Новости США

Читатель Толстов: Карета прошлого: лучшие новые книги о нашем минувшем

Читатель Толстов: обзоры книжных новинок

Прочитано в 2020 г. Выпуск 362

Борис Акунин «История российского государства. Первая сверхдержава. Александр Благословенный и Николай Незабвенный»

  • Изд-во «АСТ», 2020 г.

Борис Акунин «История российского государства. Первая сверхдержава. Александр Благословенный и Николай Незабвенный»

Это уже седьмой том обширного проекта «рассказать свою версию отечественной истории», мы добрались до первой половины 19 века: царствование Александра, война с Наполеоном, восстание декабристов, правление Николая Первого, Крымская война. Я понимаю (в общем, это можно было понять еще с первого тома), что мегаистория «от Акунина» - это такой «антикарамзин». Карамзин писал свою историю с государственнических позиций, Акунин – завзятый либерал, и все либеральные мифы тащит в свои книги. Русские цари были слабыми правителями, Кутузов выиграл у Наполеона по случайности (ранняя зима), Крымскую войну бездарно продули, России предназначена роль второстепенной европейской державы…в общем, все и так понятно. Но чего у Акунина не отнять – он пишет внятно, сдержанно, легко, подчеркнуто отстраненно, избегая авторских ремарок и собственных суждений. То есть это действительно историческое повествование, ну, только с понятным идейным обрамлением. Так что я не разделяю взглядов Акунина-историка, но как книгу Акунина-писателя новый том исторического цикла не пропущу. Следующий том будет называться «Реформы и контрреформы».

{jumi [*22]}

Александр Бушков «Остров кошмаров. Паруса и пушки»

  • Изд-во «Эксмо», 2020 г.

Александр Бушков «Остров кошмаров. Паруса и пушки»

Вот еще один писатель, сменивший, вслед за Акуниным, перо прозаика на малярный квач «народного историка». Бушков взялся написать многотомную историю Англии, «Паруса и пушки» - второй том его цикла, о елизаветинской эпохе, правлении «доброй Бесс», Елизаветы Тюдор. Бушков пишет страстно, едко, субъективно – в отличие от Бориса Акунина, который занимает позицию беспристрастного наблюдателя, Бушков к своим героям не так снисходителен. Он обижается на них, он их ругает, он не скрывает ни их достоинств, ни их слабостей. Да и то сказать, эпоха для описания в «Парусах и пушках» ему досталась исключительная. Какие там персонажи: Уолтер Рейли, Шекспир, Фрэнсис Дрейк и прочие не менее замечательные люди. Первую книгу из цикла «Остров кошмаров» я осторожно покритиковал, мне она показалась чересчур эмоциональной для исторического повествования. Теперь хочу забрать свои слова обратно. Александр Бушков, возможно, не везде следует установленным и проверенным академической наукой фактам и выводам, но он создает собственную картину истории, и наблюдать за этим, читать его интересно.

Мишель Пастуро «Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей»

  • Изд-во «Новое литературное обозрение», 2020 г.

Мишель Пастуро «Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей»

Мы-то ждем, что Пастуро напишет новый том своей бессмертной серии «история одного цвета» (вышли уже книги о черном, зеленом, красном и синем, ожидается, что следующим будет белый или желтый), а тут такой неожиданный «боковичок» - не о цвете, а о ткани в полоску как социокультурном и историческом феномене. Интересное исследование. Я вот не знал, что изначально полосатые ткани были символом восстания – американские колонисты, бунтовавшие против метрополии, обряжались в полосатые одежды. Как потом полосатая одежда стала самой распространенной одеждой заключенных и каторжников, историки культуры, оказывается, спорят до сих пор. И «зебры» на пешеходных переходах имеют тот же функционал, что и полосатые робы каторжников – предупреждают об опасности. А вот тельняшки стали полосатыми совсем по другой причине – понадобилась форменная одежда, по которой можно было различить в волнах выпавшего за борт моряка. А уж полосатой тельняшки стали случайно – фабрики, выпускавшие трикотаж для военно-морского флота, могли в массовых сериях производить только такую, полосатую одежду. Ну, и много чего другого интересного.

Алексей Паевский, Анна Хоружая «Смерть замечательных людей. Сделано в СССР»

  • Изд-во «Пятый Рим», 2020 г.

Алексей Паевский, Анна Хоружая «Смерть замечательных людей. Сделано в СССР»

Творческий дуэт Паевский-Хоружая регулярно становится объектом внимания «Читателя Толстова» - раньше я уже писал об их книгах «Смерть замечательных людей» и особенно о великолепной (всем советую) «Нобелиаты.Формула успеха». Посмотреть на советскую историю через окошко прозекторской, или где там вскрывают трупы – интересная идея. И выясняется, что не только жизнь, но и смерть героев советской эпохи окружена мифами, легендами и предрассудками. Великий физиолог Павлов, оказывается, не диктовал своим ученикам свои предсмертные симптомы («холодеют руки…отнимаются ноги»), скончавшись от банальной простуды. Космонавт Павел Беляев до последнего дня надеялся вернуться в отряд космонавтов и полететь в космос, ненавидел врачей, которые ему это запрещали – и скончался совершенно неожиданно. Советский баскетболист, главный герой фильма «Движение вверх» Александр Белов действительно был неизлечимо болен, диагноз поставили поздно и не с первого раза, назначили операцию, но спортсмен до нее не дожил. И так далее – около двух десятков очерков о людях советской эпохи, с Надежды Крупской до Константина Черненко. Еще одна качественная книжка в копилку исторической серии издательства «Пятый Рим».

Давид Мотадель «Ислам в политике нацистской Германии»

  • Изд-во Института Гайдара, 2020 г.

Давид Мотадель «Ислам в политике нацистской Германии»

Года три назад в «Эксмо» выходила поразительная книга Нормана Олера «Третий рейх на наркотиках» - о том, как нацистские фармацевтические компании подсадили вермахт на первитин и прочие «подбадривающие» таблетки. Книга была поразительна тем, что ничего подобного я прежде не читал. Книга британского историка Давида Мотаделя исследует еще один совершенно неизвестный и неописанный ранее аспект второй мировой – как нацисты использовали исламские организации в своих целях. Оказывается, существовала разветвленная сеть «агентов влияния», которые должны были превратить «поход на Восток» вермахта в «мировой джихад». Германия понимала, что исламские фундаменталисты – потенциальные их союзники, особенно в борьбе с Советским Союзом и Британской империей, и делали все возможное, чтобы задружиться с этими деятелями. Невероятное количество поразительной информации, фактов, о которых я прежде не слышал: «Призывая журналистов отдавать должное «исламскому миру как культурному фактору», министерство пропаганды осенью 1942 года поручило печатным СМИ отбросить негативные представления об этой религии, которые на протяжении веков распространялись христианскими богословами — и вместо этого содействовать сближению с исламским миром (который описывался как антибольшевистский и антиеврейский). О сходстве между евреями и мусульманами (например, в запрете есть свинину и обряде обрезания) рекомендовалось не упоминать». Познавательно.

ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ

Ричард Вайнен «Долгий ‘68: Радикальный протест и его враги»

  • Изд-во «Альпина Нон-Фикшен», 2020 г.

Ричард Вайнен «Долгий ‘68: Радикальный протест и его враги»

У этой книги тоже есть «предшественница» - сборник публицистических очерков «Год неспокойного солнца» советского журналиста-международника Генриха Боровика, который описал 1968 год, молодежные бунты и все, чему он тогда стал свидетелем с точки зрения журналиста, лояльного социалистической идеологии. Профессор Лондонского колледжа Ричард Вайнен отбрасывает все идеологические шоры и пытается оценить события 1968 года (а дело было серьезным – большинство политиков всерьез считали, что грядет новая мировая революция) с точки зрения чистой политической прагматики и феноменологии. Молодежные бунты 68-го закрыли целую эпоху, и в них отразились все важные моды, явления и процессы послевоенной истории. Тут и сексуальная революция, и падение роли пролетариата (после 68-го рабочие уже не бунтовали так массово, их сменили на улицах офисные клерки), и международный успех молодежной музыки – «битлы», молодежный жаргон и все такое прочее. Оказывается, в середине 60-х западный мир впервые за всю историю резко омолодился: каждый второй житель был моложе 30 лет, последствия послевоенного «бэби-бума». И, кстати, очень интересны выводы Вайнена о связи современных интеллектуальных и социальных течений (феминизм, зоозащитники, борцы за права меньшинств) с событиями 1968 года.

Еще обратите внимание:

BAIKALINFORM.NEWS

Информационный дайджест: новости и мнения со всего мира для тех, кто читает на русском языке и формирует свою картину мира самостоятельно. Мнение редакции может категорически не совпадать с мнением авторов публикаций.