Прочитано в 2021 г. Выпуск 465
Клаудио Инегрфлом «Аз есмь царь»
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2020 г.
У меня в этом обзоре 12 книг, и в прошлом было 12, и в следующем, предупреждаю, будет не менее десяти. Каждый январь так! Это все потому, что самые ударные премьеры издательства заготовили к книжной ярмарке Нонфик, а ее перенесли на март, а книги все равно уже вышли, и теперь у меня в каждом обзоре половодье новинок. Но они все классные, вот в чем дело. Вот эта книга вышла в серии «Что такое Россия», это историческая серия издательства «НЛО», очень ее люблю, там оригинальные исследования появляются. Вот здесь, например, про феномен самозванства. И не про какого-нибудь Лжедмитрия — вернее, про него тоже есть, но не это самое интересное. А самое интересное — это про самозванство в Советской России, как по селам и колхозам ездили поддельные Анки-пулеметчицы и фальшивые герои Советского Союза, и как их разоблачали. Есть совершенно потрясающие сюжеты, как в Гори приезжал на белом автомобиле авантюрист, выдававший себя за сына Сталина, и месяцами его водили от стола к столу, угощали, чествовали, и никому даже в голову не приходило, что это какая-то липа. Потрясающая книга, сюжет про «сына лейтенанта Шмидта» в «Золотом теленке», оказывается, имеет совершенно реальные основания.
{jumi [*22]}
Михаил Зыгарь «Все свободны. Как в России в 1996 году закончились выборы»
-
Изд-во «Альпина Паблишер», 2020 г.
Автор бестселлеров «Вся кремлевская рать» и «Империя должна умереть» Михаил Зыгарь написал новую книгу. Она называется «Все свободны» и рассказывает о президентских выборах 1996 года. В общем, ничего особенно нового Зыгарь в своей книге не сообщает — все тонкости так называемых «вторых президентских выборов» уже много у кого описаны (например, в третьем томе «Ящика водки» Альфреда Коха и Игоря Свинаренко). Но книга Зыгаря интересна именно деталями, крошечными сценками, которые запечатлелись в памяти участников. Как генерал Лебедь курит сигару в кабинете Черномырдина (который терпеть не мог табачного дыма) и только что не пускает ему дым в лицо — потому что он теперь считает себя вторым человеком в стране. Или как Коржаков, хихикая, пишет заявление об отставке, совершенно не думая, что эту отставку примут. Главный же герой книги, как мне показалось, не Ельцин, а Зюганов, который, к слову, до сих пор в активной политической жизни. Но ему читать откровения победителей президентской гонки 1996 года, наверно, особенно неприятно: сам Зюганов в этой истории выглядит человеком, сдрейфившим в последний момент, когда победа уже была в кармане.
Павел Крашенинников «История отечественных конституций»
-
Изд-во «Бомбора», 2020 г.
Как нам не хватало такой книги полгода назад, в преддверии голосования по поправкам к Конституции! Потому что история отечественных конституций, пока мы не заинтересовались этой темой (а кроме журналистов, ей тогда многие интересовались), оказывается поразительным сюжетом. В России было пять Конституций за последние сто лет, начиная от первой «ленинской» 1918 года, и далее по списку. Павел Крашенинников, который вообще-то депутат Госдумы, написал весьма толковую обзорную книгу о том, чем все основные законы нашей страны отличались друг от друга, как вообще развивалось конституционное право. Текст достаточно сухой, информативный, сама книга небольшая по объему (219 страниц), но советую ее держать под рукой, там много интересной информации. Я вот не знал, что знаменитая «шестая статья» в брежневской Конституции 1977 года (о направляющей и руководящей роли КПСС) была предложена еще в начале 60-х, как постулат о возрастающей роли общественных организаций. А до того никому и в голову не приходило внести в основной закон страны статью о руководящей роли одной политической партии. Эту статью, впрочем, потом отменят первой. Интересная книга.
Вячеслав Никонов «28 мгновений весны 1945 года»
-
Изд-во «Бомбора», 2020 г.
Внук советского премьера Молотова (написавший великолепную книгу о Молотове для серии «ЖЗЛ»), Вячеслав Никонов придумал оригинальную форму повествования о последних 28 днях Великой Отечественной: начиная с 12 апреля, дня, когда скончался американский президент Франклин Рузвельт. Смерть американского президента едва не привела к расколу в рядах антигитлеровской коалиции (все это произошло уже после окончания войны), а сам Гитлер, склонный во всем видеть мистические совпадения, вдохновился — ведь в свое время именно смерть русской императрицы Елизаветы и восшествие на престол Петра III предотвратило военное поражение Пруссии. Каждое «мгновение» композиционно выстроено как глава из Юлиана Семенова: события, «информация к размышлению» (очерки-портреты действующих лиц), много «подковерной» информации о закулисной, дипломатической стороне тех событий. Американцы, например, жестко продвигали свою линию, Сталин им не уступал. В разгар боев за Берлин немцы еще рассчитывали добиться сепаратных переговоров, пытались выторговать условия — так что сюжет «Семнадцати мгновений весны» не выдуман, Вячеслав Никонов подтверждает этой в своей книге про «28 мгновений весны 1945 года».
Уильям Миллер «На руинах Османской империи 1801–1927»
-
Изд-во «Центрполиграф», 2020 г.
Книга авторитетного английского историка-востоковеда Уильяма Миллера представляет собой исчерпывающее изложение истории последних полутора столетий Османской империи, причин ее падения, а также освободительных движений, охвативших европейские владения Блистательной Порты. В 1640 году начался постепенный распад Османской империи и борьба за территории, которые она контролировала прежде. Для России это обернулось восемью (!) русско-турецкими войнами, завершившаяся масштабной Крымской войной (которой Миллер посвящает отдельную главу). С одной стороны, Россия эту войну проиграла, с другой — для Турции участие в Крымской войне на стороне коалиции западных государств было последней попыткой спасти распадающийся «имперский проект». Особое внимание историк уделяет освещению Балканского кризиса 1875—1878 гг., который, наряду с приходом к власти младотурок и утратой большей части территорий, привел к разделу Османской империи и провозглашению ряда независимых государств в Юго-Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Учитывая сегодняшние амбиции Турции вернуть себе статус империи, книгу Миллера читать весьма познавательно.
Алексей Кудрин «Экономическое развитие России». В двух томах
-
Изд-во «ИД «Дело», 2020 г.
В первом томе — обстоятельные интервью с героем, во втором — его статьи и опять же интервью. Двухтомник вышел в серии „Министры финансов России“, и этот двухтомник заслуживает того, чтобы его внимательно изучить. Как минимум становятся понятны мотивы и основания принятия решений наших экономических властей. Кудрин достаточно подробно объясняет, и это делает книгу весьма познавательным чтением. Не говоря уже о том, что выделяет ее из других книг на экономические темы — прежде всего потому, что написана она от лица человека, принимавшего важные решения и готового брать ответственность за их последствия. Алексей Кудрин — один из немногих российских политиков, вызывающий у меня искренние симпатии. Он действительно профессионал, один из сильнейших экономистов, придумавший Резервный фонд (и именно средства этого фонда уже не раз спасали российскую экономику).
Сибирские заметки чиновника и сочинителя Ипполита Канарского
-
Изд-во Высшей школы экономики, 2020 г.
Еще один маленький шедевр из исторической серии издательства ВШЭ „Новые источники по истории России“. Книги в этой серии выходят редко, но, что называется, метко, стараюсь ни одну не пропускать. Какие-нибудь дорожные дневники пехотного капитана екатерининской эпохи расскажут нам больше о том, как жили люди в прежние времена, нежели тома академических изысканий. Такова и эта книга. Кто такой Ипполит Канарский, подробно объяснено во вступительной статье, записки его в архиве обнаружили случайно, а чтение их — отдельное удовольствие. Канарский служил мелким чиновником в Иркутске в 1811—1814 гг., и описал жизнь, нравы и всякие события, свидетелем которых ему довелось быть. Вот, например, про Отечественную войну, как ее видели из Сибири: „мы получили сведение, что Москва уже взята неприятелем, и мы совершенно упали духом. Служебные дела пришли в полный застой, и мы занимались единственно только одними известиями о ходе войны. Удивляло меня чувство некоторых ссыльных: они плакали, как о потере своей собственности и незаметно было даже и тени какого-либо духа возмущения ни в одном месте“. И еще много такого же интересного.
Андрей Зубов «Лекции о русской революции»
-
Изд-во «Рипол Классик», 2020 г.
Книга вышла в серии „Лекции-PRO“, я эту серию люблю, потому что там интересные книги чаще всего выходят, собранные на основе лекционных курсов по разным дисциплинам. Андрей Зубов особенное внимание уделяет событиям, которые происходили после Февральской революции и до октября, когда в результате государственного переворота к власти пришли большевики. Большевиков Зубов сильно не любит, приводя в лекциях все обвинения, которые звучали в их адрес: и революцию они готовили на немецкие деньги, и Ленин постоянно лгал… Интересно изучение первых шагов советской власти — я об этом нигде прежде не читал — вернее, всегда сообщалось о том, что первым делом большевики приняли „Декрет о мире“ и „Декрет о земле“, а дальше-то что было? А дальше начался захват собственности: " В декабре 1917 года были запрещены сделки с недвижимостью. В апреле 1918 года была запрещена купля-продажа предприятий, в мае отменены права наследования, 28 июня объявлена национализация всей крупной промышленности. В августе 1918 года городская недвижимость (то есть дома, квартиры и земля под ними) была объявлена большевиками государственной
собственностью. Владельцы домов и квартир превратились в арендаторов у государства. По воле власти аренда легко расторгалась и недвижимость частично или полностью отбиралась. Оказавшись без собственности, граждане России потеряли какую-либо независимость от власти, завладевшей всей их собственностью. Из свободных людей они
тут же стали рабами, служащими за подачку, за кров и за харч».
Виктория Смолкин «Свято место пусто не бывает. История советского атеизма»
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2020 г.
Полезная книга, напоминающая, что в советские годы религия никак не присутствовала в повседневной жизни, церковь была отделена от государства, а во всех высших учебных заведениях преподавали научный атеизм. Виктория Смолкин рассказывает о советском атеизме и как о государственной политике, и как о части идеологии коммунистической партии (особенно забавно читать о богоборческих дискуссиях большевиков, наблюдая по телевизору, как нынешний главный коммунист страны Зюганов истово крестится на церковной службе). Очень интересное объяснение психологии советской власти, объявившей войну религии: любые проявления фанатизма, искренней веры, склонности к мистике, если они не были связаны с государственной идеологией, воспринимались как демонстрация сомнений в единственно правильном курсе к победе социализма. Как всегда в подобных книгах (напомню, что в «НЛО» два года назад вышла еще одна книга по истории отношений церкви и советского государства — «Небесная голубизна ангельских одежд» Елены Осокиной), очень много малоизвестных фактов, конкретных историй о бытовании религиозных верований в царстве «победившего социализма». Интересно.
Саша Сулим «Безлюдное место. Как ловят маньяков в России»
-
Изд-во «Альпина нон-фикшен», 2020 г.
Исключительно достойная работа, которую проделала Саша Сулим, написав книгу об «ангарском маньяке» Михаиле Попкове. Точнее, не только о нем, но о том, как его искали (что стали делать далеко не сразу), как провинциальные менты ни в какую не хотели признавать наличие серийного убийцы, опасаясь, что им за это из Москвы «по шапке дадут». Как появилась «маньяцкая группа» следователей и оперативников, которая сопоставляла факты, поднимала трупы, искала, искала, искала — и взяла-таки Попкова. Книга Сулим не только хроника охоты на маньяка — это взгляд на то, как чувствуют себя жертвы, менты, жители маленького сибирского городка, в котором пачками убивали женщин, а местная милиция ничего не могла сделать — да, собственно, не очень и старалась. Есть такая отличная книга Михаила Кривина «Товарищ Чикатило» (ее в прошлом году переиздал «Рипол Классик»), классическое исследование «по горячим следам» поисков маньяка Чикатило — но там все происходило еще в советское время
Дмитрий Коченов «Гражданство»
Изд-во «Бомбора», 2020 г.
Никогда об этом не задумывался, а вот человек целую книгу написал. Как вообще появился институт гражданства, как это — человек является гражданином конкретного государства (иногда — и не одного)? Дмитрий Коченов, который в предисловии описывает собственные перипетии с получением гражданства, решил разобраться в вопросе. Гражданство — это своего рода правовой договор человека с государством. Человек обязуется выполнять законы, платить налоги, что там еще. Государство обязуется защищать человека, оборонять его от внешних врагов, не вмешиваться. Гражданство — это такой штамп в этом виртуальном договоре. И само явление гражданства в последние годы активно пересматривается: потому что многие вводные безнадежно устарели. Например, воинскую обязанность сейчас отменяют, поскольку войны нет, а война — дело профессионалов. И еще много чего интересного. Познавательная книга.
Альбин Конечный «Былой Петербург»
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2020 г.
Меня эта книга восхитила, просто восхитила! Хотя, казалось бы, сколько мне довелось читать книг о «повседневной жизни Петербурга», но то ли автор Альбин Конечный нашел какие-то доселе неведомые описания петербургской дореволюционной жизни, то ли сумел так о них рассказать, что читаешь — и прямо дух захватывает. Более тщательных и вместе с тем разнообразных сведений о том, как в Петербурге гуляли, праздновали, знакомились, судачили о том-о сем, покупали продукты, как были устроены лавки, бани, подъезды, театры, мне давно не доводилось читать! И буквально на каждой странице обнаруживаешь такие милые бытовые подробности. Вот, например, как зарабатывали лишнюю копеечку приказчики в мелочных лавках: «Для обвеса пользовались еще таким приемом: около весов укреплялось зеркало. Покупательница обязательно заглянет в зеркало проверить свою внешность; в этот момент товар бросается на весы, снимается и с профессиональной быстротой производится подсчет». И так — 672 страницы плотного, набитого фактурой текста. Просто дивная книга, вот что скажу.