячи лет назад, много интересного можно узнать. Например, отношения римлян с рабами. С одной стороны, эксплуатация и все такое, с другой — не было у городского жителя Рима лучшего собутыльника, чем проверенный раб, к тому же кто тебя приведет домой с очередной пьянки, если не раб, такси «трезвый водитель» тогда еще не придумали? Или те же гладиаторские бои. У нас принято считать, что это были такие поединки обреченных, выжить в гладиаторской школе шансов не было. А Райан поднимает малоизвестные источники и утверждает, что гладиаторские бои были своего рода массовыми спортивными состязаниями, убивали там редко (а систематические убийства вообще появились уже на закате Римской империи, как следствие падения общественных нравов), и известные гладиаторы пользовались в обществе такими же привилегиями, как в наше время звезды единоборств. В общем, книга местами довольно странная, но при всем при том познавательная. Перевод с английского А. В. Яконюк. 18+
Антон Посадский «Зеленое движение в России в гражданской войне»
-
Изд-во «Центрполиграф», 2024 г.
Гражданская война в России широко использовала цветовую дифференциацию противоборствующих сторон. Мы знаем, что на фронтах ее «красные» бились с «белыми», а анархисты носили черные флаги. Менее известно, что в лесах тогда действовали «черные партизаны», под Оренбургом воевали части «голубой армии», а на Северном Кавказе против советской власти выступали отряды «желтых» повстанцев. Но со временем в историографии утвердилось общее название «зеленые», которое относилось к участникам многочисленных восстаний против большевиков, и сегодня «зеленые» объединяют в себе гигантские массы крестьян, дезертиров, эсеров, бывших офицеров, меньшевиков и просто бандитов всех мастей. Доктор исторический наук и один из главных специалистов по истории Гражданской войне в России А.Посадский грамотно построил книгу: он описывает, как «зеленые» действовали в самых разных областях России, от Северо-Запада до Сибири и Дальнего Востока. Везде все было одновременно и одинаково, и в то же время существовали местные особенности. Одинаковым была массовость движения «зеленых», когда крестьяне поднимались на вооруженную борьбу против мобилизаций, разверсток и продовольственных налогов. Причем «зеленые» восставали и против белых режимов тоже. Есть очень интересные эпизоды этой борьбы — например, как боролись против захватчиков (с обеих сторон) «зеленые» на Черноморском побережье, в Геленджике и Анапе, которые создали свою Черноморскую республику, и в итоге не смогли договориться ни с теми ни с другими. Местные жители вообще делили повстанцев оригинально — «хулиганов проехали, теперь разбойники начались», говорили они отправляясь в путь. Весьма толковое и занимательное расследование, монография вышла в серии «Новейшие исследования отечественной истории».
Элеанор Янега «Как выжить женщине в Средневековье. Проклятие Евы, грех выщипывания бровей и спасительное воздержание»
-
Изд-во «МИФ», 2024 г.
Прежде всего хочу обратить внимание, как красиво оформлена книга — много цветных иллюстраций, качественный дизайн-макет, приятно книгу в руках подержать. И сама по себе она интересна. Историк Элеанор Янега рассказывает о том, какую роль занимали женщины в социальном устройстве средневековой Европы. Янега рассматривает женщин прежде всего как жертв существовавшего тогда общественного устройства: действовавшие религиозные и культурные предрассудки отводили прекрасному полу слишком незначительное место. Хотя в исторических документах, в хрониках и летописях сохранились многочисленные упоминания о великих женских характерах, о личностях Алиеноры Аквитанской, отправившейся в крестовый поход, или первой писательницы Средневековья Хильдегарды Бингенской. Опираясь на малоизвестные источники (в основном судебные документы, протоколы многочисленных судебных процессов, в которых фигурировали женщины) Янега показывает нам, как жили реальные женщины той эпохи. Часто являясь матерями, они были трудолюбивыми фермерами, пивоварами, текстильщицами, художниками и ремесленниками и проложили путь к новым представлениям о женской природе, интеллекте и способностях. Восприятие средневековых женщин через мифы о ведьмах, отравительницах, соблазнительницах актуальны до сих пор, и цель книги Элеанор Янеги — восстановить гендерную (и историческую) справедливость. Она сформулировала замечательное кредо своей книги: «Если наши представления о женщинах постоянно пересматриваются, чтобы оправдать скверное отношение к ним, значит, мы с таким же успехом можем пересмотреть их, чтобы обеспечить уважение женских способностей и желаний. Как только мы поймем, что наши предрассудки по отношению к женщинам культурно обусловлены, мы сможем разрушить их и выстроить новые убеждения». Перевод с английского Елены Лалаян. 18+
Даниэль Лопес Валье «Исторические миниатюры»
-
Изд-во «Азбука», 2024 г.
Люблю такие легкие, с посвистом и прибаутками, набеги на мировую историю. Даниэль Лопес Валье написал сборник небольших исторических очерков, где сюжет строится не на академической исторической нудятине — имена, даты, победы — а рассказываются истории маленьких людей, которых угораздило попасть (правильнее сказать — влипнуть) в большую историю. Вот, скажем, два английских стоматолога решают в апреле 1942 года (это еще за два года до высадки союзников в Нормандии) арендовать лодку, переплыть Ла-Манш и совершить что-нибудь героическое. Они переплыли пролив, остались незамеченными нацистами, но ничего не сделали, сели в лодку, поплыли обратно — и их две недели мотало между французским и английским берегами, а когда их подобрали англичане, они арестовали придурков по обвинению в шпионаже. Или исландский викинг Сигурд Могучий, который в поединке одолел своего врага Бригге по прозвищу Клык, отрубил его голову, приторочил в качестве трофея к собственной лошади, но не подумал, что Клыков его врага прозвали за сильно торчащие зубы. Пока Сигурд мчался домой, торчащие зубы расцарапали ему ногу, через несколько дней он скончался от заражения крови, продемонстрировав одну из самых нелепых смертей в истории викингов. А как вам история племянника Гитлера, который в годы Третьего Рейха спокойно заходил в любой германский банк, магазин, клуб — и получал все, что ему было нужно, бесплатно. А потом началась война, племянник уехал в Англию и поселился в Ливерпуле — и какое-то время был соседом семьи Старки, где подрастал будущий Ринго Старр. В общем, чего только не происходило в истории человечества. Перевод с испанского Анны Шарафеевой.