Новости США

Читатель Толстов: Новинки остросюжетного жанра: новые романы Гранже и Николая Свечина!

Читатель Толстов: обзоры книжных новинок

Прочитано в 2021 г. Выпуск 481

Жан-Кристоф Гранже «День праха»

  • Изд-во «Азбука», 2021 г.

Жан-Кристоф Гранже «День праха»

Гранже на обложках его романов, кажется, впору ставить не только возрастное ограничение 18+, но и рисовать череп с костями – мол, тут кровища хлещет из каждого пробела. Было бы штампом в очередной раз повторить, что Гранже – мастер мрачного и сурового триллера. Хотя у него, как я теперь знаю, прочитав несколько его романов, есть совершенно лютый «африканский» цикл («Лонтамо», «Конго.Реквием»), как в далекой колонии рвут и режут на части кого ни попадя. А есть более вменяемый, спокойный «европейский» цикл с главным героем пожилым детективом Петром Незнамовым и его помощницей Иваной Богданович – но и там, несмотря на европейские окружающие реалии, Гранже умеет устроить своим героям очередной кровавый квест. Предыдущий роман Гранже, изданный в «Азбуке» в прошлом году, «Последняя охота», был как раз из этого цикла, как и «День праха» - на этот раз детективы занимаются расследованием гибели одного из важных деятелей анабаптистской общины в Эльзасе, которая выглядит как несчастный случай (в часовне оборвалась балка и убила стоящего внизу человека), но мы-то уже понимаем, что просто так балки в часовнях у Гранже не падают.

{jumi [*22]}

Мелани Жюстин «Берлинский синдром»

  • Изд-во «Рипол Классик», 2021 г.

Мелани Жюстин «Берлинский синдром»

Новый автор, австралийская писательница, впервые переводится и издается на русском. Молодая туристка приезжает из Австралии в Берлин, гуляет по улице, глазеет по сторонам, встречает мужчину. Прогулка вдвоем, бурная ночь, наутро возлюбленный уходит, девица дергает дверь – заперто. Вечером все повторяется: любовные признания, секс, запертая дверь. Не могу, говорит, так люблю тебя, что не могу отпустить. Хотя до девушки постепенно доходит, что дверь уже и не откроется никогда. И кричи не кричи, все без толку. Книга очень небольшая по объему, 256 страниц, и всего два персонажа – запертая девушка Клэр и ее абьюзер. Но Мелани Жюстин умудрилась в такой небольшой объем натолкать достаточно твистов, резких поворотов сюжета, и мы напряженно следим за девушкой, которая лихорадочно ищет способы спастись из своей сладкой ловушки. Уговоры, соблазнения, долгие беседы о детских травмах, тщательное изучение плинтусов на предмет неплотно прибитой половицы, постепенное смирение со своей участью мухи, попавшей в паутину. В очередной раз смотрит в зеркало и думает – «я так изменилась, если здесь найдут мое тело, никто не сможет его опознать». Вы, конечно, узнали этот сюжет, многократно использованный в жанровой литературе, включая «Мизери» Стивена Кинга. В Австралии фильм, поставленный по этой книге, признан лучшим триллером года.

Эр Джекобс «И вдруг тебя не стало»

  • Изд-во «Эксмо/ Inspiria», 2021 г.

Эр Джекобс «И вдруг тебя не стало»

Меня всегда завораживали такие сюжетные завязки – когда персонаж, с которым мы успели познакомиться, и даже немного подружиться, бесследно исчезает. Эмили и Паоло давно планировали в свой уикэнд порыбачить где-нибудь на отдаленном озере. Выключили телефоны (чтобы Паоло, перспективного ученого-инфекциониста, не дергали звонками из лаборатории), нашли уютную заводь, порыбачили, выпили, заснули в объятиях друг друга. А утром Эмили просыпается – а Паоло нет. Ни вещей его, ни тела, ни объяснения. Даже недопитая бутылка вина исчезла. Такое впечатление, как будто девушке все привиделось. Она возвращается и обнаруживает, что как-то и в компании, где работал Паоло, и в его дружеской тусовке уже стараются устроиться без него – ну, исчез человек, бывает. Как вы не понимаете, что пока тела не нашли, человека нельзя считать мертвым, возмущается Эмили и начинает самостоятельное расследование. Книга небольшая, но с такими молниеносными ускорениями действия, темпа повествования, сменами ритма – неожиданно было читать, и интересно. Правда, до развязки я додумался примерно на середине.

Мария Адольфссон «Неверные шаги»

  • Изд-во Corpus, 2021 г.

Мария Адольфссон «Неверные шаги»

Хороший, «плотный», как говорят поклонники жанра, шведский триллер. Девушка-полицейская просыпается после бурной вечеринки (отмечали фестиваль устриц, все перепились в хлам) в гостиничном номере, обнаруживает в постели рядом с собой мирно похрапывающего коллегу, вообще-то она его подчиненная, тихо-тихо, стараясь не застонать от похмельной боли в голове, удаляется на цыпочках… Чтобы через пару часов узнать, что обнаружено тело женщины, ее жестоко убили, и самое главное – это жена того самого полицейского, с которым главная героиня провела ночь. То есть тут не только расследовать убийство, но и мучаться от сложных этических и моральных терзаний. К тому же в прошлом самой главной героини (пора уже сказать, что зовут ее Карен Хорнби) есть некоторые моменты, о которых лучше никому не знать – тем более, когда расследование начинает пересекаться с историями из прошлого Карен… Добротный триллер, очень неторопливый (труп обнаружат на сотой странице, первый допрос Карен проведет еще через 50 страниц), но в этом и есть его обаяние. Corpus нас регулярно радует такими находками – то Андерса Рослунда издадут, то Ларса Кеплера. Хорошее дело.

Николай Свечин «Взаперти»

  • Изд-во «Эксмо», 2021 г.

Николай Свечин «Взаперти»

Нижегородскому писателю Николаю Свечину в феврале исполнилось 62 года, но он многим молодым писателям даст фору, работает – по роману-два в год, а когда и три романа выпустит. Я все романы Свечина читаю с первого дня «Читателя Толстова», раньше не знал просто об этом авторе, а сейчас Алексей Николаевич Лыков – это, однозначно, наш главный герой в жанре ретро-детектива, куда там Эрасту Фандорину! И конечно, новый роман (26-й по счету в «лыковском» цикле), написанный в дни карантина и самоизоляции, должен называться «Взаперти»! Потому что Лыкова в этом романе круто подставят, и он отправится тоже в изоляцию, в смысле в тюремную камеру, его в должностном преступлении обвинят. Потому что после убийства Столыпина (то есть дело происходит в 1911 году) новый министр Лыкова сильно невзлюбил, а когда тебя не любит министр, тут же обнаруживается множество нарушенных инструкций, невыполненных заданий, и скажи еще спасибо, что к стенке не поставили. За что я люблю романы Николая Свечина – это именно цикл, там постоянно всплывают отсылки к другим делам, которые расследовал Лыков, и следить за этим разворачивающимся перед нами миром царской сыскной полиции, со всеми ее особенностями, хитрыми служебными секретами и закрученными сюжетами – это, конечно, высшее читательское наслаждение.

{jumi [*27]}

Зарка «Панама Андеграунд»

  • Изд-во «Городец», 2021 г.

Зарка «Панама Андеграунд»

Новинка из серии «Коллекция Бегбедера». Напомню, что это уникальная для российского книгоиздательства книжная серия, книги для которой отбирает сам Фредерик Бегбедер, который не просто писатель с мировым именем, но и упоротый читатель, то и дело обнаруживающий какие-нибудь невероятные, еретические, парадоксальные и запредельно крутые тексты. «Панама Андеграунд» - путеводитель по криминальному Парижу, причем сделан как монолог автора, он же лирический герой, который шляется по самым злачным местам, посещает то подпольные бои, устроенные цыганами, то наркопритоны, то пересекается с трансами, промышляющими уличной проституцией. Торчки, убийцы, подпольные порнографы, брутальные убийцы, трансгендеры и трансвеститы – целая галерея уголовных типов современного Парижа. По сути, этот жанр раньше назывался «физиологическим очерком», и о похождениях Зарки читать поначалу интересно, но постепенно все эти извращения, наркотические трипы и встречи с обитателями парижского дна начинают утомлять. Впрочем, в конце оказывается, что Зарка все это время с нами играл: что-то он придумал, что-то действительно так и есть, а отличить вымысел от правды не так просто.

Еще обратите внимание:

BAIKALINFORM.NEWS

Информационный дайджест: новости и мнения со всего мира для тех, кто читает на русском языке и формирует свою картину мира самостоятельно. Мнение редакции может категорически не совпадать с мнением авторов публикаций.