Прочитано в 2021 г. Выпуск 534
Агнета Плейель «Двойной портрет»
-
Изд-во «Городец», 2021 г.
Книга вышла в серии «Скандинавская линия», где издаются произведения скандинавких авторов, Агнета Плейель – одна из самых заслуженных представительниц современной шведской литературы, многолетний президент национального ПЕН-клуба, но «Двойной портрет», на мой взгляд, не совсем проза. Это скорее попытка средствами прозы восстановить, реконструировать один малоизвестный эпизод из жизни «королевы детектива» Агаты Кристи. К 80-летию писательницы ее внук Мэтью Причард решил преподнести бабушке уникальный подарок: подарить портрет, написанный лучшим европейским художником. Выбор пал на австрийского живописца Оскара Кокошку, который к тому же оказался давним и страстным поклонником творчества Кристи. Он согласился приехать, она согласилась позировать, договорились, что будет шесть часовых сеансов, поскольку оба – и художник, и его модель – люди, мягко говоря, пожилые (Кокошке к тому времени исполнилось 82). Агата Кристи понятия не имела, кто такой Кокошка, он для нее «какой-то художник из Восточной Европы», ее смешили манеры художника, она снисходительно вздохнула, когда он поцеловал ей руку… Но вот потом, буквально на наших глазах, произошло маленькое чудо: два человека, никогда прежде не встречавшиеся, стали друзьями. Причем это все описано в реальном времени – «берет», «садится», и мы будто наблюдаем за тем, как художник и его модель обмениваются воспоминаниями, иронизируют, шутят и даже немножко троллят друг друга. Вместо шести часов они проведут не расставаясь несколько дней, и расстанутся, чтобы потом до конца жизни переписываться, вспоминать эту историю, но больше, к сожалению, уже не увидятся. Портрет Агаты Кристи не относится к самым известным произведениям Оскара Кокошки (он помещен на задней обложке книги), но какая, оказывается, удивительная история за ним скрывается! Отличная книга.
{jumi [*22]}
Ольга Матич «Музеи смерти. Московские и парижские кладбища»
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2021 г.
Автор гуляет по парижским (Пьер-Лашез, Монпарнас) и московским кладбищам, отмечает причудливые или запоминающиеся надгробные памятники, описывает интересные эффигии (не знал раньше этого слова – оказывается, так называется изображение усопшего, установленное на его могиле). Самая поразительная эффигия, впрочем, обнаружена автором на кладбище в провинциальной Тарусе, на могиле художника Борисова-Мусатова. Там изображен голый мальчик, лежащий в классической позе погребальной скульптуры – откинув голову, на спине. Фигуру смогли установить только в 1910 году, потому что церковь противилась изображению нагого ребенка на могильном памятнике. Путешествие по кладбищам – не столько праздный интерес, сколько культурологическое исследование, не зря же книга носит название «Музеи смерти». Ольга Матич рассматривает не столько надгробия, сколько пытается поместить их в определенный культурный и исторический контекст. Скажем, в начале ХХ века, в эпоху модерна, создавались необычные надгробные изваяния, по которым можно немало сказать не о благородных мертвецах, которые под ними покоятся, а об общем стиле эпохи, к которой они принадлежат. Много действительно любопытных наблюдений. На парижских кладбищах много «горизонталей» - то есть тех же самых эффигий, а вот в московских преобладают «вертикали» - часовни и псевдочасовенные комплексы. А при советской власти были уничтожены не только многие памятники (мраморные надгробья использовали, говорят, при строительстве), но и полностью целые огромные кладбища.
Лиана Алавердова «Как там у них. Непохожие на нас американцы»
-
Изд-во «Городец», 2021 г.
В мире написаны, наверно, десятки тысяч книг о том, что представлет собой американское общество, как живут американцы и насколько они отличаются от всех других обитателей планеты Земля. В России подобных книг тоже хватает, тем не менее хочу обратить внимание на книгу Лианы Алавердовой, уроженки Азербайджана, которая давно живет в США. В таких книгах очень важен личный опыт автора: как врастала в новую жизнь, с чем сталкивалась, в какие ситуации попадала. Алавердова в американскую жизнь врастала постепенно, ситуаций смешных и печальных у нее было множество, есть о чем рассказать. На что она постоянно обращает внимание: американское общество устроено очень сложно, там огромное количество групп, объединенных по конфессиональному, этническому, профессиональному признаку. При этом главной особенностью общества, фундаментальной американской «скрепой» является индивидуализм и уважение к правам отдельной личности, а это определяет многие нюансы бытового поведения американцев. Как они ходят в гости (принимают гостей), как определяют успешность человека, чем интересуются в окружающем мире, что их раздражает, что оставляет равнодугшными. Особенно интересно, что Лиана Алавердова постоянно соотносит свой американский опыт через призму отношения американцев к русским – точнее, к эмигрантам русского происхождения. Познавательная книга, а для тех, кто планирует побывать в Америке, еще и полезная.
Дмитрий Солопов, Каролина Гладкова «10 заповедей коммуникационной войны. Как победить СМИ, Instagram и Facebook»
-
Изд-во «Альпина Паблишер», 2020 г.
Книга вышла в прошлом году, я ее тогда как-то пропустил, а она заслуживает самого пристального изучения. Вот они, эти десять заповедей: «Меняй угол атаки», «Не молчи», «Всегда готовься к войне», «Не ври», «Проводи разведку», «Держи свою позицию до конца», «Извиняйся быстро», «Пиар может многое, но не все», «Не воюй без надобности», «Будь внимателен к противнику». Каждая заповедь проиллюстрирована конкретной историей – как, помните, клиент воевал с каршеринговой компанией или как Центробанк одним сообщением уничтожил репутацию почтенного банка. После описания кейса следует его подробный разбор: что было сделано правильно, что неправильно, почему надо было поступать не так, а иначе. Судя по всему, главная причина, которая приводит крупные компании и государственные структуры к коммуникационным и репутационным катастрофам – неспособность грамотно и моментально реагировать на вызовы, нежелание «отвечать на клевету», демонстративное игнорирование проблемы. Все это настолько очевидные вещи, что, может быть, не стоило и книгу об этом писать. Но хорошо бы книгу Солопова и Гладковой подсовывать разным руководителям, которые в ответ на информационные наезды высокомерно отвечают «мы не будем отвечать, мы выше этого» - а это равноценно капитуляции перед противником после первого выстрела. Предисловие к книге написал Александр Любимов, бывший ведущий программы «Взгляд», который прекрасно разбирается в том, как работает «информационная повестка».
Стивен Пинкер «Просвещение продолжается. В защиту разума, науки, гуманизма и прогресса»
-
Изд-во «Альпина нон-фикшен», 2021 г.
Это уже третья книга американского популяризатора науки и профессора Стивена Пинкера, которая выходит в «Альпине». И это, должен вам сказать, удивительные книги. В «Чистом листе» (2017) Пинкер рассказывал, как теории о человеке влияли и продолжают влиять на нашу современную культуру и повседневную жизнь. В «Лучшем из нас» (одна из моих любимых книг ever, редактором ее стала политолог Екатерина Шульман) убедительно доказывал, что сегодня мы живем в наилучшем из миров, что человеческая цивилизация и наука одерживает победы над многими язвами человечества, с которыми прежние поколения боролись тысячелетиями – голодом, религиозными конфликтами, антисанитарией. Пинкер – певец социального оптимизма, это совершенно поразительный человек, который предлагает не обращать внимания на сенсационные заголовки, предвещающие миру скорую и неизбежную катастрофу, а обратиться к научным исследованиям, статистике, социологии. «Просвещение продолжается» продолжает тему, которую Пинкер начал в «Лучшем из нас»: что мир, в котором мы живем, не случайно создан именно таким. Младенцы, которые проживут по 80 лет, рынки, изобилующие едой, гигантский процент грамотных даже в самых экономически отсталых государствах – все это, по Пинкеру, является наследием идей Просвещения, и достаточно внимательно перечитать труды забытых ныне Канта, Руссо, Дидро и Вольтера, чтобы обнаружить их идеи воплощенными в современном обществе.
{jumi [*27]}
Ираклий Квирикадзе «Вспомни Тарантино, или Седьмая ночь на «Кинотавре»
-
Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2021 г.
Жанр киношных баек, которые рассказывает режиссер – причем почему-то грузин, что сразу заставляет представить накрытый стол, тамаду, и как один из участников застолья рассказывает всякие смешные истории «из мира кино». Покойный Георгий Данелия, как мне кажется, создал такой жанр (во всяком случае, написал в этом жанре несколько книг), и был в нем лучшим – книги Данелии я читаю и перечитываю, и когда читал, то в полном соответствии со словами героя из «Мимино», «я так хохотался». У Ираклия Квирикадзе немного другой, так сказать, творческий бэкграунд: он много и активно работал в кино, но не стал создателем таких всенародно любимых картин, как тот же Данелия. Но Квирикадзе, в свою очередь, был знаком с многими легендами мирового кинематографа, от Параджанова до Феллини, с которым как-то прокатился в лифте и создал из этого уморительную историю, как он прижимался к Феллини в тесноте, дышал на него чесноком, а Феллини потом жаловался, что от этого чуть сознание не потерял. Книга Ираклия Квирикадзе – не скажу, что это прямо шедевр-шедевр, но добротная, крепкая, с хорошим чувством юмора написанная мемуарная проза, опять же всегда интересно читать, как жили люди, которые снимали кино, хотя уж сколько книг об этом написано.