Новости США

Читатель Толстов: Футбол и другие умные вещи: четыре отличных новинки в жанре нон-фикшен

Читатель Толстов: обзоры книжных новинок

Прочитано в 2018 г. Выпуск 197

Саймон Кричли «О чем мы думаем, когда думаем о футболе»

  • Изд-во «Азбука», 2018 г.

Саймон Кричли «О чем мы думаем, когда думаем о футболе»

Британский философ Саймон Кричли сейчас довольно активно издается в России, и это следует только приветствовать. Я уже писал о его «Книге мертвых философов», где Кричли собрал истории ухода из жизни 200 известных философов и проанализировал, как философ относился к смерти при жизни и насколько «соответствовал» своим принципам в свой смертный час. Книжка очень смешная, хотя и на грустную тему. Кричли – это вообще такой поп-культурный философ, вроде нашего Александра Секацкого, способного с умным видом гнать философские телеги на любую заданную тему. Вот как раз к Чемпионату мира по футболу (который открывается сегодня, с чем я всех поздравляю) издательство «Азбука» выпускает книгу Саймона Кричли о футболе. Книжка небольшая, но удовольствие от чтения гигантское! Потому что где футбол и где философия, но это пока этим делом не занялся Саймон Кричли. Он обнаруживает массу поводов пофилософствовать на футбольные темы. Вот, скажем, если взять футбольную игру как некую модель мира – правила, поле, игроки, турнирные таблицы – как философия может описать этот дивный новый мир? А как, по-вашему, выглядит футбол с точки зрения футбольного мяча, никогда не задумывались? А может ли предметом философского суждения стать болтовня в спорт-барах во время трансляции или манера ношения шарфов с клубными цветами? И так далее, и все так задорно, бодро, занимательно. Очень всем рекомендую.

{jumi [*22]}

Елена Осокина «Небесная голубизна ангельских одежд»

  • Изд-во «Новое литературное обозрение», 2018 г.

Елена Осокина «Небесная голубизна ангельских одежд»

Очень обстоятельная, под 700 страниц, книга о русских иконах. Но не искусствоведческие какие-то статьи, а именно история икон как части национальной культуры. Кому пришло в голову коллекционировать иконы, как они попадали на Запад, какие скандалы с ними были связаны, как вообще происходил сложный процесс превращения иконы из сакрального предмета, объекта культа, в артефакт, единицу хранения, рыночный товар. Если не ошибаюсь, это первое полноценное историческое исследование на эту тему, хотя лично меня эта тема не очень интересует. Но я должен отметить, что Елена Осокина провела гигантскую работу: список архивных документов, которые она ввела в научный оборот, занимает несколько страниц. И я знаю довольно много людей, которые интересуются историей религии, восстанавливают православные храмы, помогают местным приходам, реставрируют старые иконы… Сейчас таких людей становится все больше, и, в общем, книга Елены Осокиной скорее всего предназначена для них.

Кирилл Кобрин «Разговоры в комнатах»

  • Изд-во «Новое литературное обозрение», 2018 г.

Кирилл Кобрин «Разговоры в комнатах»

Замечательный Кирилл Кобрин – эстет, интеллигент, умница, и вообще европеец. Я читаю его статьи, его книги, не устаю поражаться эрудиции, стилистической изощренности его текстов. Можно было предсказать, что когда-нибудь Кирилл Кобрин напишет книгу о таких же людях, как он сам – интеллектуалах, эстетах, немножко снобах и европейцах. «Разговоры в комнатах» именно такая книга и есть. Она устроена изящно, как драгоценная шкатулка, в ней как бы два слоя для читателя. Первый слой – это три очерка о людях, которых можно считать «первыми европейцами» в русской истории позапрошлого века – Николае Карамзине, Петре Чаадаеве и Александре Герцене. Очерки хорошие, дельные, мастерски написанные (мне больше всего понравился о Чаадаеве), но это, повторяю, только первый слой. Потому что есть и второй: «Разговоры в комнатах» - это попытка описать процесс зарождения общественной повестки в России. Ну, когда от застольных разговоров о погоде постепенно перешли к разговорам о политике и государственном устройстве. Россия – страна разговоров, во всяком случае, последние лет триста, и такая книга, которую написал Кирилл Кобрин, давно должна была появиться. Я думаю, он учредил новую дисциплину, разговороведение, изучение общественных дискуссий. Правда, это необычно и очень интересно.

ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ

Лев Симкин «Его повесили на площади Победы»

  • Изд-во Corpus, 2018 г.

Лев Симкин «Его повесили на площади Победы»

Вроде совсем недавно писал о книге Руты Ванагайте «Свои.Прогулки с врагом» - первом полноценном исследовании об участии простых обывателей в Холокосте, массовом уничтожении евреев в годы второй мировой. И вот издательство Corpus выпускает еще одну книгу на эту тему, причем она пересекается с книгой Ванагайте тематически (о Холокосте), географически (действие – вернее, часть действия книги Льва Симкина – происходит в Прибалтике). В остальном же это совершенно разные книги. Ванагайте писала о простых людях, в силу обстоятельств ставших палачами. Лев Симкин рассказывает историю человека, ставшего профессиональным палачом, одним из самых кровавых деятелей СС. Его повествование снабжено подзаголовком «архивная драма», хотя «Его повесили на площади Победы» - конечно, архивный триллер. Генерал Фридрих Еккельн настолько прославился своими «подвигами», что даже попал в знаменитый роман «Благоволительницы» - а кто бы сомневался, что именно благодаря этому роману произошло возрождение интереса к теме СС, уничтожения евреев во второй мировой. Фридрих Еккельн стал одним из самых эффективных (если этот термин можно употребить) проводников политики практического уничтожения евреев. Прибалтика, Украина, Польша, сотни тысяч уничтоженных людей, разработанный Еккельном метод «укладки сардин» для проведения массовых расстрелов – читать это крайне тяжело. Лев Симкин получил доступ к архивным протоколам допроса Еккельна, к его личному делу и даже письмам. Исключительная удача для исследователя. И книга получилась выдающейся – история Холокоста через биографию одного из самых страшных его исполнителей.

Еще обратите внимание:

BAIKALINFORM.NEWS

Информационный дайджест: новости и мнения со всего мира для тех, кто читает на русском языке и формирует свою картину мира самостоятельно. Мнение редакции может категорически не совпадать с мнением авторов публикаций.