Прочитано в 2019 г. Выпуск 333
Ян Мортимер «Век перемен. Какому столетию досталось больше всего?»
-
Изд-во «Бомбора», 2019 г.
Одна из лучших научно-популярных и исторических новинок, отвечаю. Упоительное, не оторваться, чтение гарантировано. Ян Мортимер – это тот самый парень, который изобрел собственный жанр «путеводители для путешественников во времени». «Век перемен» придуман и исполнен исключительно круто. Автор попытался проранжировать все столетия, начиная с XI века и определить, в какое столетие какие важные изобретения, тенденции, явления появились, и как они потом влияли на человеческую историю. Поскольку столетий всего десять, и научно-технический прогресс со временем ускоряется, нужно выбирать только самое-самое. Ну, например, возьмем одиннадцатый век. Мортимер на первое место ставит развитие европейских монастырей – потому что это повлекло увеличение числа путешествующих, монахи бродили по европейским дорогам, изучали, как живут люди в других землях. А в итоге это привело к расцвету книжной культуры, к накоплению важных знаний. Другое ключевое событие того столетия – крестовые походы, которые также следует рассматривать как еще один способ приобретения европейцами важных знаний. Крестоносцы не только освобождали Гроб Господень, но и вывезли из Святой Земли массу полезных и интересных приобретений, которые использовали у себя – начиная от шейных платков, и кончая карманами на одежде и балконами. Грандиозная, конечно, книга. Всем обязательна к прочтению.
{jumi [*22]}
Фредерик Ришо «Парикмахер Марии-Антуанетты и другие причуды Истории»
-
Изд-во «Текст», 2019 г.
Если взять за основу принцип «главное не победа, а участие!», окажется, что история человечества буквально пестрит «маленькими героями», имена которых остаются неизвестными широкой публике. Которые не стали победителями, но без их участия никаких побед не было бы. Например, все знают имя астронавта, первым ступившего на Луну – а вот как звали того, кто побывал на Луне последним? Все знают, что Америку открыл Колумб – а что получил от этого матрос, первым увидевший американский берег? Про «Титаник» не надо никому рассказывать – а многие ли знают, что Фредерик Флит, первым увидевший айсберг, выжил в катастрофе, дожил до 80 лет и в преклонном возрасте повесился в собственном саду, потому что тени погибших пассажиров лайнера преследовали его всю жизнь? Ришо собрал несколько десятков таких неизвестных героев. В том числе выяснил, что Неизвестный солдат, к могиле которого приносят цветы во множестве стран, на самом деле был выбран по жребию, и его имя известно. Что мальчик, которому поставили первую в мире прививку от оспы, впоследствии стал мясником, а после покончил с собой. Что автомобиль «форд-делюкс», приобретенный неким Джесси Уорнером в 1934 году, принес своему хозяину баснословные прибыли: именно этот автомобиль угнали знаменитые гангстеры Бонни и Клайд, в нем же их и пристрелили, после чего Уорнер зарабатывал деньги, показывая машину, в которой нашли погибель самые известные налетчики Америки. Подобные истории (которые еще надо разыскать, а это требует немалых усилий) позволяют и на победы великих исторических личностей, в тени которых остались «маленькие герои», взглянуть несколько по-иному.
Наталия Зазулина «Князь А.Н.Голицын: неизвестный во всех отношениях»
-
Изд-во «Бослен», 2019 г.
Открыл для себя нового автора, пишущего на темы истории – и хочу горячо рекомендовать всем книги Натальи Зазулиной. Прежде всего хочу обратить внимание на то, с какой любовью, тщательностью, вниманием к деталям сделана эта книга. Например, каждое упоминание исторической личности тут же сопровождается ее портретом. Или вот мне понравилось: отдельно перечислены все встречающиеся в ней обозначения и символы разных обществ, и отдельно – знаки всех религиозных конфессий, в книге упомянутых. Религиозные символы тут неслучайны, поскольку книга рассказывает о «главном по религии» в александровскую эпоху, обер-прокуроре Святейшего Синода князе Александре Голицыне. Который, в общем, даже на этой должности оставался человеком светским, просветителем и подвижником. В императорской семье Романовых, которая представляла в то время, судя по описаниям Натальи Зазулиной, настоящий дурдом, Голицын был человеком, умевшим находить деликатный выход из любой ситуации. И это позволило ему, с одной стороны, быть в курсе самых интимных тайн августейшей фамилии (самому при этом оставаясь в тени – не зря же герой назван «неизвестным во всех отношениях»), с другой – сохранять доверие царской семьи несмотря на все политические пертурбации. А исследователю Наталье Зазулиной это помогло написать отличную книгу. Колоритнейшая фигура (ничего о нем раньше не знал), интересно.
Кэтрин Мерридейл «Каменная ночь. Смерть и память в России ХХ века»
-
Изд-во Corpus, 2019 г.
С точки зрения идеологии книга Кэтрин Мерридейл ничем не отличается от традиционной переводной литературы по российской истории. Взгляд со стороны, так сказать: история советского периода – это сплошная галерея кровавых упырей, истребивших миллионы (десятки миллионов, сотни миллионов, кто больше) людей. Если же читать Мерридейл не обращая внимания на причитания и завывания, это вполне дельная история того, как в советскую эпоху одни погребальные-ритуальные-похоронные традиции и обряды постепенно сменялись другими, нового времени. Мерридейл обнаружила немало интересных фактов – как, например, кладбища в период индустриализации: «Надгробия, особенно те, что были выполнены из мрамора прекрасного качества, вывозились для использования на различных строительных проектах. На старых станциях знаменитого московского метро до сих пор можно обнаружить изрядное количество мрамора из надгробий. Использовались также железо, бронза, гранит: иногда их прямо направляли на промышленные нужды, а иногда — на перепродажу. В составленном в 1931 году секретном отчете говорилось о том, что закрытие старых кладбищ даст стране более сорока тонн металла». К сожалению, автор то и дело пускается в рассуждения о том, как советское государство ненавидело свой народ и старалось его умучить. Без этих рассуждений книга могла бы стать отличным историческом очерком похоронной индустрии в Советской России (ничего подобного не приходилось читать).
Кэрол Леонард «Аграрные реформы в России. Дорога из рабства»
-
Изд-во «Дело», 2019 г.
Совсем недавно издательство «Дело» выпустило книгу Теодора Шанина «Неудобный класс», о социальной эволюции российского крестьянства за последние полтора века (с отмены крепостного права). Книга Кэрол Леонард расширяет и дополняет эту тему, только Леонард берет не социальное измерение (какие люди пахали российскую землю), а экономическое и юридическое. Как складывались отношения земледельцев с владельцами земли, как распределялись права собственности, какие законы описывали эти модели отношений. И, наконец, самое главное – как государство старалось повысить эффективность сельского хозяйства в такой рискованной в аграрном смысле стране как Россия. Тут и столыпинские реформы, и массовое переселение «лишних» крестьян в Сибирь, и советская коллективизация. Отлично – Леонард доводит свое повествование до 2010 года, то есть захватывает и путинскую Россию, и те реформы, которые проводились в наше время. Ее основной постулат: реформы Столыпина могли резко увеличить эффективность аграрного сектора, но продолжить их удалось только после того, как сельское хозяйство вернулось к рыночным отношениям после распада Советского Союза. Книга исключительно обстоятельная (728 страниц!), добросовестная, тщательная, с множеством таблиц, графиков, статистических выкладок. Рекомендую прочесть всем, кто имеет какое-то отношение к сельскому хозяйству или просто интересуется экономической историей нашей страны.
ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ
Федор Столетов «Занимательная история мер измерений»
-
Изд-во «Центрполиграф», 2019 г.
Наверняка такие книги уже существуют, где описываются системы мер, принятые у разных народов, и объясняется, откуда что пошло. Но все равно книгу Федора Столетов рекомендую к прочтению. Трудно представить, сколько всего нуждается в измерении в нашей повседневной жизни: длина, вес, объем, время, скорость, расстояние, глубина и так далее. И человечество несколько столетий формировало меры измерения – причем у разных народов это происходило по-разному. Кто, например, помнит, что такое почка? А это, оказывается мера веса для благородных металлов, самоцветов всяких и так далее. У Афанасия Никитина алмазы продают по десять рублей за почку (почка 1/25 золотника). А еще существовал пирог, самая мелкая весовая единица. Или вот сели бы вы с товарищем выпивать, а вас спрашивают – вам чарку, шкалик или штоф? Берите сразу штоф – это 1,25 литра, но и это не предел, всего-то десятая часть ведра, не предел для дружеской беседы. Примечательно, что во всех странах для жидкостей и для алкогольных напитков существовали разные единицы измерения – потому что водку выдавали в армии, а там нужен учет и контроль. Есть отличные сведения о том, как можно определять время по «биологическим часам», слушая пение птиц: соловьи начинают петь в два часа ночи, жаворонки – в 3, зяблики и щеглы – в 4, скворцы в 5 и так далее. Хорошая книга!