Прочитано в 2023 г. Выпуск 675
Герлинде Пауэр-Штудер, Дэвид Веллеман «Конрад Морген. Совесть нацистского судьи»
-
Изд-во «Альпина нон-фикшн», 2023 г.
Два исследователя – Пауэр-Штудер из Австрии и Дэвид Веллеман из США – написали биографию удивительного человека. Конрад Морген действительно работал судьей в Третьем Рейхе, более того – по личному поручению Гиммлера занимался коррупционными расследованиями в системе нацистских лагерей. Причем ожидалось, что Морген как человек совершенно системный уберет наиболее вопиющие случаи коррупции под сукно. А он вместо этого довел все расследования до суда, провел несколько судебных процессов против эсесовских функционеров, замешанных в серьезных коррупционных схемах (об одной из них упоминается, кстати, в фильме «Список Шиндлера»), и минимум одного из подсудимых приговорил к смертной казни. После войны Морген выступал свидетелем в Нюрнбергском процессе. Он до конца жизни оставался одним из главных экспертов по нацистской системе правосудия – поскольку оказался единственным человеком «изнутри системы», который по мере сил ей противостоял. Это история мужественного человека, пытавшегося бороться с безумной политикой массового уничтожения людей. Но это еще и подробный, вдумчивый, внимательный очерк нацистской бюрократической машины, как она выглядела, как проходило прохождение по службе, какие качества эта система принимала как достоинства. Впечатляют биографии высокопоставленных эсесовцев, в том числе и тех, кто становился подсудимыми в процессах, которые вел Конрад Морген: в их прошлом достаточно темных мест, а то и просто откровенного криминала. И еще там интересные факты о том, как были организованы послевоенные судебные процессы против нацистов и их пособников (оказывается, они шли до середины 1960-х). Но прежде всего, конечно, это книга об отважном судье, который сумел сохранить себя в человеконенавистнической системе, в кровавой машине убийств, не сокрушившей его воли и духа.
{jumi [*22]}
Стивен Пинкер «Рациональность. Что это, почему нам ее не хватает и чем она важна»
-
Изд-во «Альпина нон-фикшн», 2023 г.
В России выходит четвертая за последние пять лет книга Стивена Пинкера, американского философа, психолога и мыслителя. Мне больше всего нравится «Просвещение продолжается», которая вышла в прошлом году – я эту книгу, можно сказать, зацитировал своим знакомым. До этого были «Чистый лист. Природа человека: кто и почему отказывается признавать ее сегодня», и «Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше». Пинкер не боится обсуждения серьезных тем. Он исходит из того, что человек во многом еще не преодолел изъянов своей биологической природы, а современная цивилизация вдобавок еще и сильно его расслабила, сделав ленивым, корыстным и неуправляемым. В новой книге Пинкер обратил внимание на то, что большинство людей поступает вопреки собственным интересам: «Люди играют в азартные игры и участвуют в лотереях, где почти гарантированно проиграют, но не желают откладывать деньги на старость, хотя здесь они гарантированно выиграют. Три четверти американцев верят как минимум в одно явление, противоречащее науке, в том числе в сверхъестественное исцеление» и привидения. В социальных сетях фальшивые новости (такие как «Джо Байден назвал сторонников Трампа отбросами общества» и «В национальном парке Эверглейдс во Флориде мужчина арестован за то, что изнасиловал аллигатора, накормив его успокоительным») распространяются быстрее правдивых». Парадоксально, но именно сегодня человечество находится на пике научного познания окружающего мира – и при это люди в отдельности ведут себя иррационально. Пинкер объясняет это тем, что наш мозг способен находить выход в самых сложных ситуациях, но люди не могут пользоваться инструментами научного познания, не обладают критическим мышлением и вдобавок не способны оценивать последствия принимаемых решений. Впрочем, человечество не безнадежно, считает Пинкер.
Майкл Бонд «Путеводный нейрон. Как мозг помогает нам решать пространственные задачи»
-
Изд-во «Азбука», 2023 г.
Отличная научно-популярная книга о том, как работают структуры человеческого мозга, отвечающие за ориентирование нас в пространстве. На самом деле, как утверждает Майкл Бонд, у нас нет встроенных биологических радаров, соноров, всяких специальных приблуд, позволяющих нам определять свое местоположение (а вот у некоторых рыб и птиц такие штуки есть) – и то, что мы умеем находить дорогу даже в незнакомой местности, есть маленькое чудо природы. Бонд не просто рассказывает о том, как мы ищем правильное направление, но и сообщает множество важных сведений из психологии, нейробиологии, этологии, антропологии и даже географии. Большинство известных нам топонимов чаще всего означают что-нибудь вроде «гора у слияния рек» или «много деревьев в долине», что свидетельствует о том, что первые путешественники давали им названия, используя их в качестве топографических ориентиров, меток на местности. А вообще человеческая навигация устроена чрезвычайно сложно – она задействует такие важные области, как когнитивные способности мозга, абстрактное мышление, воображение, память. Не говоря уже о всех пяти чувствах. Каждый человек составляет в голове некую «карту местности», это позволяет ему сокращать путь, прокладывать новые маршруты или искать обходные пути. Но самое важное – что практически все навигационные приборы, географические карты, планирование городов и проектирование торговых центров учитывают именно эти навигационные особенности человеческого мозга. Великолепная книга.
Клас Бушманн «О чем говорят мертвецы. 12 удивительных историй судмедэксперта»
-
Изд-во «Бомбора», 2022 г.
Очередной «медицинский триллер», написанный врачом, работающим в судебном подразделении знаменитой берлинской клиники Шарите. Каждое утро он входит в секционный зал, где его ожидают тела, которые доставили ночью с мест преступления или из дорожных аварий. Каждый день ему предстоит заниматься решением загадок – причины смерти, обстоятельства гибели каждого, время смерти – а это не так просто. Из своей богатой практической деяетельности Клас Бушманн выбрал 12 наиболее феерических историй: как в морг доставили половину трупа и нужно было понять, что случилось с другой половиной, как в тоннеле обнаружили человеческую руку, как подросток выбросил в окно многократно судимого растлителя малолетних, а потом на суде выяснилось, что он тоже был жертвой педофила. Клас Бушманн не злоупотребляет цитированием судебно-медицинских протоколов – чаще всего приводит небольшую цитату, а потом подробно рассказывает, «как дело было». Ну, и специфический черный медицинский юмор: «Трупы, извлеченные из воды, — это, по сути, самое трудное испытание для обоняния человека, которое только может предложить судебная медицина. Даже при общении с некоторыми живыми людьми у профессионалов иногда возникают рвотные позывы, чего уж говорить о мертвых».
Эндрю Мортон «Элизабет и Маргарет. Частная жизнь сестер Виндзор»
-
Изд-во «Бомбора», 2023 г.
Надо полагать, в ближайшее время нас ждет много книг, посвященных недавно скончавшейся английской королеве Елизавете II. Не думаю, что в России подобные издания будут особо популярны – старушка не любила нас, русских. Но вот биографическое исследование Эндрю Мортона (в выходных данных указано, что он имеет статус «королевского биографа», то есть обладает лицензией на создание официальных биографий королевской семьи) я бы советовал прочесть. Потому что она не столько о политической деятельности Елизаветы Второй, сколько о ее сложных отношениях с младшей сестрой, принцессой Маргарет, графиней Сноудон. Всю жизнь Маргарет оставалась такой «в семье не без урода» королевской семьи. Она манкировала своей принадлежностью к правящей династии, беззаботно заводя романы то с разведенными героями войны, то выходя замуж за дворцового фотографа (их брак стал первым в истории королевской власти случаем, когда было дано разрешение на заключение брачных уз между принцессой и простолюдином), то устраивая скандальные вечеринки и делая не менее скандальные заявления. Эндрю Мортон постарался дать максимально объективную оценку взаимоотношениям двух сестер Виндзор, которые, несмотря на то, что старшая была британской королевой, оставались родными сестрами, и Мортон великолепно соблюдает баланс между Елизаветой и Маргарет, заставляя попеременно сочувствовать то старшей сестре, то младшей. Ну, и обилие интригующих сюжетов из дворцовой жизни, включая сведения о разных правилах правящего дома вроде обязательного присутствия министра внутренних дел при королевских родах – как гарантия того, чтобы младенца не подменили.
Георгий Сатиров «Рейх. Воспоминания о немецком плене 1942-1945»
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2023 г.
Книга вышла в серии «Россия в мемуарах» - я всем рекомендую эту серию, потому что там нередко появляются настоящие шедевры мемуаристики. А что касается этой книги, обязательно ознакомьтесь со вступительной статьей, где подробно рассказывается, как вообще у нас развивался этот жанр «воспоминания военнопленных». До середины 1950-х никаких военнопленных у нас быть не могло (при том, что в немецком плену томились не менее 3 миллионов наших солдат и офицеров): советские уставы предписывали, что каждый, попавший в плен, по определению считается предателем Родины. Вот и Георгий Сатиров оказался в немецком плену в самом начале немецкого наступления в Крыму, он не кадровый военный, служил в ополчении. И после этого три года провел в немецких трудовых лагерях. Рукопись неполная, обрывается на рассказе о том, как уже после окончания войны и освобождения бывшие военнопленные возвращаются домой. Воспоминания Георгия Сатирова сильно отличаются от привычных штампов о пребывании в немецком плену – что все как один готовили побег, все состояли в коммунистическом подполье и всячески вредили немцам. Бывало по-разному, и Георгий Сатиров в своих воспоминаниях старается быть по возможности объективным.
{jumi [*27]}
Нора Буаззони «Стейксизм»
-
Изд-во «Рипол Классик», 2023 г.
Книга о гендерных «разногласиях» в еде – оказывается, есть и такая проблема, не поверите. Что имеется в виду. Производители продуктов любят подчеркивать, что у них есть еда «для настоящих мужиков», а есть – «для прекрасных женщин». Ну, в смысле если продается мясо, то наверняка продвигать его будут как продукт исключительно мужской. При этом Нора Буаззони инициировала несколько масштабных исследований пищевых предпочтений, и выяснилось, что нет никаких «мужских» и «женских» продуктов. Молочные продукты на завтрак употребляют 56% мужчин и, не поверите, 55% женщин. Примерно такое же соотношение с другой едой. Но тут у Норы Буаззони просыпается ее публицистическое возмущение и она спрашивает – а на каком, собственно, основании? Книга «Стейксизм» довольно забавная, потому что посвящена теме, о которой ну сто пудов никто из нас не задумывался. А вот, оказывается, даже манера наполнять тарелки (доверху или по чуть-чуть) может свидетельствовать об определенных цивилизационных различиях между разными полами.