Новости США

Читатель Толстов: Научпоп: лучшие новинки о фактах, предрассудках, микробах и обезьянах

Читатель Толстов: обзоры книжных новинок

Прочитано в 2020 г. Выпуск 399

Ханс Рослинг «Фактологичность»

  • Изд-во Corpus, 2020 г.

Ханс Рослинг «Фактологичность»

Человек придумывает некую теорию, объясняющую все – и пишет об этом книгу. В этом смысле книга Рослинга больше всего напоминает труды небезызвестного Юваля Ноя Харрари, которого одни считают пророком (да и сам он себя, похоже, таковым считает), другие шарлатаном. Ханс Рослинг попытался найти объяснение, что заставляет человека (и шире – человечество) придерживаться устаревших, неверных, нерациональных представлений об окружающем мире. Рослинг предположил, что в познании и обработке информации каждый из нас следует определенным инстинктам (ну, он так их называет, право автора). Например, инстинкт упрощения, когда при анализе информации редуцируются смыслы, отбрасываются слишком сложные и противоречивые вариинты. Или инстинкт негатива – когда люди склонны усугублять, воспринимать происходящее в дурном свете. Или инстинкт единственного ракурса – когда человек считает собственную интерпретацию событий единственного правильной. Раскладывая по полочкам, как работает тот или иной «информационный инстинкт», Ханс Рослинг приводит множество примеров, а также объясняет, как подобные предрассудки искажают наше представление о мире. А надо прежде всего помнить, что фактическая сторона дела никогда не является застывшей формой, факты постоянно меняются. И единственное, что мы можем противопоставить нашему неправильному восприятию – это постоянно сомневаться в фактах. Не очень хитрая мысль, но книгу Рослинга я прочел на одном дыхании, очень толково излагает.

{jumi [*22]}

Джейн Гудолл «В тени человека»

  • Изд-во «Азбука», 2020 г.

Джейн Гудолл «В тени человека»

Британская исследовательница Джейн Гудолл всю жизнь посвятила изучению поведения шимпанзе, не столько исследуя их социальные взаимодействия, сколько пытаясь опровергнуть ненаучные мифы, порожденные ее не такими внимательными предшественниками. Например, что в семьях шимпанзе самки не играют никакой роли при принятии решений. Гудолл написала классический, образцовый труд, «В тени человека» впервые была издана в 1969 году в Британии, выдержала множество переизданий, стала настоящим научно-популярным бестселлером – в 1974 году ее издали в Советском Союзе, и книга стала настоящей сенсацией. Гудолл вместе с Дайан Фосси и Бируте Гадикас отправилась изучать человекообразных обезьян в рамках масштабного исследовательского проекта. «В тени человека» читается и как дневник ученого, и как путевая проза, и даже как философские размышления о взаимоотношениях человека и животного мира. Это действительно выдающаяся книга – умная, трезвая, написанная человеком, чрезвычайно заинтересованным предметом своего изучения. О шимпанзе она пишет как о людях, рассказывая об их привычках, симпатиях, странностях и достижениях. Конечно, больше всего книга Джейн Гудолл напоминает книги другого великого популяризатора биологии – Роберта Сапольски, и на книжной полке «В тени человека» и книги Сапольски будут выглядеть рядом весьма гармонично.

Дирк Бокмюль «Тайная жизнь домашних микробов»

  • Изд-во «Бомбора», 2020 г.

Дирк Бокмюль «Тайная жизнь домашних микробов»

Книжка немножко детская, как мне показалось. Уж больно автор пытается все-все-все объяснить на пальцах и самыми простыми словами, да еще и шутит как заведенный (и картинки в книге соответствующие – сидят микробы за столом, например, один другого спрашивает – ты чего сегодня будешь?, это юмор такой). Но в целом книга познавательная. Особенно по нынешним временам, когда любая популярная книжка по микробиологии будет разлетаться как горячие пирожки. Дирк Бокмюль решил составить перечень всех бактерий, грибков, микроорганизмов, которые живут в человеческом жилище. Одни выполняют функцию полезную – например, молочнокислые бактерии отвечают за то, чтобы квашеная капуста оставалась хрустящей. Другие – например, черные грибковые культуры, которые любят влажные и теплые закоулки, а это чаще всего стиральные и посудомоечные машины. Да и вообще кухня является с точки зрения микробиологической угрозы самым опасным местом в нашей квартире, и добиться полной стерильности (даже если ликвидировать все остатки продуктов) в ней невозможно. А в туалете, чтобы вы знали, самым зараженным микробами местом является вовсе не крышка унитаза, а кнопка смыва. Полезное чтение по истории и феноменологии «домашней микробиологии», хороший, легкий, точный язык, много интересных фактов. Если бы еще шуток поменьше, была бы идеальным научно-популярным бестселлером.

Норберт Заксер «Человек в животном. Почему животные так часто походят на нас в своем поведении, чувствах и мышлении»

  • Изд-во Высшей школы экономики, 2020 г.

Норберт Заксер «Человек в животном. Почему животные так часто походят на нас в своем поведении, чувствах и мышлении»

Много сейчас выходит книг по этологии, поведению животных – тема действительно бездонная, и научных исследований в этой сфере проводится множество. Немецкий исследователь Норберт Заксер решил пойти от обратного: понятно, что в человеческом поведении присутствует немало от «братьев наших меньших», а вот сколько в животных, в их поведении того, что считается присущим именно человеку? Животные грустят и радуются, хитрят и обманывают, обучаются и осознают себя как отдельные если не личности, то уж самостоятельные особи. В их биологическом поведении присутствует гораздо больше «человеческих» черт, чем мы можем себе представить. Есть поистине поразительные открытия – я о них раньше не читал. Например, у детей матерей-одиночек, живущих в нестабильном социальном окружении, происходят своего рода компенсационные процессы, мальчики вырастают «супер-мачо», с подчеркнутой, утрированной мужественностью. Но оказывается, такой же механизм работает у крыс, и там тоже вырастают самцы с определенными поведенческими моделями! Или такой пример: принято считать, что птицы живут в социальной моногамии, олицетворяют собой верность и все такое. Но Заксер утверждает, что это далеко не так: «Установление отцовства с помощью генетической дактилоскопии выявило совершенно другую картину: большая часть потомства, находящегося в гнезде, роисходит зачастую не от того самца, которому оно принадлежит и который выкармливает птенцов. Супружеские измены явно случаются не только среди людей».

Иррациональное в русской культуре. Сборник статей

  • Изд-во «Новое литературное обозрение», 2020 г.

Иррациональное в русской культуре. Сборник статей

Об этом много приходилось читать прежде: как в начале 20 века Серебряный век погрузил страну в «навьи чары», началась мода на чудесные исцеления, видения во сне, на всякие поведенческие патологии, на безумцев и пророков. Причем это не было явлением, присущим только творческой интеллигенции – как раз всякими магическим практиками активно интересовались и юристы, и популярные артисты, и богословы, и даже крестьяне! А если присмотреться, окажется, что мода на иррациональное (и даже не столько мода, сколько осмысление «чудесного» как части повседневной жизни) началась куда раньше. В сборнике есть (больше всего мне понравился) очерк о том, как в 1839 году жандармы расследовали дело отставного поручика Квашнина-Самарина, сочинявшего антипатриотические вольнодумные стихи, и все пытались определить, кто такой этот Самарин – безумец или тайный революционер? Авторы сборника статей поставили интересную цель – если не разложить по полочкам феномен иррационального в русской культуре, то как минимум представить самые разные его проявления: в одной статье исследуется отношение церкви к визионерству и «вещим снам», в другой изучается связь между потрясениями первой русской революции и рождением новых музыкальных форм – мол, не имея возможности сформулировать свои тревожные озарения и предчувствия, композиторы сочиняли весьма иррациональную музыку (отличная статья Ребекки Митчелл). Понравилась книга, любопытная.

ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ

Роберт Мошембле «Цивилизация запахов»

  • Изд-во «Новое литературное обозрение», 2020 г.

Роберт Мошембле «Цивилизация запахов»

Уже не помню сколько лет назад в том же «НЛО» выходил двухтомник, сборник статей «Ароматы и запахи в истории культуры», так что книга Роберта Мошембле, скажем так, не открывает новой темы. Мошембле не пишет, как можно предположить по названию, «запаховую», ольфакторную версию истории, но обращает внимание на те эпохи в европейской истории, когда запахи обретали определенное влияние на общественные процессы. Скажем, во время эпидемии чумы доктора спасались от зловонных миазмов, набивая свои изолирующие маски чесноком, рутой и ладаном. А в конце 16 века, когда женщинам разрешили появляться в общественных местах, появился спрос на «ароматические доспехи», парфюмерию и духи, поскольку считалось, что женщина источает отвратительные для мужского обоняния запахи. Когда в Европе стало распространяться курение табака, табачную вонь отбивали, вымачивая одежду в уксусе, и так далее. Старинные картины не способны передавать запахи, но вдумчивый исследователь обнаружил на них изображения безоаров, флаконов и бутылочек, которые использовались именно для того, чтобы освежать воздух в помещениях или ароматизировать владельца. Популярным косметическим средством (считалось, что это еще и эликсир молодости) была так называемая «тальковая вода», которая настаивалась на улитках. Улиток следовало кормить ложкой талька в день в течение трех месяцев, затем растолочь и дистиллировать. «Чтобы исправить дурной запах этой воды», в конце надо было добавить, помимо сахара, немного уксуса и амбры. Чтобы приготовить еще одно снадобье для белизны и гладкости кожи лица, нужны два потрошеных и ощипанных голубя, скипидар, свежие яйца, лимоны и немного мускуса, который следует положить в сопло дистиллятора, чтобы пар был не так отвратителен.

Еще обратите внимание:

BAIKALINFORM.NEWS

Информационный дайджест: новости и мнения со всего мира для тех, кто читает на русском языке и формирует свою картину мира самостоятельно. Мнение редакции может категорически не совпадать с мнением авторов публикаций.