Прочитано в 2019 году. Выпуск 270
Юрий Стукалин «Индейские войны. Как был завоеван Дикий Запад»
-
Изд-во «Пятый Рим», 2019 г.
Поскольку у нас нынешняя неделя посвящена новинкам исторического жанра, вторую порцию новых исторических книжек хочу начать с премьеры, которую я ждал с нетерпением! Юрий Стукалин, если кто не знает – главный в России специалист по истории, этнографии, военному искусству, фольклору коренных американцев, попросту говоря – индейцев. Он о них знает все, и написал миллион книжек, каждую из которых можно брать и читать безбоязненно, они все отличные (моя любимая – «Хороший день для смерти», про боевую мифологию индейцев). Новая книга посвящена военному искусству индейцев, о котором мы знаем только по сценам в вестернах, где скачут толпы конных индейцев, издающих боевой клич. Между тем то, что индейцы в фильмах изображены какими-то придурками – в сущности, отражение того дикого ужаса, который испытывали белые американцы, столкнувшиеся с хладнокровным, опытным, беспощадным и хитрым врагом. Книга Юрия Стукалина не очень велика по объему, но содержание ее, можно сказать, концентрированное. Перечисляются многочисленные приемы, методы, тактические уловки, которые применяли индейцы, достаточно подробно воспроизводится хронология боевых столкновений с непокорными племенами на Диком Западе. Книга отличная, как и все, что выходит из-под пера этого автора.
{jumi [*22]}
Петр Дружинин «Загадка «таблицы Менделеева»
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2019 г.
Ну, не знаю, не знаю. Человек берется свергнуть с пьедестала Дмитрия нашего Менделеева – мол, не сам он придумал свою периодическую таблицу. Точнее, разоблачение Менделеева идет по двум направлениям. Первое – не сам придумал. Второе – не первым опубликовал. Незадолго до смерти Менделеев признался в существовании некоего «французского листка», который у него был при написании его периодической системы. Вот даже конкретная цитата из его письма: «Первые мысли о периодичности вложены в листок № 43, который 1 марта 1869 г. был послан многим ученым». Поскольку именно в феврале, спустя несколько дней, он представил свою периодическую таблицу на заседании Российского химического общества, понятно – не свое представил, а украл чужую научную идею. Это вечный спор, кто был первым, а кто у кого украл. Петр Дружинин меня, мягко говоря, не убедил. Таких разоблачителей, доказывающих, например, что не было никакого Холокоста, немало, и хорошо, что они есть. Дружинин меня, положим, не убедил в своей версии событий, но интересно описал академические нравы и отношения в научном обществе российских и европейских ученых.
Жак Росси, Мишель Сард «Жак-француз. В память о ГУЛАГе»
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2019 г.
Это история Жака России, и вы, скорее всего, не знаете, кто это такой. На самом деле его звали Франтишек Хейманн, а Жаком России («Жаком-французом») его прозвали с сталинских лагерях, где Хейманн-Росси, убежденный коммунист, провел более 20 лет. Будучи идейным коммунистом, после опыта ГУЛАГа он отрекся от своих прежних взглядов и остаток своей исключительно долгой жизни (а прожил Жак России 95 лет) посвятил разоблачению советского режима. Он составил «Энциклопедию ГУЛАГа», один из фундаментальных исследовательских трудов о советской лагерной системе, которая поражает тем, что составлял он ее фактически в одиночку. В России среди исследователей истории сталинской лагерной системы Жак России – фигура поистине культовая. Французская писательница Мишель Сард написала о Росси книгу, где он присутствует не только как главный герой, но и в качестве соавтора. Это и биография, и история сталинской системы, и просто сюжеты из советской жизни, вот такие, например: «В гулаге ходили слухи о лагере Яя, одном из первых женских лагерей, преимущественно для уголовниц, который открылся в начале тридцатых на реке Яя около Транссибирской магистрали приблизительно в ста восьмидесяти километрах к востоку от Новосибирска. В 1951 году в этот лагерь стали помещать и мужчин. говорили, что там бывали случаи группового изнасилования лагерницами заключенных мужчин, направляемых туда по служебным делам, таким как подвозка бочек с водой».Или вот такой эпизод: «В гулаге у Жака не было ни наручных часов, ни песочных. Только ориентиры вроде вышеупомянутого. Вот еще один: позже, после Норильска, его перевезли в тюрьму строгого режима где-то в Восточной Сибири, и тут он увидел, как из-под машинки тюремного парикмахера, который сам был заключенным, падают на землю седые волосы — и с потрясением понял, что это его волосы! С момента ареста у него ни разу не было случая увидеть себя в зеркале». Отличная книга, обязательно к прочтению.
Французский авантюрист при дворе Петра Первого. Письма и бумаги барона де Сент-Илера
-
Изд-во «ИД Высшей школы экономики», 2018 г.
Тем временем еще одно издательство – Высшей школы экономики – завело у себя серию исторических книжек, грянем громкое ура! Серия называется Rossica Inedita, или «Новые источники по истории России». Первая же книга в серии достойна того, чтобы ее внимательно проштудировал даже неспециалист. Кто такой Сент-Илер, один из основателей петровской Морской академии, неизвестно до сих пор. Скорее всего, это авантюрист, человек с темным прошлым, сумевший очаровать Петра Великого и Меньшикова для каких-то своих сомнительных целей. Но потом, как водится, что-то пошло не так, и Сент-Илер еще успел послужить на благо России. Документы, позволяющие рассказать подробнее об этом человеке, были рассеяны по разным европейским архивам, и впервые их собрали и издали под одной обложкой. Здесь для публикации отобраны документы из архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Парижа, Лондона, Вены и Стокгольма. Сомнений нет: обнаруженные в последнее время документы позволяют детально реконструировать его биографию, но и ясно показывают, что этот генерал российской службы не только не имел баронского титула, но даже и звался не Сент-Илером; не было у него и никаких особых познаний ни в области образования, ни в области военно-морского дела. В сущности, сборник документов, но читается как остросюжетный авантюрный роман!
И.Орлов, А.Попов «See the USSR! Иностранные туристы и призраки потемкинских деревень»
-
Изд-во «ИД Высшей школы экономики», 2018 г.
Хочу поздравить моих читателей! Два года назад ИД «Высшей школы экономики» выпустил исследование И.Орлова и А.Попова «Сквозь железный занавес», посвященное советскому выездному туризму. Это, на мой взгляд, исчерпывающая книжка о том, как советские люди ездили за границу и какие препятствия должны были преодолевать. А теперь выходит, по сути, вторая часть этого исследования – теперь уже о том, как иностранцы приезжали в Советский Союз. Главная проблема заключалась в том, что советская туристическая индустрия не могла конкурировать с западной по предоставлению уровня комфортности, к которому привыкли западные путешественники, поэтому основной упор делался на то, что к нам приезжают не просто туристы, а друзья. Все эти многочисленные «рейсы дружбы», «поезда дружбы» были от бедности, а не от какого-то особенного дружелюбия советских людей. Исследование великолепное, насыщенное, с использованием самых разных источников. Большой театр, валютные охоты, посещение советских предприятий и многое, многое другое, что туристы могли увидеть в СССР (не исключая того, что в ряд городов доступ иностранцам был в принципе запрещен). Весьма рекомендую эту книгу всем, кто интересуется отечественной историей.
ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ
Данил Рябчиков «Музыкальная история средневековой Европы»
-
Изд-во «Рипол Классик», 2019 г.
Еще одну книжную серию хочу порекомендовать – «ЛекцииPRO» от издательства «Рипол Классик», небольшие, но исключительно информативные книги, представляющие расшифровку популярных лекций на разные темы. Цикл Данила Рябчикова посвящен истории средневековой музыки – и таит в себе немало удивительных открытий. Например, что смычок был совершенно неизвестен в Европе, его изобрели в Центральной Азии, и музыкальную традицию не щипать струны, а извлекать из них звуки с помощью смычка в Европу привезли пилигримы, вернувшиеся из крестовых походов. Или интересное описание рождения литургической музыки. Со времен Античности музыка чаще всего сопровождала проведение религиозных обрядов, оттуда перешла в церковные службы, а там уже начались эксперименты с созданием музыкальных произведений, рассчитанных на вокальное исполнение. Человеческий голос долгое время оставался главным музыкальным инструментом, а термин «музыкант» включал в себя не только тех, кто играет на разных инструментах, но и бродячих жонглеров, акробатов – словом, в картине мира средневекового европейца музыка ассоциировалась прежде всего с пением.