Прочитано в 2021 г. Выпуск 563
Денис Пузырев «Новейшая история России в 14 бутылках водки»
-
Изд-во Individuum, 2021 г.
Я, к сожалению, редко пишу о книгах издательства Individuum, но мимо этой пройти невозможно. Денис Пузырев несколько лет работал корреспондентом РБК, освещал новости и события на российском алкогольном рынке, со всеми перезнакомился, узнал массу удивительных историй – и получается, что кроме него такую книгу написать в России некому, однозначно. Это действительно история постсоветской России, рассказанная через историю популярных водочных брендов, каждый из которых был не просто брендом сам по себе, но и отражал некие важные настроения и события эпохи. Водка «Столичная», ставшая самым популярным водочным брендом в мире и потом выкупленная российским инвестором. Водка «СмирновЪ» - головокружительная история возрождения дореволюционной водочной марки. Эпопея с осетинской водкой. Короткий взлет водки «Путинка». Феерическая история борьбы за завод «Кристалл», выпускавший водку «Гжелка», где последовательно генеральных директоров наемные чоповцы на руках выносили за территорию завода. Это совершенно потрясающее чтение, как бы вы ни относились к русской водке, даже если вообще ее не пьете. И на моей памяти это первый опыт осмысления новейшей отечественной истории через некие, эээ, социокультурные феномены. Ну, невозможно же представить «историю России в шоколадных батончиках» или там, не знаю, в колбасных упаковках. А вот для водки это получилось очень круто!
{jumi [*22]}
Сергей Кисин «Генерал Деникин»
-
Изд-во «Центрполиграф», 2021 г.
Еще одна монография из очень хорошей научно-популярной серии «Новейшие исследования российской истории». Генерала Антона Деникина, командующего белогвардейскими армиями на Юге, считали самым успешным военачальником Гражданской войны. У него были все шансы дойти до Москвы и разгромить красных. Многие даже прочили его в новые правители России и называли между собой «царь Антон». Но! Деникин был исключительно военным человеком, не политиком совсем, даже более того – демонстративно отвергал все возможности политической, дипломатической деятельности. Он умудрился перессориться со всеми союзниками, он на дух не переносил разговоров о возможности предоставления автономии полякам и финнам (финны предлагали выдвинуть 100-тысячный корпус на Петроград в обмен на независимость), он наделал массу ошибок в переговорах с союзниками, после чего все оружие, деньги и полномочия ушли Колчаку в Сибирь – который, в свою очередь, был искусным политиком, но никудышним военачальником, что и показали дальнейшие события. Деникин в итоге был разгромлен, эмигрировал, с военной русской эмиграцией отношения у него также не сложились. Очень интересный разбор ситуации военной кампании 1919 года, когда у белых (конкретно у армии Деникина) были невероятно высокие шансы на победу, но Антон Деникин эти шансы просохатил. Правильно говорят, что в любом столкновении генералов и политиков победят всегда политики. Судьба Деникина тому яркий пример.
Розали Гилберт «Интимное Средневековье»
-
Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2021 г.
Ох, сколько я уже прочитал (и писал о них в «Читателе Толстове») книг про «какое-то» Средневековье: «Средневековье крупным планом» Олега Воскобойникова, «Чумазое Средневековье», «Занимательное Средневековье», «Блудливое Средневековье»… Теперь к этому добавляется еще и «Интимное Средневековье» - все предрассудки и суеверия, связанные с сексом, деторождением, нежелательными беременностями, адюльтерами и так далее. Кажется, я понимаю, почему такой интерес именно к средневековой жизни. Тогда люди жили совсем в ином информационном пространстве, и жизнь их была организована в соответствии с церковными правилами и многочисленными суевериями и легендами. Например, считалось, что девушка, которая отказывается от секса, должна завести себе как можно больше кошек: если гладить кошку, вся сексуальная энергия передается зверьку. А если молодой человек в постели оказывается чересчур активным, его надо кормить укропом, причем не каким попало, а сдобренным уксусом – и добавлять эту адскую смесь в любое блюдо. Отдельная глава посвящена нетрадиционным сексуальным отношениям. Оказывается, средневековые отцы церкви оставили массу текстов, посвященных наказанию за лесбийские и мужеложские наслаждения. Если у женщины находили, скажем, самодельный фаллоимитатор (сложно представить, что средневековые женщины приобретали их на рынке), ее приговаривали к семилетнему покаянию, когда она должна была присутствовать на церковных службах в белой рубахе в пол, с распущенными волосами и босиком. А святой Августин, чтобы избавить монахинь от соблазна, советовал им посещать баню только группами по три человека, чтобы в любой момент в ванне находились как минимум две намыленные дамы, и каждая контролировала поведение другой. В общем, еще одна научно-популярная книга про Средневековье, у нас таких уже целая библиотека издана.
Леонид Парфенов «Намедни. Наша эра. 2011-2015»
-
Изд-во Corpus, 2021 г.
Трудно поверить, но это уже десятый (десятый!) том из исторического проекта «Намедни» Леонида Парфенова. За пять лет существования «Читателя Толстова» я писал о всех книгах из этого цикла, и мне интересно, сделает ли Парфенов том про 1940-е (у него есть «Намедни 1946-1960», а вот именно про Великую Отечественную отдельной книги нет), и пойдет ли дальше, к началу ХХ века – «Намедни 1911-1920» тоже могут получиться любопытным изданием. Парфенов сам отбирает «феномены» для очередного тома, сам пишет подтекстовки, видимо, и фотографии утверждает сам. Вот, скажем, из новой книги возьмем 2012 год: мода на кроссовки, «Пусси Райот», мужика в полиции изнасиловали бутылкой из-под шампанского, ввели возрастное ограничение 18+, краудфандинг, барбершопы, Россию приняли в ВТО, онлайн-знакомства, новая Москва, Иван Дорн, Путин снова президент, «Болотное дело», начало выходить ежедневное шоу «Вечерний Ургант» (боже, 16 апреля 2022 года будет десять лет!), новая социальная сеть «Инстаграм», первое шествие «Бессмертного полка», наводнение в Крымске…хватит, пожалуй. Что важно, принцип составления «намедниевскх» томов не изменился. Эти книги можно листать и рассматривать как фотоальбом, можно читать смешные и короткие подтекстовки, можно даже читать их вслух внукам и детям – пусть знают, как мы тут жили, какие времена застали. Понятно, что Леонида Парфенова критикуют за то, что его версия истории какая-то уж больно обывательская, мещанская, которая ставит на одну доску полет Гагарина и изобретение нейлоновых колготок. А я считаю, что и не обывательская, а журналистская, которая воспринимает события именно как актуальные феномены своей эпохи. Это же Честертон говорил, что настоящий журналист не видит разницы между крушением империи и падением с велосипеда? В общем, я очень люблю цикл «Намедни. Наша эра» и рад, что выходит уже десятый том.
Джон Келли «Черная смерть. История самой разрушительной чумы Средневековья»
-
Изд-во «Эксмо», 2021 г.
Ух, опять про чуму, опять про «Черную смерть». Как только начался ковид, книги о том, как в 1348 году Европу накрыла чума, стали выходить регулярно. И вообще про пандемии прошлого стали больше книг издавать – и про испанку, и, помнится, про холеру в России, но вот про чуму XIV века исключительно много и часто изданий выходит. Книга Джона Келли отличается тем, что автор задумал ее в начале 1990-х, когда многие знакомые его стали умирать от «чумы 20 века», от СПИДа. И он задумался о том, как меняется мир каждого человека, когда его настигает неизлечимая болезнь. И как меняется общество, когда приходит «Великий мор». Поэтому «Черная смерть» - тщательное, скрупулезное исследование того, как чума перевернула жизнь средневековых горожан. Они и так-то ждали чего-то плохого, потому что сожгли Жака де Моле, великого магистра ордена тамплиеров, а тот на костре всех проклял и пообещал страшные беды. И вот пришла беда, и Джон Келли подробно описывает, что происходило в эти дни в европейских городах: «В Авиньоне люди падали замертво на улицах, в домах, под телегами и верстаками, и было их так поразительно много, что еще много месяцев единственным звуком, оживлявшим городские улицы, был стук лопаты могильщика». Одни сбегали и прятались за высокими стенами замков и монастырей (где чума настигала их все равно), другие самоотверженно помогали заболевших, кормили их и протирали мокнущие гнойники. И как по-разному встречали чуму разные города – Париж, Рим, Лондон. «Черная смерть» Джона Келли написана в лучшей манере, это такой исторический репортаж, где мы вместе с авторами следуем по охваченным чумой и ужасом городам, это сделано здорово, очень убедительно.
{jumi [*27]}
Александр Бушков «Кто в России не ворует»
-
Изд-во «Эксмо», 2021 г.
Мы все ждем завершающей книги исторического цикла «Остров кошмаров», пятая книга о британской истории вышла год назад, а Александр Бушков решил, видимо, взять творческую паузу и написал книгу очерков о криминальной истории XVIII века, от Петра до Павла. В чем Бушкову нельзя отказать – он пишет невероятно занимательно, раскручивая даже известные сюжеты (например, жизнеописание и похождения Ваньки Каина) и расцвечивая их малоизвестными смачными деталями. Когда Каин еще был крепостным Иваном Осиповым и попался на краже денег у своего помещика Филатьева, тот решил припугнуть его – посадил на цепь рядом с медведем, который тоже сидел на цепи. Медведю это соседство не очень понравилось, а уж каково приходилось Ивану, можно представить. Но он быстро сообразил завести отношения с дворовой девушкой, которая каждый день приносила медведю еду, и вызнал у нее, что местные крестьяне убили солдата и труп его сбросили в колодец. А после объявил «слово и дело», и назвал своего помещика главным организатором этого убийства. Помещика в итоге оправдали, зато Ивану как ценному свидетелю выдали вольную – с чего и началась его криминальная карьера. А еще в книге очерки о фальшивомонетчиках, о самозванцах, о казнокрадах – в общем, самые знаменитые криминальные истории «галантного века» автор собрал под одной обложкой. Но все равно ждем завершающую книгу из «Острова кошмаров» - чем там дело-то закончится?