Новости США

Читатель Толстов: Новинки российской прозы: секс в 20-е, новые рассказы Анны Матвеевой и «Москва слезам не верит» по-израильски

Читатель Толстов: обзоры книжных новинок

Прочитано в 2018 г. Выпуск 238

Маруся отравилась. Секс и смерть в советской литературе 1920-х гг.

  • Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2018 г.

Маруся отравилась. Секс и смерть в советской литературе 1920-х гг.

Дельный и интересный сборник. Хотя в «Читателе Толстове» я стараюсь не рецензировать антологии, их слишком много выходит, и все сляпаны по принципу «три хороших текста разбавляем непонятно чем». Но «Маруся отравилась» - замечательный проект. Во-первых, составителем сборника выступил Дмитрий Быков, а он-то хорошо понимает в литературе первого послереволюционного десятилетия (сомневающихся отсылаю к его лекционному циклу «100 лет-100 книг», кстати, тоже сейчас изданному отдельным двухтомником). Во-вторых, там много текстов совершенно забытых, малоизвестных, но уж точно не проходных и не случайных. Отражающих, так сказать, дух и атмосферу тех времен. И в-третьих, этот сборник читать как минимум увлекательно, потому что знакомые тексты («Гадюка» Алексея Толстого, «Антисексус» Платонова, да и стихотворение Маяковского, давшее название всей антологии) сменяются текстами авторов, о существовании которых даже не подозревал, и авторов этих никогда не читал – Лев Гумилевский, Глеб Алексеев, Сергей Малашкин… Сборник оставляет очень, очень позитивное впечатление – он сделан людьми, которые внимательно и добросовестно отнеслись к выбору текстов. Хорошее начинание: мне было бы интересно познакомиться с такой же литературной «картиной эпохи», составленной из малоизвестных рассказов, например, 50-х.

{jumi [*22]}

Анна Матвеева «Спрятанные реки»

  • Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2018 г.

Анна Матвеева «Спрятанные реки»

Прочитав сборник забытой прозы 1920-х годов, задумался о том, какие тексты могли бы репрезентировать наше время? И пришел к выводу, что лучшие, пожалуй, рассказы о самоощущении российских жителей современности пишет Анна Матвеева. Я уже не раз и не два призывал обратить самое пристальное внимание на ее творчество – тем более Матвеева регулярно, примерно раз в два года, выпускает сборники рассказов, и это по всем параметрам отличная проза. И написана исключительно добротно, и умеет посмотреть на нашу жизнь с такого ракурса, что иногда только хлопаешь себя руками по ляжкам и бессвязно восхищаешься. Особенность матвеевского дара заключается, на мой взгляд, в том, что она не сочиняет какие-то заурядные истории, не занимается бытописательством, чем заняты 99% российских авторов. Она умеет так ловко повернуть, казалось бы, обычную ситуацию, что там начинают блестеть, дышать и переливаться могучие идеи и явления, - судьба, история, смерть, вера… Совершенно нет смысла пересказывать ее рассказы, но, как мне кажется, не так у нас много таких текстов о христианстве, как, например, «Камин Святого Якова», хотя там нет никаких рассуждений о религии, просто рассказ о двух тетках, идущих по Испании в паломническом странствии. Название «Спрятанные реки» - удачное, отражает в какой-то степени мое восприятие матвеевской прозы. И, кстати, в этом году еще планируется переиздание сборника «Девять девяностых» - не пропустите, если что, я предупреждал.

Василий Аксенов «Золотой век»

  • Изд-во «Лимбус Пресс», 2018 г.

Василий Аксенов «Золотой век»

Каждый раз, когда открываю новую книгу Василия Аксенова (наверно, уже не надо уточнять, что это другой Василий Аксенов, не который «Остров Крым»), думаю – боже, какое счастье, что у нас есть такая проза. Аксенов в моем читательском мире занимает ту же полочку, где стоят книги Пришвина и Паустовского. Он исключительно умеет описывать природу. Причем он сам из Сибири, и природу описывает сибирскую, - а я поскольку в тех местах родился и вырос, спокойно мимо таких текстов пройти не могу. Тут уж, извините, личное. Вот маленький отрывочек, это про сибирскую осень: «Деревья лиственные оголились. Наряда нет на них – шуметь им нечем. Веткой о ветку изредка лишь брякнут при порыве ветра, в корнях своих мышей-полёвок потревожив, и затаятся, словно уснут или задумаются. В чувство когда ещё весна их приведёт. Когда-то будет. Птицам местным в кронах их уже от ястреба-тетеревятника не спрятаться. И для совы добыча лёгкая – смахнёт, когтями уцепив, как ветром сдует, сонную, загубит. А что поделаешь – цепочка пищевая. Кто-то сковал – не мы, не мы и раскуём. В пихтаче густом и ночевать теперь приходится им, птицам, – в чаще, не как на сцене, всё же. Кое-где ещё желтеют бледно лиственницы-великаны, глухари пока, кормясь на них, не обклевали; краснотал сиреневыми пятнами обозначился по берегам Бобровки и Кеми. Зеленеет хвойный лес да на покосах сочная отава. Всех и красок. Отгремела пора золотая». Чудо, ну чудо же настоящее.

ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ

Юлия Краковская «Все сложно»

  • Изд-во «Флюид ФриФлай», 2018 г.

Юлия Краковская «Все сложно»

Главной героине приходится непросто в жизни: она мать-одиночка, отношения с родителями не складываются, а тут еще появляется вроде бы милый недотепистый Жоффруа, который зовет под венец, приглашает уехать в Европу, а героиня уже не девочка, 43 года, и что тут делать? Забыл сказать, что все это происходит сначала в Израиле, а потом во Франции, а потом героиня вернется обратно в Израиль, но счастья как не было, так и нет. И Жоффруа окажется циничным манипулятором, и лучшая подруга Карен обернется редкостной стервой, и вообще все, как и обещает заголовок, сложно. И книгу эту я читал со сложным, простите за тавтологию, чувством. С одной стороны, это же отличный пересказ сюжета «Москва слезам не верит», только в израильско-французских декорациях. Рассказ о том, что происходит с хорошими матерями-одиночками, когда они слишком доверяются всяким слесарям гошам. Которые внешне вроде приличные и вообще идеальные мужчины, но, видите ли, страдают запоями и могут исчезнуть на неделю неизвестно куда (Жоффруа в книге оказывается еще тем персонажем – он наркоман, травокур, да еще подрабатывает наркодилером). С другой – весь этот горячечный монолог выглядит как попытка свести счеты со своими мужчинами, родителями, подругами, всем миром, который не увидел, не понял и не оценил – у каждого разведенного мужчины чтение «Все сложно» вызывает неприятное чувство, что «такую же книгу могла написать моя бывшая». Но это написано эмоционально, изобретательно, сочно, опять же много интересных подробностей о жизни наших соотечественниц в Израиле и Франции. Да, и главное: книга вышла в серии «Книжная полка Вадима Левенталя», то есть это текст, который при всех вопросах к героине и к автору отражает какие-то очень важные смыслы о нашей современности. Обязательно для чтения всем разведенным мужчинам.

Еще обратите внимание:

BAIKALINFORM.NEWS

Информационный дайджест: новости и мнения со всего мира для тех, кто читает на русском языке и формирует свою картину мира самостоятельно. Мнение редакции может категорически не совпадать с мнением авторов публикаций.