Прочитано в 2020 г. Выпуск 413
Питер Акройд «Основание: от самых начал до эпохи Тюдоров»
-
Изд-во «Азбука», 2020 г.
Любой, кто интересуется историей, встречал книги Питера Акройда. Он вообще-то писатель, и в истории выбирает личности и сюжеты, которые подстегивают его писательское воображение – поэтому среди многочисленных (только я их читал не менее десятка) книг Акройда есть история Лондона, биографии Ньютона, Шекспира и поэта Чаттертона. Любую книгу Акройда можно брать, что называется, не открывая, они все классные. Эта книга должна стать своего рода opus magnum, поскольку Акройд поставил перед собой сложную творческую задачу: описать историю Англии с самых древних времен, с первых стоянок первобытных людей, с ранних поселений – и до эпохи Тюдоров. Повествование заканчивается многозначительной фразой – «Генрих VII умер в своем дворце в Ричмонде 21 апреля 1509 года, и его смерть вызвала всеобщее облегчение, если не сказать — радость. «Алчность, — писал один аристократ, — покинула страну». Однако, дни королевского корыстолюбия только начинались». То есть Питер Акройд не останавливается на этом, и нас ждет продолжение – впрочем, в заключении он и сам пишет, что «самое интересное только начинается». Отличная книга. Если кто интересуется историей Англии и не хочет умереть, читая академические труды, Акройд – идеальный выбор.
{jumi [*22]}
Стивен Джонсон «Карта призраков»
-
Изд-во «Бомбора», 2020 г.
Я уже не раз писал, что сейчас самой востребованной литературой будут книги о медицине. А книга Стивена Джонсона – это такой исторический медицинский детектив. История о том, как в 1854 году в Лондоне вспыхнула эпидемия холеры, и как врач Джон Сноу придумал способ ее победить. Это действительно детективная история, только злодея Сноу искал не в лондонских трущобах, а в медицинских сводках, списках умерших, где сообщались адреса почивших от холеры. Сноу первым догадался, что холера распространяется не через «миазмы», вредные испарения, а через воду, и нашел те самые источники воды, через которые и распространялся холерный вибрион. Но до этого он пережил массу настоящих приключений – начиная с того, что коллеги и слушать не хотели о его теориях, считая их завиральными. Зато когда Сноу доказал свою правоту, Лондон стал первым крупным городом, где полностью перестроили систему водоснабжения – и холерных эпидемий здесь больше не было. «Карта призраков» - восхитительный, занимательный, поразительно интересный детектив, где главные «герои» - медицинская статистика, канализация и водопровод, но это и делает книгу настолько необычной, что премию «Эми» за лучшее историческое исследование ей дали заслуженно.
Дмитрий Медведев «Уинстон Черчилль. Личность и власть»
-
Изд-во «Рипол Классик», 2020 г.
Да-да, у нас есть такой историк, Дмитрий Медведев, почти тезка третьего президента России, а книги пишет о британском премьере Уинстоне Черчилле. Это уже далеко не первое жизнеописание Черчилля, до этого Медведев выпускал несколько обстоятельных биографических томов. Там есть интересные детали, о которых я не знал – да, собственно, вся жизнь Черчилля состоит из таких деталей и восхитительных исторических анекдотов (мой любимый – когда Черчилль спускается с трибуны, у него расстегнута ширинка, он перехватывает взгляд молодой сотрудницы и величаво произносит – не беспокойтесь, мисс, этот птенец уже не покинет своего гнезда). А если серьезно: книга Дмитрия Медведева – не только о Черчилле, но и его эпохе, подробная, с привлечением малоизвестных документов история послевоенной Европы и той роли, которую в ней играл британский премьер-министр. Придумавший, оказывается, выражение «железный занавес» и ненавидевший всякую тиранию, но всегда с уважением относившийся к советскому народу.
Дэвид Граммитт «Война Алой и Белой роз. Краткая история»
-
Изд-во «Азбука», 2020 г.
Хорошая историческая серия у «Азбуки» - известные и драматичные страницы в истории в кратком изложении, которые пишут наиболее компетентные и знающие специалисты по конкретному вопросу (в частности, Дэвид Грэммитт – профессор Оксфорда и Кембриджа, специалист по английской средневековой истории). Ланкастеры воевали с Йорками, а победили в результате Тюдоры, это мы из учебника истории помним. В книге Граммитта довольно подробно описываются все династические перипетии, которые привели к противостоянию – Граммитт последовательно раскрывает точки зрения современных историков, используя многочисленные новейшие данные, в том числе полученные им самим в ходе его научных исследований. Слабый король, многочисленные профессиональные рыцари, которые после войны оказались не у дел, а повоевать-то хочется, вот они и нанимаются к баронам, которых, в свою очередь, интригуют объединиться против короля, объясняя, что есть другой претендент на престол. Честолюбие, предательство, благородство, ярость одних и отчаяние других – яркий период в английской истории. Не говоря уже о том, что символы враждующих, алую и белую розы, придумали уже задним числом, чтобы как-то приукрасить эту кровавую кашу, в которой несколько десятилетий жила страна. Хорошая книга.
Вадим Волобуев «Иоанн Павел II. Поляк на Святом Престоле»
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2020 г.
Пожалуй, ограничусь издательским анонсом, потому что добавить к нему нечего. Это первая русская биография римского папы Иоанна Павла II (1920–2005), написанная на основе уникальных архивных материалов. Книга выходит в России к 100-летнему юбилею понтифика, и представляет собой рассказ об одном из самых ярких и неординарных политиков 1970–1980-х годов прошлого века, существенно повлиявшего на ход мировой истории. Из книги читатель узнает, как римско-католическую церковь впервые в истории возглавил славянин и что он изменил в ней. Какова роль римского папы в крушении социалистического лагеря и кто стоял за турецким террористом, стрелявшим в понтифика в 1981 году. Как и зачем Иоанн Павел II налаживал диалог с другими религиями и заключал ли он тайный союз с Рональдом Рейганом. Влиял ли Ватикан на итальянскую политику и при чем тут деньги мафии. Одобрял ли понтифик бомбардировки Югославии и вторжение в Ирак. Как Иоанн Павел II оценивал мир после «холодной войны» и почему выступал против евробюрократии. Что он думал о феминизме, свободной любви и сексуальных меньшинствах. Знал ли глава Апостольской столицы о масштабе педофилии среди духовенства и как поступал с провинившимися. Что влекло понтифика в Россию и почему он так и не посетил ее. Вадим Волобуев – историк и политолог, старший научный сотрудник Отдела современной истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения РАН.
Тилар Маццео «Дети Ирены. Драматическая история женщины, спасшей 2500 детей из Варшавского гетто»
-
Изд-во «Бомбора», 2020 г.
Книга стала бестселлером, саму Ирону Сендлер (или Сендлерову, как ее называли в польских документах) выдвигали на Нобелевскую премию мира, она скончалась совсем недавно. История ее стала известна только в последние годы, и сейчас Сендлер сравнивают с Оскаром Шиндлером. Только про Шиндлера есть голливудский фильм с кучей «Оскаров», а про Ирену Сендлер только сейчас выходит первая книга, написанная итальянской журналисткой. Причем в какой-то степени Сендлер совершала куда более значимые поступки, чем промышленник Шиндлер: тот спасал евреев от концлагеря, устраивая их на работу на свои предприятия, а Сендлер (по образованию она, кстати, социальный работник) выносила еврейских детей в чемодане из гетто, прятала под пальто, прятала в гробах, которые вывозили в санитарных машинах – то есть она рисковала неизмеримо больше, и рисковала ежедневно. Книга начинается с эпизода, когда Сендлер попала в гестапо – она выжила чудом. Мне понравилось, что эта книга именно художественная, а не историческая. Здесь видны судьбы людей, их боль, сомнения, страхи, такими, каким их видела писательница. Очень эмоциональная, временами рассказывающая о невыносимых вещах, но важная для осмысления опыта поведения человека в экстремальных ситуациях книга.
Ричард Престон «Эпидемия. Настоящая и страшная история вируса Эбола»
-
Изд-во «Бомбора», 2020 г.
Жесткое, тщательное, глубокое журналистское расследование обстоятельств обнаружения вируса лихорадки Эбола, самого, как говорят вирусологи, контагиозного и страшного в новейшей истории (смертность при заражении Эбола достигает 95%, а время от заражения до летального исхода редко превышает пяти дней). Ричард Престон встречался с выжившими свидетелями, разговаривал с врачами-эпидемиологами, даже побывал в Восточной Африке и нашел дом первого европейца, ставшего жертвой Эболы. А потом попытался выяснить природу вируса, который, к слову, все-таки проник в Европу, в одну из немецких клиник, который закупали в Уганде мартышек для опытов, и найти ответ на вопрос, почему Эбола не смогла захватить мир так же быстро, как это произошло с чумой, холерой или тем же коронавирусом. Очень хорошо описывается, как человек заражается вирусом (порвалась перчатка), даже находясь в противоэпидемическом облачении. Достойное и глубокое исследование, на фоне наших пандемических историй нетрудно предсказать, что книга Ричарда Престона выходит весьма своевременно и имеет все шансы стать бестселлером.
Стивен Рансимен «Падение Константинополя в 1453 году»
-
Изд-во «Центрполиграф», 2020 г.
Переиздание книги Стивена Рансимена – великолепного историка, а «Падение Константинополя» - однозначно лучшее, что написано об этом ключевом событии средневековой европейской истории. Османский султан Мехмед с детства мечтал покорить Константинополь, привести его под турецкий полумесяц. И у него это получилось, потому что византийский правитель оказался слабым, генуэзцы предали, союзники подвели, осажденные слишком понадеялись на неприступные стены крепости, забыв, что в стене есть одна маленькая калиточка, которой и воспользовались османы… История осады и падения Константинополя сама по себе настолько кинематографична, изобилует крутыми поворотами сюжета, яркими героями, феерическими событиями (одни страшные небесные знамения накануне падения чего стоят). И знают о них преимущественно из книги Стивена Рансимена, который всю эту историю упаковал в отличный текст. Стивен Рансимен рассказывает эту историю наглядно, зримо, читаешь – и будто видишь осажденную крепость, слышишь крики идущих на штурм, читаешь отчаянные письма, который осажденные посылали европейским правителям. Это замечательная книга, которую давно следовало переиздать, чтобы новое поколение любителей истории держало Рансимена на полке. У него еще немало отличных книг, но «Падение Константинополя» - абсолютный шедевр.
Роджер Мурхаус «Дьявольский союз. Пакт Гитлера-Сталина 1939-1941 гг»
-
Изд-во Corpus, 2020 г.
Книгу можно воспринимать двояко. В большинстве рецензий, которые я прочел, говорится, что это первое исследование о сговоре между Гитлером и Сталиным о том, как они еще в 1939 году задумали разделить сферы влияния в Европе, и даже название указывает на это. Первой жертвой их тайной политики стали Польша и страны Прибалтики (именно там книга Мурхауса стала бестселлером). Я же воспринимаю книгу Мурхауса несколько иначе. Прежде всего это очень серьезное исследование того, что происходило в годы, предшествующие вторжению немцев в Советский Союз, в европейской и мировой политике. Как Советский Союз пытался средствами дипломатии всячески оттянуть войну, прибегая к самым разным – и порой довольно труднообъяснимым – решениям. Об экономическом сотрудничестве между Третьим рейхом и СССР, когда в Германии делали оптику и танки для Красной армии, а Советский Союз расплачивался сырьем. Анализ экономических взаимодействий между немцами и нашими я считаю бесспорной удачей книги Мурхауса – ничего подобного прежде читать не приходилось: «Немецкие солдаты, накормленные украинским зерном, обутые в сапоги на каучуке, который привезли по Транссибирской железной дороге, ехали на топливе из кавказской нефти и стреляли в своих бывших союзников из оружия, на которое пошла сталь с добавлением донецкого марганца. Красная армия наносила ответные удары из артиллерийских установок и с самолетов, сконструированных по немецким инструкциям и произведенных при помощи машин из Рурской долины на заводах, где жгли уголь из Саара». Действительно, очень познавательная и интересная книга.
Джеремия Кэртин «Монголы на Руси»
-
Изд-во «Центрполиграф», 2020 г.
Понятно, что это далеко не первое и даже не самое полное исследование «монгольского» периода русской истории. Достоинство этой книги в том, что написал ее британский историк, который на события монголо-татарского нашествия смотрел со стороны, и взгляд его довольно объективен. Кэртин утверждает, что монгольское нашествие – первый в истории Древней Руси опыт тотальной войны, войны до полного истребления. Поэтому он не склонен оправдывать тех князей, которые после разгрома ушли в услужение к монгольским ханам, ездили в Орду за ярлыком на княжение и при необходимости предоставляли монголам войска для усмирения других непокорных правителей. Известная история (Кэртин, впрочем, описывает ее иначе), как хан Едигей, отправившись подавлять восстание в Угличе, потребовал у тверского князя отдать ему осадные пушки для разрушения крепостных стен – и это был редкий случай, когда русские монголам не подчинились. Джеремия Кэртин считает монгольское завоевание исторической катастрофой для русской истории, но спустя два столетия именно «фактор ига» стал основным аргументом для собирания русских земель вокруг Москвы. То есть монголы способствовали объединению Руси и превращению Московии в Россию. Очень познавательная, глубокая и подробная книга.
Джон Уорд «Британская военная экспедиция в Сибирь»
-
Изд-во «Центрполиграф», 2020 г.
В 1918 году 25-й батальон Миддлсексского полка, расквартированный в Гонконге, погрузили на корабли и отправили во Владивосток, откуда британские пехотинцы отправились помогать Колчаку. Командир батальона Джон Уорд, типичный английский офицер, далекий от политики, оказался в эпицентре политической и военной жизни «нового российского правительства»: Колчак, эсеровский генерал Болдырев, Директория, не подчинявшаяся ничьим приказам, буйные чехи, которым эти разборки были до лампочки, они домой хотели уехать. Уорд много интересного увидел в своей российской экспедиции, и пишет об этом не без некоторой экзальтации: «В то время положение дел в Омске было просто неописуемым. Каждый вечер, как только стемнеет, со всех концов города доносились ружейные и револьверные выстрелы и крики. А утром санитарные повозки подбирали от пяти до двадцати мертвых офицеров. Не было ни полиции, ни судов, ни закона — ничего. В отчаянии офицеры сбивались в группы и стреляли без разбора в каждого, кто, как им казалось, имел отношение к убийствам их товарищей. Так что мертвые тела в гражданском не уступали числом телам в военной форме. В такой кровавый кошмар, ставший нормой жизни сибирской столицы во время правления Директории, оказались брошены и мы. Ее члены были самыми отъявленными неудачниками даже для тогдашней несчастной, обезумевшей России».
{jumi [*27]}
Мальте Рольф «Польские земли под властью Петербурга: от Венского конгресса до Первой мировой»
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2020 г.
У издательства «НЛО» есть отличная серия «Окраины Российской империи», где издаются книги о том, как обстояли дела на далеких от столицы рубежах – в данном случае на самой западной границе. Сейчас уже надо напоминать, что Польша сто лет входила в состав Российской империи, и это было очень невеселое сосуществование. С одной стороны, полякам первым дали Конституцию, у них не было крепостного права, зато польское дворянство обладало привилегиями, которые и не снились русским аристократам. С другой – постоянная «горячая точка», два мощнейших восстания, Варшава превратилась задолго до первой мировой войны в столицу европейского военного шпионажа… Профессор Ольденбургского университета Мальте Рольф описывает «имперский период» в истории Польши, исследуя корни глубокой нелюбви поляков к России. Первый раздел книги расширяет временные рамки до 1772 года, когда Российская империя первый раз поделила земли Речи Посполитой на троих с Австрией и Пруссией.