Прочитано в 2021 г. Выпуск 492
Валерий Панюшкин «Девочка, которая выжила»
-
Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2021 г.
Я люблю книги Валерия Панюшкина – не все, правда, вот «про политику», биографии Ходорковского и Ройзмана, не люблю, а то, что Панюшкин пишет изумительную прозу – это факт. «Девочка, которая выжила» - это как-бы-детектив, где есть детективная завязка (студентка выпала из окна, а дверь была заперта, а под ногтями у нее волокна серого цвета, а вдруг это убийство), но куда интереснее следить не за развитием детективного сюжета, а за героями. Это редкое в современной прозе умение – придумывать героев, за которыми интересно наблюдать. Не говоря уже о многих других отличных достоинствах панюшкинской прозы – она орнаментальная, живая, мастеровита, убедительна, достоверна. Наконец, она сообщает читателю некий новый опыт, которого у него не было – например, как собрать деньги на лекарство от рака (один из главных героев – пиарщик в фарминдустрии) или что чувствует человек, которому делают операцию по замене хрусталика. Приходилось читать критику, будто проза Валерия Панюшкина слишком, эээ, легковесная, так вот, это не так – скорее, она так ажурно придумана и написана. Валерий Панюшкин некогда был отличным журналистом, из него может выйти замечательный автор современной прозы.
{jumi [*22]}
Юлия Яковлева «Даль»
-
Изд-во RUGRAM, 2021 г.
Новый роман Юлии Яковлевой – и очередная творческая трансформация. Прежде Яковлева писала ретро-детективы про сотрудника ленинградского угро Василия Зайцева («Вдруг охотник выбегает», «Небо в алмазах»), потом написала первый в современной литературе балетный триллер «Каннибалы». А в прошлом году Юлия Яковлева выпустила фантасмагорию «Поэты и джентльмены», где Пушкин с Чеховым плечом к плечу бьются с английскими писательницами… «Даль» - развитие традиции «писатель как литературный персонаж», очень популярной на Западе и почти не использующейся у нас. Владимир Даль, тот самый, который составитель словаря русского языка, в 1825 году еще студентом-медиком едет из Дерпта в Петербург. Попадая по пути в разные переделки: то с домовым столкнется, то колдунью разоблачит, то с всякой нечистью сражается. Используя в качестве оружия и магического атрибута череп своего близкого друга! Это все феерически хорошо придумано, написано, это такое поле битвы, где Борис Акунин встречается с Джоан Роулинг, а в итоге получается роман «Даль», ретро-детектив с мистической подкладкой, читать обязательно.
Надя Делаланд «Рассказы пьяного просода»
-
Изд-во «Эксмо», 2021 г.
Известная российская поэтесса обратилась к прозаическому жанру. Ну, не она первая, не она последняя. В том, что это проза поэта, убеждает прежде всего полная беззаботность автора по части психологических мотивировок или разработки фабулы. Это минусы. Еще один минус – обложка, такое впечатление, что ее рисовали за пять минут до отправки книги в типографию, книгу с такой обложкой я бы не купил никогда. Теперь о плюсах: всегда интересно, когда автор либо переносит своих героев в античную эпоху, либо переписывает античные (сказочные) сюжеты на новый лад. Это позволяет больше понять не об описываемой эпохе, а об авторе (тем более Делаланд – кандидат филологических наук). Поэтому «Рассказы пьяного просода» лучше всего читать не как цикл короткой прозы, а как такую литературную игру, выискивать аллюзии на современные реалии, замечать поэтические метафоры (их хватает в книге), отмечать тонкий юмор. Безымянный просод, вещающий свои истории, погружает читателя в атмосферу легкого абсурда. Получилось симпатично: то ли Хармс пересказывает книжку Куна «Мифы Древней Греции», то ли неопубликованные наброски к ранним рассказам Саши Соколова.
Наталья Соколовская «Долгое счастливое утро»
-
Изд-во «Лимбус Пресс», 2021 г.
Повесть и рассказы, действие которых происходит в советскую эпоху. Сейчас определенный ренессанс книг о советском времени – вот совсем недавно писал о романе Натальи Репиной «Пролог», только что вышла «Вечная мерзлота» Виктора Ремизова, тенденция, однако. Чем выделяется книга Натальи Соколовской? Прежде всего это очень хорошая, по моим читательским ощущениям, проза – умная, спокойная, какая-то деликатная, без спецэффектов. Никого не режут, характеры прописаны убедительно, фон – Ленинград времен «застоя», тоже тщательно выписан. Простые сюжеты, так называемые «простые люди», а вот психология, характеры, и проблемы, с которыми они сталкиваются, простыми назвать нельзя. Есть у этой книги свое обаяние, доверительная интонация, уважительное отношение автора к своим героям и к читателю – когда читателя не пытаются распропагандировать, оглушить, заморочить, а рассказывают очередную непритязательную историю: вот дети поехали с учительницей на экскурсию смотреть, как строится метро, а вот давайте прогуляемся к дому Бенуа, а я вам расскажу, что за люди там жили… Хорошая книга.
Ольга Погодина-Кузмина «Новые русские»
-
Изд-во «Городец Флюид ФриФлай», 2021 г.
Это юбилейный, 60-й том в серии «Книжная полка Вадима Левенталя», и я, кажется, единственный, кто написал про каждую книгу из этого импринта, начиная с «Зачем ты пришла?» Романа Богословского, которая в январе 2019 года эту серию и открыла. А теперь под одной обложкой изданы все романы из трилогии, которая получила название «Новые русские». Первый роман, «Адамово яблоко», вышел десять лет назад, и я до сих пор помню, какой шум тогда поднялся, потому что там про любовь богатого нувориша и юного эфеба, такая метафора новейшей истории, даже скорее попытка выстроить семейную сагу одного крутого провластного финансиста как античную трагедию, и запретная любовь тут как раз в тему. Это и десять лет назад выглядело откровенно и вызывающе (потом последовали еще два романа – «Власть мертвых» и «Сумерки волков»), даже интересно, как новое поколение читателей воспримет эти произведения Ольга Погодиной-Кузминой – кстати, у нее это третья книга в «Книжной полке Вадима Левенталя», до этого выходили «Не чужие» и роман «Уран».
{jumi [*27]}
Дмитрий Данилов «Человек из Подольска и другие пьесы»
-
Изд-во «Городец Флюид ФриФлай», 2021 г.
Еще одна новинка из серии «Книжная полка Вадима Левенталя». Дмитрий Данилов в свое время написал потрясающую книгу «Горизонтальное положение», такой дневник москвича, состоящий из одних номинативов (сидение в кресле, чтение, поедание пиццы, горизонтальное положение, сон), я в свое время считал, что это и есть та самая экспериментальная проза, о которой пишут московские критики. А оказывается, Данилов не менее известен как драматург. Причем у него такие сюжеты немного абсурдные, парадоксально искажающие реальность – привели мужика в полицию для проверки документов, и начинается какой-то сюр; или пришли к мужику сразу три курьера, принесли посылочку, и начинается какой-то сюр; или встречаются люди в зум-конференции, и начинается какой-то…ну, вы поняли. Пьесы – немного не мой жанр, может, в «Книжной полке» переиздадут когда-нибудь «Горизонтальное положение» или другие прозаические тексты Дмитрия Данилова, они тоже очень неплохие.