Прочитано в 2023 г. Выпуск 677
Айнисса Рамирес «Алхимия и жизнь. Как люди и материалы меняли друг друга»
-
Изд-во «Альпина нон-фикшн», 2022 г.
Возьмем из тысяч предметов, придуманных человечеством, восемь изобретений - часы, стальные рельсы, медные кабели связи, фотопленку, электрическую лампу, жесткий диск, лабораторную посуду и кремниевые чипы. И окажется, что каждый предмет в свое время не просто делал жизнь отдельного человека удобнее, но и влиял на все человечество. И людей, благодаря которым эти полезные штуки появились в обиходе нашей цивилизации, чаще всего уже не помнят. Например, был такой Бессемер, маниакально искавший способ дешевого производства стали. Если делать сталь дешевой, то вот вам железные дороги, вот вам развитие автомобильной промышленности, строительство мостов, небоскребов – но Бессемеру потребовалось несколько лет, чтобы решить главную проблему – как из сплава железа и углерода убрать углерод. В итоге он придумал дутье, подавать в расплав воздух, как это происходит в вулкане. А придумал он это якобы когда увидел, как рабочие жарят шашлыки и машут картонкой, обеспечивая доступ воздуха к мангалу. На самом же деле процесс конвертирования стали придумал Бессемер, а заработали на нем американцы, которые запатентовали метод и это привело к неожиданным последствиям. Например, к тому, что на Рождество во всех американских семьях где-то спустя 10 лет после изобретения Бессемера стали ставить елки. Знаете, почему? Потому что построили железные дороги, по которым елки можно было быстро и в больших количествах доставлять в крупные города.
{jumi [*22]}
Кэтрин Фипс «Листья. Мечта гурмана»
-
Изд-во «Азбука», 2023 г.
Можно было бы написать, что это гастрономическая книга о том, как использовать в пищу листья и травы – то, что в общем-то считается не особо съедобным и уж тем более не очень вкусным. Однако не торопитесь с выводами. Кэтрин Фипс, ботаник по профессии и кулинар по призванию, много лет изучала гастрономический потенциал растений – листьев, корней, пряных трав. Большинство из них можно употреблять в пищу, причем из трав и листьев можно составить вполне бюджетное меню. Как вы воспримете, скажем, зеленое сливочное масло (обычное масло перетертое с листьями тархуна и черемши)? А в курсе, что капуста является также листовой культурой, и ее можно не только квасить и солить, но и делать из нее около ста блюд. Тем более что в Корее, где капуста кимчи является основой национальной кухни (как у нас, скажем, хлеб), из нее делают тысячи различных блюд. А в Йемене у каждой хозяйки всегда под рукой есть схуг – это такой соус для всего, сделанный из перемолотых специй и петрушки, аргентинские хозяйки любят чимичурри – смесь пряных трав и перцев, тоже очень вкусный. А что скажете по поводу желе из яблоневых листьев? А пирожки со свекольной ботвой? И так далее, несколько десятков рецептов. Но самое интересное – перечисление способов, которыми Кэтрин Фипс советует оперировать, чтобы заставить огородную зелень передать вам свой вкус и аромат.
Франс де Вааль «Разные: мужское и женское глазами приматолога»
-
Изд-во «Альпина нон-фикшн», 2023
Популярный голландский биолог Франс де Вааль является, на мой взгляд, лучшим в мире автором, который пишет об интеллекте животных. И хорошо, что у нас все новые книги Франса де Вааля оперативно переводятся и издаются. В прошлом году в той же «Альпине» выходила «Наша внутренняя обезьяна», теперь – новое исследование (а до этого были «Последнее объятие мамы» и «Кто мы такие, чтобы судить об интеллекте животных?»). Франс де Вааль изучает этологию (особенности поведения) высших приматов, человекообразных обезьян, обнаруживая у них множество поведенческих структур и так называемых социальных паттернов, которые присутствуют и в человеческих сообществах. В «Нашей внутренней обезьяне», например, он брал четыре основных инстинкта, с равной силой характерных и для людей, и для обезьян – стремление к власти, поиски секса, способность причинять боль себе подобным и проявления альтруизма. В новой книге он исследует отношения между полами, от ритуала ухаживаний до отношения к целомудрию (да-да, у обезьян тоже невинные самочки находятся под присмотром и защитой более опытных самок). Могут ли быть у обезьян токсичные отношения? А комплекс жертвы? А как насчет феминизма – можно ли его проявления у людей объяснить некоторыми особенностями нашей психологии, доставшейся в наследство от приматов?
Кристоффер Эндресен «Почти как мы. Вся правда о свиньях»
-
Изд-во «Альпина нон-фикшн», 2022 г.
Норвежский исследователь и популяризатор науки написал отличную книгу о свиньях. В самом деле, так ли много мы знаем об этих животных? Учитывая, что каждый из нас за свою жизнь съедает (если, конечно, религия позволяет) примерно 30 этих прекрасных и вкусных тушек. Свиней в мире примерно в полтора раза больше людей, но все они выращиваются, разводятся и содержатся с одной целью – быть съеденными. Ну, или превратиться если не в сосиски, то в какие-нибудь полезные для человека запчасти – глазные хрусталики, сердечные клапаны, инсулин. При этом когда вы едите сосиску, знайте, что пожираете практически собрата по эволюционной цепочке, потому что свиньи и люди похожи поразительно – у нас код ДНК совпадает во многих позициях. Да и по другим параметрам мы сильно похожи. По всеядности, способности анализировать, наличию сложных мозговых структур и т.д. Просто люди в свое время освоили тепловую обработку пищи, что позволило иметь желудок меньшего размера, а излишки энергии пошли на развитие мозга. А вот свиньи подкачали, но все равно остались в человеческой истории – в качестве еды, назидательного примера и персонажа мультиков про Пеппу.
Карл Сафина «Воспитание дикости. Как животные создают свою культуру, растят потомство, учат и учатся»
-
Изд-во «Альпина нон-фикшн», 2023 г.
За последние пять лет это уже третья книга этолога и зоопсихолога Карла Сафины, которая выходит в «Альпине» - до этого были «За гранью слов. О чем думают животные» (2018) и совершенно головокружительная, восхитительная «Глазами альбатроса», которая выходила в прошлом году. «Воспитание дикости» продолжает тему «мышления у животных», но на этот раз Карл Сафина заходит с неожиданной стороны. Если считать, что человеческая культура есть следствие условий существования человека, то можно ли говорить о существовании самостоятельной культуры, скажем, у волнистых попугайчиков или у оленей? Культура – это ведь передача из поколения в поколение поведенческих паттернов, способов взаимодействия с себе подобными. В дикой природе, безусловно, культура присутствует в разных формах, просто мы, люди, высокомерно не хотим ее замечать. А между тем интеллект у животных совершено иной, выстроен на других принципах и адаптирован под конкретные биологические задачи. Скажем, в природе есть только два животных, способных охотиться на кого-то, кто больше их по размерам – это человек и волк. Волки в этом смысле даже круче нас, поскольку у них нет всяких GPS-штучек, охотничьих ружей, и они прекрасно справляются с объектами охоты, даже если те превосходят их в силе, скорости и клыкастости. Сафина, как всегда, приводит десятки конкретных фактов, результатов научных исследований, наблюдений, привезенных им самим из многочисленных экспедиций. Как всегда, новая книга Карла Сафины отличная.
{jumi [*27]}
Ребекка Рэгг Сайкс «Родня. Жизнь, любовь, искусство и смерть неандертальцев»
-
Изд-во «Альпина нон-фикшн», 2023 г.
Прекрасно, прекрасно. Пять лет назад, напоминаю, в «Альпине» выходила книга Пэт Шипман «Захватчики. Люди и собаки против неандертальцев». В прошлом году в издательстве Corpus вышла книга Криста Стрингера «Остались одни. Единственный вид людей на Земле». Неандертальцы, как некая тупиковая ветвь человеческой эволюции, тем не менее оставившая след в нашей ДНК, всегда будут интересны для авторов научно-популярных книг. Тем более Ребекка Рэгг Сайкс обращает внимание на то, что неандертальцы достигли такого уровня развития, что у них появилась собственная культура. Пэт Шипман, кстати, высказывал гипотезу, что первобытные наши предки сумели одомашнить собак, и совместными усилиями вытеснили из экологической ниши неандертальцев, которые превосходили нас во всех смыслах (объем мозга, сила, строение скелета, социальная структура). И кстати, это не была внутривидовая борьба – ученые в последнее время доказали, что неандертальцы, «денисовские люди», питекантропы и прочие доисторические люди были разные биологические виды, которые сошлись в жесточайшей конкурентной борьбе. Как всегда происходит с хорошей научно-популярной книгой, исследование Ребекки Рэгг Сайкс восхищает тем, какие хитроумные исследования предпринимали археологи, палеоантропологи, чтобы выяснить особенности жизни, социального устройства неандертальцев. И как они установили, что неандертальцы обладали вполне развитым эмоциональным миром (отпечатки более сложной сети кровеносных сосудов как раз в той части мозга, которая отвечает за эмоциональную сферу), воспитывали детей и даже, не исключено, чистили зубы!