Новости США

Читатель Толстов: Люди: новые книги о лучших представителях человечества

Читатель Толстов: обзоры книжных новинок

Прочитано в 2019 г. Выпуск 312

Эрик Метаксас «Мартин Лютер. Человек, изменивший мир»

  • Изд-во «Бомбора», 2019 г.

Эрик Метаксас «Мартин Лютер. Человек, изменивший мир»

Праздник какой-то, а не книга! Хотя книгу эту вы явно не пропустите на полке в книжном магазине: она роскошно оформлена, она выглядит очень солидно. Любо-дорого прочесть и на полку поставить или понимающему человеку задарить. В прошлом году издательство Corpus выпустило капитальную, окончательную биографию Леонардо да Винчи к 500-летнему юбилею со дня смерти гения. Книга Эрика Метаксаса также выпущена к 500-летнему юбилею: в 1517 году монах Мартин Лютер прибил к дверям церкви свои тезисы. И с этого события и началась, как полагают многие, новая эпоха в человеческой истории. Эрик Метаксас писал биографию Лютера – самую полную, как он утверждает в предисловии. Писал он ее шесть лет, ему помогал немаленький стаж ассистентов – которые разыскивали новые документальные источники, сверяли цитаты, сидели в архивах… Результат получился более чем достойным. «Человек, изменивший мир» - фундаментальный труд. Это не столько жизнеописание самого Лютера, сколько подробная панорама времени, в котором он жил - люди, правители, нравы, интеллектуальные споры, путешествия, события… Оказывается, отца Реформации на самом деле звали Людер, он поменял фамилию, потому что по-немецки «людер» - это «неряха». Но это, в сущности, неважно, потому что Лютер и его учение повлияло на очень и очень многие процессы в европейской истории. Конец Средневековья, когда власть стала подчиняться законам – это последствия деятельности Лютера. Свобода слова, веротерпимость, появление на карте мира США, отмена рабства и крепостного права – и это тоже Лютер. И вот это – может быть, самое близкое каждому читателю: «Лютер почти единолично создал vox populi – «глас народа». Он стал голосом простых людей – и их героем; в этом никто ни из союзников, ни из противников не мог с ним состязаться. Оседлав свободный рынок, обращался он ко все более и более широкому кругу читателей – и возбуждал в них жажду читать больше и больше». Замечательная книга, рекомендую.

{jumi [*22]}

Алекс Керр «Потерянная Япония»

  • Изд-во «Бомбора», 2019 г.

Алекс Керр «Потерянная Япония»

Поверьте, это, несомненно, лучшее, что написано в последние годы о Японии. И вовсе не потому, что Алекс Керр стал единственным лауреатом премии, не являющимся этническим японцем, которой удостаиваются книги, написанные о Японии. Он смотрит на Японию не как турист, не как путешественник, не как исследователь-японист (кстати, из книги Керра, закончившего кафедру японистики в 1974 году, я узнал, что сегодня только в Америке таких кафедр более 100 – Японию стало изучать модно). Керр пишет о Японии как о феномене эстетическом и психологическом. Эстетический – это его коллекционирование старинной японской каллиграфии и графики, позволившее понять, как функционирует искусство в японском обществе. Оказывается, то, что сегодня является «брендом» японского искусства в мире – икебана, оригами, графика – чаще всего досталось нам в наследство от обедневших самурайских родов, которые не могли участвовать в военных походах, но нуждались в создании чего-то уникального, что подчеркивало бы их аристократизм. А Япония как психологический феномен – это явление исключительной консолидированности и консервативности японского общества, позволяющее при этом создать мощнейшую экономику и всемирно известные бренды. Модные идеи вроде феминизма или мультикультурализма вызывают неодобрение у приверженцев традиционной морали, поэтому практически не получили распространения среди японских интеллектуалов. И подобных открытий (точнее, неожиданных и поразительных наблюдений и авторских выводов) там на каждой странице. Отличная книга.

Анатолий Васильев «И и Я. Книга об Ие Саввиной»

  • Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2019 г.

Анатолий Васильев «И и Я. Книга об Ие Саввиной»

«Отчего вы всегда такая веселая?» - «Оттого, что я несчастная!». Об актрисе Ие Саввиной, покинувшей нас в 2011 году, написал ее муж, актер Анатолий Васильев, проживший со своей героиней 30 лет в супружестве. Прежде всего хочу отметить, что это трогательная книга, очень трогательная. Видно, что писал ее человек, который, может, не изощрен в написании мемуаров, но он глубоко любил и уважал Ию Саввину, и даже когда он описывает какие-то ее эскапады, это не выглядит скандально – это, повторю еще раз, трогательно. И даже история о том, как в машину Саввиной въехала «чайка» замминистра здравоохранения, и она чудом осталась жива, выглядит довольно лирично для подобных обстоятельств. Я не знал, что Ия Саввина не имела профессионального образования, она получила диплом журфака МГУ, и ей всю карьеру тыкали, что она, мол, не из театрального мира, не из наших. В книге помещены воспоминания ее коллег по сцене – Евгения Киндинова, Алексея Баталова, Валентина Гафта, Натальи Теняковой – и все они в один голос утверждают: Ия Саввина была гениальной актрисой. Обладая поразительной памятью, могла часами читать стихи. Выросши в деревне, всю жизнь оставалась человеком честным и ненавидевшим ложь в любых проявлениях – что ей нередко приносило неприятности. И, конечно, самые пронзительные страницы – о том, как после крушения советской системы проката Саввина, как и сотни других артистов, осталась невостребованной, писала в дневнике – «тоска смертная, что б ни дала, только началось бы что-нибудь. У любимого мной Щедрина прочла – нет злее тревоги, как тревога апатии». Отличная книга.

Софья Богатырева «Серебряный век в нашем доме»

  • Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2019 г.

Софья Богатырева «Серебряный век в нашем доме»

Ну что, еще одно обстоятельное и уважительное издание мемуаров, которые следует ставить на одну полку со «Свидетелем терпеливым» Льва Горнунга, «Фамильными ценностями» Александра Васильева, «Жизнь оказалась длинной» Людмилы Сергеевой, «Я прожил жизнь» Андрея Платонова. Замечу, что я перечислил только те мемуарные книги «Редакции Елены Шубиной», которые вышли в этом году. Вообще же меня это открытие радует – что «Редакция Елены Шубиной» отдает должное качественному изданию воспоминаний. Софья Богатырева - дочь советского писателя Александра Ивича, о котором я ничего не знаю. В книге помещены его воспоминания, воспоминания об Игнатии и Сергее Бернштейнах, его кузенах, опубликованы также неизвестные прежде документы из семейного архива. Члены семьи Беренштейнов, известных ученых-лингвистов и интеллигентов, много с кем общались. Тут вам и Шкловский, и Блок, и Михаил Кузмин, и Ходасевич, и супружеская чета Мандельштамов, и еще не один десяток имен, знаковых для отечественной культуры. Как всегда, хочу отметить тщательную работу составителя и редактора: понятно, что в подобных книгах самое интересное – это не исследования, а байки (ну, это для меня всегда интересно, я только ради этих анекдотов мемуары и читаю). В книге Софьи Богатыревой достаточно и смешных сюжетов, и трагических событий, и вообще: создать портрет эпохи, расположив в хронологическом порядке разные бумаги и документы из пыльных ящиков стола – это всегда интересное чтение.

Кнуд Расмуссен «Белый эскимос»

  • Изд-во «Рипол Классик / Пальмира», 2019 г.

Кнуд Расмуссен «Белый эскимос»

В 1921 году датский исследователь Кнуд Расмуссен под личным покровительством короля отправился в Гренландию, в этнографическую экспедицию, целью которой было изучение быта и нравов эскимосов, коренных обитателей острова. В 1932 году Расмуссен написал книгу «Белый эскимос», книга стала абсолютным шедевром этнографической прозы, но на русском языке выходит впервые. Хотя актуальности не потеряла. Расмуссен в самом начале предупреждает, что не собирается грузить читателя научными дискуссиями о происхождении эскимосов – он просто описывает свою жизнь среди эскимосов, их нравы, их быт, их верования и обычаи (среди которых есть, например, обычай убивать новорожденных девочек, последствиями которого стало преобладание мужского населения над женским в эскимосских селениях и постепенное вырождение этноса). Кнуд Расмуссен – азартный и увлеченный наблюдатель. Он описывает процесс охоты на тюленя, которого, оказывается, ловят, опуская в прорубь фигурку с трепещущим птичьим перышком на голове – любопытный тюлень тычется в фигурку носом, перышко трепещет, охотник мечет гарпун. У шамана он спрашивает, какие сны тот видит, и шаман рассказывает, как духи предков регулярно устраивают ему экскурсии в загробный мир. Расмуссен описал жизнь эскимосов настолько обстоятельно, что «Белый эскимос» до сих пор используется в качестве учебного пособия для будущих этнографов. Ну, а для простых читателей это просто очень и очень хорошая книга, путь которой в Россию оказался чрезвычайно долгим, рекомендую.

ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ

Бронвен и Фрэнсис Персиваль «Заново изобретая колесо»

  • Изд-во «Азбука», 2019 г.

Бронвен и Фрэнсис Персиваль «Заново изобретая колесо»

Супружеская пара из Калифорнии решила возродить старинные традиции сыроделия, отказавшись от технологических примочек и делая сыр так, как делал его дедушка (кстати, прадед Фрэнсиса перебрался в Калифорнию из Швейцарии). Только натуральное молоко, только деревянные бочки, только ручной труд. Причем Бронвен никакого отношения к сыроделию не имела, она из семьи музыковедов. Сыроделие осваивали методом проб и ошибок, на собственном опыте постигая сложнейшие взаимосвязи между тем, что корова съела и цветом/вкусом конечного продукта: «Камамбер из кукурузного силоса и травы всегда будет мягче чеддера из травы. Но при прочих равных чем больше в корме травы, тем нежнее текстура сыра». Эта книга – настоящий гимн сыру, вернее, процессу его изготовления. Сыр потому и стал своеобразной фермерской субкультурой, что из всех сельскохозяйственных продуктов он является своего рода хайтеком, самым сложным технологически, впитавшим в себя опыт многих поколений и отражающим особенности национальной культуры. Рассказывая о сыре, Персивали погружают читателя в культуру сыра, микробиологию сыра, экологию сыра, биохимию сыра, маркетинг сыра, даже в психологию сыра (вы знали, что вкус сыра сильно отличается, если молоко взято от коровы, которая большую часть времени проводит в закрытом помещении?). Отмечены там и достижения русских ученых – оказывается, первые аппараты для искусственного осеменения сконструированы именно в России. А вот про достижения русских сыроделов ни слова. Наверно, имя Николая Верещагина супругам Персивалям ни о чем не говорит.

Еще обратите внимание:

BAIKALINFORM.NEWS

Информационный дайджест: новости и мнения со всего мира для тех, кто читает на русском языке и формирует свою картину мира самостоятельно. Мнение редакции может категорически не совпадать с мнением авторов публикаций.