Прочитано в 2017 г. Выпуск 123
Дэвид Митчелл «Тысяча осеней Якоба де Зута»
-
Изд-во «Иностранка», 2017 г.
Хорошо, очень хорошо. Традиционный роман на традиционную тему – «европеец на Востоке». В данном случае – сын голландского пастора Якоб де Зут устраивается писарем в факторию Ост-Индской компании близ Нагасаки. На дворе 1799 год, Якоб рассчитывает поработать в Японии годика три и вернуться на родину, где его ждет невеста. Невеста не дождется, потому что три годика превратятся в двадцать, и в Японии останется сын, которого Якоб уже никогда не увидит. И еще останется женщина, японская монахиня, которой он так и не решится признаться в своих чувствах. Грустный роман, история человека, которому судьба дала шанс прикоснуться к другой цивилизации, другому миру, менталитету – а он прикоснулся, но так ничего и не понял. Мне «Тысяча осеней Якоба де Зута» понравился куда больше других книг Митчелла (в том числе «Облачного атласа») и уж совершенно точно это более занимательное чтение о Японии, чем, например, недавний роман «Молчание» Сюсаку Энду (я писал о нем в «Читателе Толстове» №87 в мае этого года).
{jumi [*22]}
Жоэль Диккер «Книга Балтиморов»
-
Изд-во Corpus, 2017 г.
Совсем недавно рассказывал о дебютном романе Жоэля Диккера, «Правда о деле Гарри Квеберта», а это продолжение. В «Квеберте» молодой писатель Маркус Гольдман, спасаясь от творческого кризиса, занимался расследованием запутанного дела, в котором обвиняемым стал его учитель и наставник. В «Книге Балтиморов» опять главный герой Гольдман, опять расследование, и опять результатом этого расследования, как в «Правде о деле Гарри Квеберта», должен стать новый роман писателя Маркуса Гольдмана. Только на этот раз Голдьман копается в прошлом собственной семьи. Там довольно запутанная история, связанная с тем, что в большом клане Гольдманов все пряники судьбы достались тем Гольдманам, которые живут в Балтиморе, замечательному врачу-онкологу Солу и его сыну Гиллелю, а вот те Гольдманы, к которым принадлежит сам Маркус, как-то оказались на обочине жизни. Сюжет, конечно, несколько искусственный: с чего бы вдруг взбрело заниматься историей семьи, чтобы выяснить что? Почему одни стали богатыми, а другие нет? Но с другой стороны понятно, зачем Диккер придумал этот роман – чтобы написать собственный вариант семейной саги. Вроде понимаешь, что главный герой занимается, в сущности, какой-то ерундой, никому это следствие не нужно, но оторваться от чтения не можешь, настолько нелинейно и замысловато идет это расследование.
Кит Стюарт «Мальчик, сделанный из кубиков»
-
Изд-во «Азбука-Аттикус», 2017 г.
Восьмилетний сын Алекса и Джоди Сэм страдает аутизмом. Если Джоди еще пытается что-то сделать, Алекс впадает в депрессию, переезжает к своему успешному другу, и не может решить, что ему делать – развестись окончательно или все же попытаться вернуться. Потому что своего сына-аутиста он попросту боится – боится его истерик, непредсказуемости, замкнутости, не понимает, почему он такой… Но тут Джоди приносит сыну игровую приставку, он начинает играть в «Майнкрафт» - и постепенно совместные сеансы игры в строительный симулятор восстанавливают отношения между сыном и отцом. В самом конце мы узнаем, что Тим Стюарт описывает в романе ситуацию в собственной семье, и отношения со своим сыном, который тоже родился аутистом. Хорошая, честная, искренняя история, где автор не щадит своих героев. В принципе, это такой нетрадиционный роман воспитания, в котором одним из главных действующих лиц становится компьютерная игрушка. Необычно, неожиданно, забавно, интересно.
ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ
Даниэль Кельман «Ф»
-
Изд-во «АСТ», 2017 г.
Еще один роман об отношениях отцов и детей, в данном случае – отношений в семье Фридляндов. Отец с тремя сыновьями отправляется на выступление заезжего гипнотизера, и их жизнь уже никогда не будет прежней. Пройдет много лет, один из сыновей станет священником, не верящим в Бога, второй будет заниматься финансами, преимущественно сомнительными аферами, третий называет себя куратором искусства, хотя на самом деле продает поддельные картины, причем сам он эти фальшивки и делает. Отец же пишет романы, которые запускают эпидемию самоубийств. Очень странный, но вместе с тем притягательный роман – Кельман придумал семью, в которой нет ничего настоящего, естественного, правильного. Сплошные обманы, фейки, подставы и умолчания. Это, конечно, такая игра с читателем, потому что до самого конца не понимаешь, что ты читаешь – семейную сагу, фантасмагорию, философский роман, психологическую прозу или все это коллективный бред семейки Фридляндов. Не то чтобы я любил подобную прозу (роман Кельмана часто сравнивают с «Парфюрмером» Зюскинда), но это красиво придуманная и мастерски исполненная игра – до последних страниц так и не понимаешь, что происходит.