Прочитано в 2020 г. Выпуск 373
Джоантан Эйг «Рождение таблетки»
-
Изд-во Livebook, 2020 г.
Восхитительная книга, пожалуй, для меня это книга месяца в научно-популярном жанре. История создания оральных контрацептивов — тех самых противозачаточных таблеток, которые, как считают многие социологи, сделала возможным полное освобождение женщин, их социально раскрепощение, да и их роль в «сексуальной революции» более чем серьезная. В начале 1950-х годов Маргарет Сэнгер, общественная деятельница и лидер борьбы за освобождение женщин (именно она изобрела термин «контроль над рождаемостью») встретила безумного гения-биолога Грегори Пинкуса и его коллегу Джона Рока, которых наняла для создания недорогого, простого, эффективного контрацептива, который все называли просто «таблеткой» — почему-то с самого начала было очевидно, что противозачаточные должны выпускаться именно в таблетках. При этом дело происходит в послевоенной Америке, где идеи ограничения рождаемости, мягко говоря, не находят понимания ни у общественности, ни у государства. И создатели таблетки работают в условиях конспирации, вплоть до того, что даже после успешных клинических испытаний создатели таблетки нигде не указывали, что она применяется для контрацепции. Вдохновенно рассказанная история: лаборатории в сельском гараже, первые опыты на кроликах, скрытая реклама, настоящие приключения ученых, подаривших миру одно из самых популярных лекарственных средств. Рекомендую.
{jumi [*22]}
Дина Хапаева «Занимательная смерть»
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2020 г.
В последние годы модными стали так называемые death studies — научные исследования, связанные с феноменом смерти и всего, что ее окружает. Профессор американского университета Дина Хапаева рассматривает, как менялось отношение к смерти как феномену человеческой культуры. Если прежде смерть представляла собой одно из таинств, сегодня в прайм-тайм показывают сцены убийства, жестоких пыток и насилия куда чаще, чем таковые случаются в реальной жизни. Смерть утратила свое мистическое очарование и стала частью повседневной культуры, а это, по мнению автора, повлекло массу интересных культурных явлений, обыгрывающих эстетику смерти. Тут вам и популярность Хеллувина, который становится массовым развлечением, и фильмы про вампиров и зомби, и даже цикл про Гарри Поттера содержит в себе признаки так называемого «антигуманизма» — так Хапаева называет эпоху, сменившую постмодернизм. В философской традиции гуманизма высшей ценностью являлся человек, в новой культурной парадигме интерес представляет не сам человек, а наиболее экстремальные проявления его бытия — и это в первую очередь его смерть. Тема, конечно, чрезвычайно огромная, и книга «Занимательная смерть» описывает только один из ее аспектов. Культ смерти, по Хапаевой, превращает насильственную смерть в товар, в приемлемую форму развлечения, и тем самым свидетельствует о рождении нового культурного и интеллектуального явления — формирования отвращения к человечеству как таковому.
Роберт Сапольски «Игры тестостерона»
-
Изд-во «Альпина нон-фикшен», 2020 г.
Благодаря редакторам «Альпины» к российскому читателю пришли труды Роберта Сапольски — профессора Стэнфордского университета, просветителя и ученого с внешностью олдскульного хиппи (или Робинзона Крузо, который решил остаться на острове). Каждая книга Сапольски (а «Игры тестостерона» уже четвертая за три года — после «Записок примата», «Кто мы такие: гены, тело, общество», «Биологии добра и зла») — это такой микс эволюции, генетики, эпигенетики, этологии, психологии, религии, с присовокуплением историй из собственного жизненного опыта Сапольски. А ему-то есть что рассказать. «Игры тестостерона» — сборник популярных статей, стенограмм публичных выступлений, записей Сапольски. Темы — самые разные: от разговора о важности депрессии до рассуждений о эволюции фастфуда за время человеческой истории. Научившись возделывать землю, а также добывать из растений сахар, человечество создало новую пищевую реальность, которая не позволит нам умереть с голоду, но и назвать ее полезной для здоровья нельзя. Выводы, в общем, давно известные, но искупает стиль изложения Сапольски — живой, страстный, заинтересованный, предельно «неакадемический», что и сделало этого ученого настоящей легендой научно-популярного жанра.
Митч Элбом «Вторники с Морри, или величайший урок жизни»
-
Изд-во «Азбука», 2020 г.
Американский социолог и просветитель Митч Элбом написал книгу о своем учителе, профессоре Морри Шварце, который был научным наставником Элбома в университете. В 1994 году врачи поставили Шварцу диагноз — неоперабельная форма БА, бокового амитрофического склероза. Морри с мужеством воспринял весть о своей скорой кончине, а Элбом стал навещать своего учителя, беседовал с ним на разные темы, а сами беседы записывал. «Вторники с Морри» получились книгой, жанр которой сложно определить. Это и биография ученого, и сборник философских бесед, и сам Элбом иногда вмешивается в повествование, описывая постепенное угасание близкого ему человека. Наконец, это трогательное признание в любви к своему наставнику, и настоящий гимн жизни как бесценному дару. Вопросы жизни и смерти обсуждают два рационалиста, два ученых, которые иногда высказывают интересные мысли: «Окружающий мир не имеет понятия о времени. Птицы не могут опоздать. Собаки не поглядывают на циферблат. Олени не переживают из-за того, что стали на год старше. Только человек отмеряет мгновения жизни, пристально наблюдая за ходом часов. Поэтому мы испытываем парализующий страх, неведомый всем прочим существам — страх, что время истечёт».
Ольга Шестова, Лев Иноземцев «30 Нобелевских премий. Открытия, изменившие историю медицины»
-
Изд-во «Альпина Нон-фикшен», 2020 г.
Отличный научпоп, в какой-то степени идеальный образец жанра. Из 219 ученых, удостоенных Нобелевской премии по медицине, авторы отобрали 30, чьи открытия, на их взгляд, оказали наибольшее влияние на историю медицинской науки. О каких-то персоналиях знает каждый (Иван Павлов, Роберт Кох, Илья Мечников), но о большинстве «медицинских нобелиатов» широкая публика не имеет никакого представления. А между тем, оказывается, свой след в истории Нобелевской премии оставили не только ученые, но и российские бизнесмены. Вот, например, история Джеймса Уотсона, одного из первооткрывателей ДНК: «В 2015 году Джеймс Уотсон приехал в Россию, и этот визит стал значимым событием не только для отечественной научной общественности, но и для самого ученого. Дело в том, что в 2014 году Джеймс Уотсон продал нобелевскую медаль, а деньги пожертвовал на нужды своего университета. На аукционе награду выкупил российский бизнесмен Алишер Усманов, а во время посещения Уотсоном Российской академии наук вернул ее ученому. Уотсон был очень тронут этим щедрым жестом». Я не слышал ничего об этой истории, а интересных фактов в книге немало. Каждому открытию посвящен отдельный очерк — все коротко, по делу, понятно рядовому читателю. Хороший пример научного нон-фикшена, можно сравнить с книгой Михаила Шифрина «100 рассказов из истории медицины», о которой я писал в прошлом году.
ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ
Жан Тироль «Экономика для общего блага»
-
Изд-во Института Гайдара, 2020 г.
Пять лет назад Жан Тироль стал лауреатом Нобелевской премии по экономике, и наконе-то до российского читателя добрался его главный труд, посвященный актуальным проблемам современной экономики. Тироль исследовал социальные проявления экономики, пытался ответить на вопрос, почему те или иные экономические решения несут в себе непредвиденные «побочные эффекты». Внедрение безлюдных технологий порождает безработицу, «цифровизация» экономики способна превратить в хаос отрасли, которые прежде работали нормально, и все такое. Кто-то заметил, что «Экономика для общего блага» — не столько научный труд, сколько манифест. Тироль исходит из того, что современное состояние западного общества предполагает прежде всего не внедрение новых технологий, а разумное использование тех, что уже придуманы. Используя для этого инструменты не столько экономического, сколько политического влияния — например, налаживание диалога между представителями власти и населением, тщательное изучение возможных последствий. Справедливость и эффективность зачастую вступают в конфликт даже если власти руководствуются самыми благими намерениями, вводя те или иные новшества, утверждает Тироль. В общем, не сказать, что это оригинальный взгляд, но книга Тироля написана понятным и доступным языком, позволяющим разобраться в его воззрениях на экономику.