На Западе бытует мнение, что во время работы в резидентуре КГБ в Дрездене Владимир Путин отвечал за контакты с леворадикальной террористической организацией «Фракция Красной армии» (ФКА) и даже участвовал в подготовке терактов. Издание Der Spiegel утверждает: установлен человек, который, вероятно, был источником этой сомнительной информации. Детали его биографии ставят под сомнение надежность источника
- Архивное фото: Владимир Путин в период работы в Дрездене, Der Spiegel
Исследователи, журналисты и биографы активно изучают период работы Путина в КГБ, и иногда факты смешиваются с вымыслом, поэтому Путин приобрел репутацию «советского суперагента», пишет Der Spiegel. Одна из историй о Путине тех времен касается его участия в терроре ФКА. Впервые она появилась в книге Маши Гессен «Человек без лица». В тексте бывший член ФКА рассказывал, как члены организации приезжали в Дрезден для тренировок и привозили подарки Путину.
Этот же анонимный источник цитируется в книге Кэтрин Белтон «Люди Путина», напоминает Der Spiegel. В этом бестселлере информатор рассказывает об участии Путина в планировании терактов, и утверждает, что его приказам подчинялся даже генерал Штази. Также в книге говорится, что Путин и КГБ были причастны к покушению на главу Deutsche Bank Альфреда Херрхаузена в 1989 году.
- Анонимным информатором авторов книг, вероятно, был человек, который никогда не был связан с ФКА, КГБ или Штази, но был судим несколько раз, в том числе за дачу ложных показаний, пишет Der Spiegel. Издание называет его Дитмар К. Последний глава отдела Штази, который должен был следить за ФКА, сказал журналистам, что не знает этого человека.
Упомянутый Дитмар К. в другом интервью рассказывал, что в начале семидесятых (когда он якобы вступил в контакт с ФКА), он воевал наемником в Африке. Как рассказал его близкий товарищ, фактически он не был ни в РКА, ни в Африке, а служил в Бундесвере, отучился на фельдшера, украл оборудование и дезертировал, за что был осужден. Большую часть восьмидесятых, когда Путин работал в Дрездене, этот человек провел за решеткой или под надзором.
В свою очередь, Дитмар К. подтвердил, что общался с Машей Гессен, но сказал, что речь не шла о визите ФКА. Также его спросили, говорил ли он с Кэтрин Белтон о Путине и Дрездене, он ответил: «О Путине и Дрездене? Нет», — и на этом разговор оборвался.
Журналисты спросили Гессен о том, был ли Дитмар К. источником для книги, но не получили ответ. Белтон заявила, что не будет раскрывать свой источник, но отметила, что видела документы, которые подтвердили рассказ источника.
В других источниках встречаются истории о том, как Путин в Германии управлял секретной шпионской сетью из 15 агентов, а также о том, что его информатором был известный неонацист Райнер Зонтаг. Но и они не подтверждаются, отмечает издание.
- Помощник последнего главы управления Штази Дрездена Хорст Джемлих рассказал, что Путин играл второстепенную роль в резидентуре КГБ. По его словам, нынешний президент России был скорее «мальчиком на побегушках», который мог подписывать запросы в МГБ. Действительно важные вопросы всегда решались без участия Путина. Бывший коллега российского президента рассказал, что работа Путина заключалась в основном в рассмотрении заявлений о посещении родственников в Западной Германии или поиске потенциальных информаторов в Дрезденском университете.
В архивах Штази мало информации о Путине, и в основном его упоминания касаются банальностей, таких как поздравления с днем рождения, административные вопросы или вечера германо-советской дружбы. Например, Путин представляется офицером связи КГБ и обращается к шефу Штази Дрездена за помощью в связи с информатором, который был отстранен от службы из-за пьянства и долгов.