Прочитано в 2018 г. Выпуск 204
Билл Брайсон «Беспокойное лето 1927 года»
-
Изд-во «АСТ», 2018 г.
Американский (или он англичанин, не помню) историк Билл Брайсон – тот самый, который написал «Краткую историю почти всего на свете» и «Краткую историю быта и частной жизни» - великолепные книги, позволяющие взглянуть на историю человечества с необычного ракурса. «Беспокойное лето 1927 года» я бы назвал продолжением этого творческого эксперимента. Брайсон действительно берет очень короткий период – три летних месяца 1927 года, и раскладывает на составляющие. Все события, которые тогда волновали мир сильнее всего, «срезонировали» спустя пару лет, десятилетия, и даже дожили до наших дней. Например, рождение «желтой прессы», первых американских таблоидов – вот вам превращение частной жизни звезд в бесконечный сериал. Первый перелет через Атлантику – а это история не только Чарльза Линдберга, но и его менее удачливых предшественников. Пик спортивной карьеры звезды бейсбола Бэйба Рута – вот вам и превращение спорта в бесконечный источник массовой истерии (что мы наблюдаем сегодня на чемпионате мира по футболу). А еще там такие «исторические триггеры» как Генри Форд, дело Сакко и Ванцетти, появление звукового кино, расовые волнения, первые опыты передачи телевизионного сигнала на расстояние и много еще чего. Это именно «история по Брайсону»: непонятно, что является серьезным и важным, но обо всех мелочах эпохи, даже о самых ничтожных, Брайсон рассказывает вкусно, увлеченно, страстно, с массой офигенных подробностей. Это такая «история без морали»: вот что волновало когда-то мир, а сегодня мир об этом совершенно забыл бы, если бы не эта книга.
{jumi [*22]}
Вячеслав Кондратьев «Великая Парагвайская война»
-
Изд-во «Пятый Рим», 2018 г.
Об этой книге писали еще полгода назад, ее анонсировали, интриговали – мол, первая история войны, о которой мы ничего не знаем. Могу сказать как читатель и как любитель исторических книжек, что интрига удалась на все сто – мы действительно вообще ничего не знаем о Великой Парагвайской войне 1864-1870, а это был один из самых долгоиграющих и кровопролитных военных конфликтов XIX века. В нем сошлись армии так называемого Тройственного Союза – Бразилии, Аргентины и Уругвая, против которых воевал маленький, но гордый Парагвай. При этом Парагвай был агрессором, он напал первым. К тому времени он был сильнее своих врагов, имел довольно мощный флот, артиллерию, современные (по тем временам) представления о военном строительстве. Но главное – у Парагвая был совершенно безбашенный правитель, Франсиско Лопес, который решил завоевать всех своих соседей. Война закончилась чудовищным поражением Парагвая – страна не восстановилась до сих пор, пребывая где-то на задворках южноамериканский политики и экономики. Несмотря на массовый героизм парагвайцев и особую пропаганду их национальной исключительности. Очень дельная и толковая книга, масса перекличек с нашей отечественной историей. И не смогу умолчать, насколько здорово поработали оформители, сделав «Великую Парагвайскую войну» образцовым по оформлению и содержанию шедевром по военной истории.
Джеймс Форд Росс «История Гражданской войны в США»
-
Изд-во «Азбука», 2018 г.
Не могу сказать, что мне понравилась книга – хотя издана она в популярной у любителей истории «колибриевской» серии, где выходили книги Энтони Бивора и других могучих историков современности. Да книга Форда Родса увенчана всякими премиями, получила Пулицеровскую премию. Но читать ее затруднительно. Она вышла сто лет назад, ее только сейчас перевели и издали в России, и это ощущается. Она очень похожа на книгу Артура Конан Дойла об англо-бурской войне (я писал о ней): основательный исторический труд, когда автор ставит перед собой целью рассказать обо ВСЕХ эпизодах, боевых столкновениях, исторических персонажах, командующих и т.д. К тому же Родс писал свою книгу уже после первой мировой войны, где получили развитие стратегические практики, впервые опробованные именно в Гражданской войне США. Первая война «эпохи технического прогресса»: с казнозарядными ружьями, пулеметами, револьверами, нарезными пушками, аэростатами и бронепоездами. Мне не очень интересно читать такие книги, но всем, кому нравится качественная историческая литература, книга Родса, думаю, понравится. Есть там и про Россию, кстати. Я вот не знал, что, оказывается, англичане изо всех сил разводили русского царя Александра Второго, чтобы он вмешался в заваруху, и помог южанам. А Александр поступил как джентльмен: отправил к берегам США эскадру с приказом поддерживать законное правительство, президента Линкольна. Благородно.
ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ
Дуглас Смит «Бывшие люди»
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2018 г.
О, давно хотел прочесть – тем более «Бывших людей» в одной из своих программ рекомендовал прочесть своим зрителям сам Леонид Парфенов! Книга издана в новой серии «НЛО» «Что такое Россия», где издаются книги по отечественной истории – книги отличные, я о них постоянно пишу, и стараюсь не пропускать. Насколько я помню, книга Дугласа Смита – первая в серии «Что такое Россия», написанная не российским автором. Что там может иностранец написать о судьбе российских аристократических родов после революции? В книге есть как отличные фрагменты, неизвестные эпизоды, которые Смит раскопал в архивах, недоступных российским историкам. И в то же время регулярно натыкаешься на эпизоды, которые выглядят, скажем так, слишком наивными, прекраснодушными – не понимает американский историк нашей российской специфики. Постоянно думаешь, а как бы об этом написал российский автор! Да, «Бывшие люди» понравятся тем, кто рассматривает русскую революцию как национальную катастрофу, частью которой стала катастрофа тысяч дворянских семей, лишившихся в новой России всего – богатств, имений, социального статуса, привилегий. Дуглас Смит сосредоточился на двух богатейших аристократических родах России – Шереметевых и Голицыных. Которые до революции принадлежали к разным общественным лагерям (одни были консерваторами, другие – прогрессивно мыслящими интеллигентами, сочувствовавшими идеям социального равенства), но при советской власти жили одинаково плохо.