Прочитано в 2023 г. Выпуск 735
Ганс Шойфлер «Танковые асы вермахта»
-
Изд-во «Центрполиграф», 2023 г.
Сборник воспоминаний ветеранов танковых войск (панцерваффе), воевавших на Восточном фронте. Не только Ганс Шойфлер, чье имя стоит на обложке, но и командир его полка, еще какие-то сослуживцы. Как всегда в таких мемуарах, самое интересное — мелкие картинки фронтового быта, как у немцев отказались заводиться на морозе мотоциклы, и едет обоз, кони, запряженные в сани, а мотоциклы перевозят в санях. Или как пехотинцы, чтобы их винтовки стреляли (опять эти русские морозы!), затворы винтовок прячут во внутренние карманы, отогревают. Интересное признание, как в танковых подразделениях немцев обязательно должен быть кто-то, кто знает английский — немцы нередко брали в качестве трофеев английские танки, которые шли на фронт по ленд-лизу, расшифровывали руководство по действию танковой рации и благодаря этому могли слушать переговоры наших танкистов. В книгу почему-то включен дневник командира русского партизанского отряда, который немцы где-то нашли. Но самое интересное — это читать сноски научного редактора. Автор постоянно преувеличивает — «на нас обрушились сотни танков», «против нас вели огонь тридцать русских батарей», а научный редактор уточняет — не было таких сил на этом участке фронта конкретно в это время, это у страха глаза велики, и немцу, наверно, легче становилось, когда он писал, что проиграли они только потому, что «иваны» их завалили снарядами и танками.
Константин Аверьянов «Битва на Калке 1223. Русские княжества накануне монголо-татарского нашествия»
-
Изд-во «Центрполиграф», 2023 г.
Согласно одной из версий, 31 июля мы будем отмечать 800-летие битвы на Калке, которая произошла 31 июля 1223 года. Хотя точной даты нельзя установить даже по летописям — есть варианты, что она случилась в другой день, и даже саму реку Калку с достоверностью нельзя найти — есть река Кальчик на территории нынешней Донецкой народной республики, но «Калка» это или просто похожее название — неясно. В истории битвы на Калке вообще многое остается неясным для историков, и монография Константина Аверьянова в отличной исторической серии «Новейшие исследования отечественной истории» (до этого выходили в серии другие книги Аверьянова — «Загадка завещания Ивана Калиты» и «Рождение Древней Руси», я писал о них, он отличные книги пишет) подробно описывает все «темные» места, связанные с этой исторической битвой. Одно бесспорно: на Калке русские князья впервые встретились с татаро-монголами, потерпели от них сокрушительное поражение, а после, спустя 15 лет — полноценное вторжение, закончившееся ордынским игом на два столетия. Исторических источников о битве на Калке не так много, но Константин Аверьянов проделал кропотливую исследовательскую работу, чтобы в мельчайших подробностях реконструировать этот важнейший эпизод нашей военной истории.
Линн Хант «Изобретение прав человека: история»
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2023 г.
Очень интересный очерк появления такого социокультурного и политического феномена, как общие права человека. Известно, что впервые они были зафиксированы письменно в Декларации о независимости в 1776 году, но профессор истории Линн Хант идет дальше, сначала в эпоху Просвещения, а после — и в Новое время, и в Средневековье, чтобы разобраться, как вообще возникла идея прав человека. Она обнаруживает множество весьма любопытных тенденций и явлений, которые вполне укладываются в ее теорию постепенного, «органического» развития прав человека как политического и социального феномена. Например, создание колониальной системы, когда нравы в колониях были проще, многие жесткие законы метрополии становились необязательными для исполнения, и это приводило в том числе к осознанию жителей колонии «низких сословий» как людей, имеющих определенные права. Или взрыв портретной живописи в начале XVIII века, когда портреты стали заказывать простые люди, небогатые землевладельцы: это означало, что личность, отдельный человек обретал некую автономию в социальном пространстве. Автономия и эмпатия, по мнению Линн Хант, стали главными «источниками» будущих прав человека. Индивидуальные личности постепенно становились независимыми не только в юридическом, но и в психологическом смысле. Все большее уважение к физической неприкосновенности и четким границам между отдельными телами стало результатом растущего чувства стыда, вызванного отправлением естественных надобностей, а также более пристального внимания к туалету и нарядам. Постоянная эволюция представлений о человеческом естестве, его психике, разуме, совести наполнила «я» новым содержанием. Интересные выводы.
Пирс Пол Рид «Живые. История спасшихся в Андах»
-
Изд-во «МИФ», 2019 г.
Книга не новая, да и история старая. Хотя «Живые» английского писателя Пирса Пола Рида стали международным бестселлером — на сегодня в мире продано около 10 миллионов экземпляров книги. В 2019 году ее перевели и издали у нас. И только сейчас я ее прочитал, и могу сказать — это одна из самых поразительных историй, которые стали темой для исторической книги. В октябре 1972 года в Андах потерпел крушение самолет уругвайских ВВС, который выполнял пассажирский рейс из Аргентины в Чили. Из-за ошибки пилота самолет рухнул в горах, из 44 пассажиров после аварии выжили только 29. И обнаружили, что они находятся на плато на высоте 11500 метров, что еды нет никакой, вокруг только горы и помощи ждать неоткуда. Когда все скудные запасы были съедены, выжившие приняли решение — чтобы не умереть с голоду, придется есть человеческое мясо, срезая его с тел погибших. Они продержались 70 (!) дней, когда их уже списали, но двое смельчаков сумели добраться до долины, и встретили пастухов. Это стало мировой сенсацией, которую назвали «чудо в Андах», и вторая сенсация — когда выжившие признались, что они занимались каннибализмом. Потому и книгу о себе писать они доверили английскому писателю только потому, что он был католиком, а вот эта история с поеданием человечины — она требовала объяснения именно с религиозной точки зрения. Пирс Пол Рид написал, без преувеличений, грандиозную книгу. Он в мельчайших подробностях восстановил всю 70-дневную эпопею, потом по его книге сняли фильм. Фильм особого впечатления не произвел, а вот книга — потрясающая, конечно.
Оксана Киянская «Люди двадцатых годов. Сергей Муравьев-Апостол»
-
Изд-во «Рипол Классик», 2023 г.
Российский историк Оксана Киянская изучает эпоху декабристов, двадцатые годы девятнадцатого века, и она в этой сфере, полагаю, лучшая. Она консультировала сериал «Союз спасения», наделавший в свое время шума, она написала несколько отличных книг (биографии Рылеева и сборник очерков «Декабристы» занимают видное место в моей библиотеке), наконец, рекомендую ее отличные лекции о декабристах, их можно найти в Сети. «Люди двадцатых годов» — огромная, в 750 страниц монография о Сергее Муравьеве-Апостоле, одном из самых загадочных участников восстания декабристов. Сын российского посланника в Гамбурге и Мадриде, выпускник лицея в Париже, русский боевой офицер, стал одним из лидеров антиправительственного заговора — причем одним из самых уважаемых и безусловно отважных. Муравьев-Апостол поднял восстание Черниговского полка, с которым отправился в поход на Петербург — мятеж был обречен с самого начала, полк разбили, Муравьева-Апостола арестовали, потом повесили в числе других пяти казненных декабристов. Оксана Киянская помещает жизнь Муравьева-Апостола в тщательно выписанный контекст эпохи: отношения в обществе, политические события, состояние офицерской среды — вплоть до рокового мятежа. И буквально поминутно изложена история восстания Черниговского полка, обреченного с первой же минуты, и скорее всего сам Муравьев-Апостол понял это раньше своих подчиненных и своих соратников. Обстоятельная, профессиональная, чрезвычайно интересная работа.
{jumi [*27]}
Тарик Али «Уинстон Черчилль: его эпоха, его преступления»
-
Изд-во «Альпина нон-фикшен», 2023 г.
Издательство «Альпина» не впервые обращается к личности Уинстона Черчилля — политика, британского премьера, офицера, светского аристократа и вдобавок (если кто не знает) Нобелевского лауреата по литературе. Три года назад выходила потрясающая книга Томаса Рикса «Черчилль и Оруэлл: борьба за свободу», где автор доказывал, что для интеллектуальной истории Европы премьер Черчилль и не очень успешный журналист Оруэлл были фигурами одного масштаба. В прошлом году выходила книга известного исследователя Эрика Ларсона «Страх и надежда. Как Черчилль спас Британию от катастрофы», где рассказывается о первом годе премьерства Черчилля, когда Британия оказалась один на один с гитлеровской Германией, и вся мощь вермахта была обрушена на эту, скажем так, не самую грозную страну. Книга известного историка пакистанского происхождения Тарика Али посвящена не столько победам Черчилля, сколько его поражениям, ошибкам и упущенным возможностям. О миогих вещах не то чтобы не принято говорить, но это такие «скелеты в шкафу», которые современное черчиллеведение старается лишний раз не подсвечивать. Его агрессивная позиция против голосования женщин; его военная некомпетентность в первую мировую; его восхищение фашистскими диктаторами Франко и Муссолини; его презрение к индийцам и фактически организация чудовищного голода в Бенгали, который унес около пяти миллионов жизней; наконец, его неблаговидная роль в свержении режимов в странах, к которым проявлял интерес британский бизнес. Словом, разнообразных грехов Черчилля (а еще культ личности) набралось (а еще личные качества — сексист, расист, сноб, самовлюбленный) на целую книгу. Черчилля нет уже почти 60 лет, но его личность и эпоха до сих пор вызывают интерес исследователей — в том числе и по той причине, что напоминание о страданиях, ошибках, массовых убийствах, которые совершались с попустительства этого политика, позволяют лучше понимать нравы и политическую культуру нынешнего правящего класса Британии.