Прочитано в 2023 г. Выпуск 738
Нина Краус «Мозг слушает. Как создается осмысленный звуковой мир»
-
Изд-во Corpus, 2023 г.
Это замечательная научно-популярная книга, удостоенная в прошлом году премии PROSE Award, которую вручают лучшей книге по вопросам биомедицины. Нина Краус обращает внимание на то, как наш мозг взаимодействует с окружающими нас звуками. У нас есть сложные биологические механизмы восприятия звуков, их усиления и передачи. Исходный продукт (звук) проникает в ухо и далее передается от этапа к этапу, приобретая по дороге дополнительные части. Эта иерархическая однонаправленная схема — классическое описание процесса обработки звука. Оно до сих пор применяется, но является слишком упрощенным и неполным. Путь обработки звука — не улица с односторонним движением посреди пустыни; это часть многостороннего скоростного шоссе в оживленном мегаполисе, с въездами и съездами, перекрестками с круговым движением и транспортными развязками, которые направляют движение ко многим и из многих соседних отделов мозга. При максимальной эффективности — это чудо инфраструктуры, где движение происходит быстро и гладко. У нас есть (о чем как-то не задумываешься) обширный «звуковой мозг», способный анализировать звуки, создавать акустическую картину окружающего мира, воспринимать и классифицировать звуки, делить их на нейтральные и опасные. Причем все это происходит за тысячные доли секунды, и мы сами совершенно не в состоянии контролировать, почему на нас такое воздействие оказывает музыка, почему мы умеем распознавать родную речь и переводить звуковые колебания в осмысленную информацию. Про «физиологию речи» Краус пишет особенно увлекательно: не углубляясь в проблематику формирования языка, она объясняет, как мозг реагирует на звуки понятной нам речи. И еще в книге масса других «областей», где важную роль играют звуки: поведение людей с речевыми расстройствами, анализ уличного шума, пение птиц, последствия сотрясения мозга, и прочие картины звукового мира, в котором мы живем.
Крис Макманус «Почему сердце находится слева, а стрелки часов движутся вправо. Тайны ассиметричности мира»
-
Изд-во «Бомбора», 2023 г.
Будучи сам правшой, мне трудно представить, насколько трудно приходится левшам в мире праворукости. Крис Макманус задался вопросом — а почему вся Вселенная, весь материальный мир (за исключением нескольких молекул полисахаридов и отдельных фрагментов ДНК) «выстроен» правоцентрично? По идее, у Вселенной должен быть зеркальный аналог, в котором все устроено идеально так же, но «на левую руку». Существование в мире всевозможных пар, парностей, четных чисел не случайно. Иллюстрацией этого является человеческий мозг, разделенный на два полушария, причем левое отвечает за управление когнитивными функциями, в том числе и речью, но человек живет в мире, «заточенном» под праворукость. Это очень сложная книга, обращающаяся, например, к законам квантовой физики, эволюционной биологии, с целью объяснить, почему наш мир в своих фундаментальных проявлениях является настолько симметричным, и правильно ли это для нормального развития. Крис Макманус выстраивает собственную систему доказательств, обращается к результатам научных исследований, чтобы объяснить, почему мир устроен именно так. Оказывается, многие великие умы человеческой цивилизации задавались этими вопросами. А скрипачи, хирурги и еще многие профессионалы испытывают проблемы из-за «праворукой» традиции. В общем, не скажу, что меня эта книга поразила, но читать ее было интересно.
Анил Сет «Быть собой: новая теория сознания»
-
Изд-во «Альпина нон-фикшен», 2023 г.
В каком-то смысле это идеальный научно-популярный труд: когда автор ставит вопрос, который, казалось бы, лежит на поверхности, но большинство никогда об этом не задумывались. Что такое «быть собой», что представляет собой человеческое сознание, какова его природа? Это действие миллиардов нейронов нашего мозга, формирующее некую картину окружающего мира, или это процесс, который мы до сих пор не умеем измерять, и физическая природа которого нам неизвестна? Анил Сет приводит в качестве примера историю с температурой: люди понимали, что объекты различаются по теплоте, примерно представляли себе, какой температурой обладают разные процессы, но только когда появились труды Кельвина, Бойля-Марриота, которые смогли определить шкалу температуры и способы ее измерения, стало понятно многое и в том, как именно происходят изменения этого физического параметра. Вот и с сознанием примерно то же самое, говорит нейробиолог Анил Сет. Мы воспринимаем мир не объективно, не как некий законченный процесс, а постоянно, каждую милисекунду «рисуем» в своем сознании его прогнозную модель, причем эти прогнозы постоянно изменяются. Привозят парня после дорожной аварии, он никак не реагирует на внешние раздражители, хотя томография показывает, что мозг работает, и он не в коме. Потом приезжает его отец, который начинает разговаривать с парнем на арабском — и тот сразу приходит в себя, потому что доктора обращались к нему на языке, которого он не понимал. Это один из примеров работы сознания, которых в книге Анила Сета множество.
Эмили Уиллингем «Парадокс пениса»
-
Изд-во «Альпина нон-фикшен», 2023 г.
Книгу с таким названием возьмется читать каждый обладатель пениса, и даже те, у кого этой штуки нет. Собственно, книг про секс и гениталии выходит много, но в большей степени читать их невозможно. Эмили Уиллингем написала книгу, которая, с одной стороны, предлагает качественный очерки эволюционной биологии, как именно у населяющих Землю видов появились гениталии, как они их использовали, какие неожиданные практики изобретены для того, чтобы передать сперматозоиды от самца к самке. Например, знаете ли вы, что такое «клоакальный поцелуй» (а именно к нему прибегает большинство земноводных)? Или lругой распространенный вариант — сперматофор, представляющий собой наполненную сперматозоидами капсулу, своего рода похожий на чупачупс мешок спермы на палочке. Самец прикрепляет его к какому-либо предмету, чтобы проходящая мимо самка могла самостоятельно вобрать его своей клоакой. Не менее интересен и второй смысловой слой книги, так сказать, социокультурный. Как изображение пениса и вообще гениталий, их обсуждение, их символические толкования присутствовали в человеческой культуре. Ну, что создатель первого графического пакета для компьютеров при разработке программы первым делом нарисовал изображение члена — это не самое сильное открытие. Что на наскальных рисунках первобытных людей часто изображаются охотники с эрекцией — тоже, в общем, известно (хотя именно из-за этого большинство таких картинок не попадают в научно-популярную литературу). А как вам история Натаниэля Сент-Андре, личного анатома короля Георга, который взбудоражил всех историей женщины, которая способна, будучи беременной, вообразить, что внутри у нее кролик — и родить кролика? Чудо-женщину и анатома даже пригласили в королевский дворец, где выяснилось, что все это шарлатанство: женщина запихивала в себя кроликов непосредственно перед процедурой «родов». После такого фиаско Сент-Андре был изгнан из королевского двора, занялся изданием медицинских книг. И первым в истории выпустил книгу с изображением мужского пениса! Став, таким образом, автором первого в мире дикпика. Отличная книга.
Эдвард Шнейдман «Разум самоубийцы. Почему молодые люди решают умереть»
-
Изд-во «Бомбора», 2023 г.
Книга известного ученого, представляющего необычную научную дисциплину — суицидолгию, науку о самоубийствах (а вообще-то Эдвард Шнейдеман имеет степень доктора философии университета Калифорнии). Шнейдеман рассматривает самоубийство как явление прежде всего социальное, и для примера берет историю молодого человека по имени Артур, который свел счеты с жизнью в возрасте 33 лет. Изучая обстоятельства смерти Артура, оставленную им предсмертную записку, общаясь с психологами и врачами, Шнейдеман складывает кусочки головоломки, позволяющей ответить, почему молодой, полный сил, не имеющий, казалось бы, никаких проблем человек наложил на себя руки. Трудное детство, неуверенность в собственных силах, трудности в общении с другими людьми, пессимистичный взгляд на будущее — все это наполнило жизнь Артура невыносимыми страданиями. Однако во время бесед с консультантами, приглашенными обсудить этот случай, автор приходит к выводу, что Артур не сумел справиться с отчаянием, которое в последние годы стало его постоянным спутником. Человек — высокоорганизованное существо, его психика постоянно подвергается мощным воздействиям как извне, со стороны общества, так и изнутри. Неспособность сохранять самообладание может в роковую минуту довести до непоправимого шага. Изучая историю Артура, профессор Шнейдеман приводит к необычным выводам о природе и социальных истоках самоубийства как явления.
{jumi [*27]}
Джозеф Хенрих «Секрет нашего успеха. Как культура движет эволюцией человека, одомашнивает наш вид и делает нас умнее»
-
Изд-во Corpus, 2023 г.
Очень занимательная научно-популярная книга известного антрополога, где он выводит наши (человечества) цивилизационные достижения через культурные завоевания. Во многих моментах автор убедителен, не поспоришь. Способность древних людей создавать небольшие сообщества, примитивные социальные структуры привели к такой культурной инновации, как защита и почтение старших и пожилых членов общества, старики не только обладали опытом, которого не имели молодые, но и в критический момент могли спасти все племя, используя свои знания. Развитие и усложнение языка привело к появлению глаголов прошедшего времени («был», «сделал»), а отсюда недалеко до рождения истории, накопления знаний о прошлых поколениях, а дальше — создание мифологии, героев, примеров для подражания и так далее. Влияние культуры необходимо учитывать, если говорить о том, как менялась биология и генетика — ведь большинство социальных животных так и не создали собственных культурных стратегий, хотя у них были примерно такие же стартовые условия. На увлекательных примерах, с привлечением огромного массива научных данных из самых разных дисциплин, изучающих человека, Хенрих выстраивает расширенную и обогащенную картину нашего эволюционного пути. И неожиданно для себя мы находим множество ответов на вечно мучающие нас вопросы: «Почему в тех или иных ситуациях люди ведут себя так, а не иначе? Откуда в них то и это? Почему они такие одинаковые — и такие разные?».