Прочитано в 2018 г. Выпуск 202
Андрей Журавлев «Сотворение Земли. Как живые организмы создали наш мир»
-
Изд-во «Альпина Нон-Фикшен», 2018 г.
Напоминаю, что обзоры «Читателя Толстова» на этой неделе посвящены новинкам научно-популярной литературы. В прошлый раз рассказал о книгах, повествующих о разных живых организмах, сейчас поговорим о новинках, описывающих разные процессы, с этими организмами происходящих. Книга геохимика Андрея Журавлева подробно (иногда, как мне показалось, чересчур подробно, с применением разных сложных формул и химических уравнений – впрочем, это же научно-популярная литература, таков жанр) рассказывает о биогенной теории формирования Земли. То есть на разных этапах эволюции одни биологические организмы влияли на окружающие условия, и потом погибали, уступая место другим, более совершенным. Например, в исчезновении динозавров, по мнению Журавлева, не было никакого астероида, внезапно врезавшегося в Землю, а было появление покрытосеменных растений, с более сложными устьицами, системами распределения и сохранения воды, которые сделали существование таких биологических организмов, как гигантские динозавры, невозможным. Книга, повторяю, весьма обстоятельная, написана местами исключительно академическим языком, который будет понятен только студентам-химикам. Но мне ее было читать интересно. Интересная идея – что все полезные ископаемые, включая золото, металлы, уголь и известняк, являются останками или продуктами жизнедеятельности живых организмов, следами органической жизни. И что именно разные организмы — от бактерий до цветковых растений и млекопитающих — превратили третью планету от Солнца в обитаемый мир, создали ее нынешнюю атмосферу, значительно повлияли на состав Мирового океана и каменной оболочки — литосферы.
{jumi [*22]}
Марк Форсайт «Краткая история пьянства. От каменного века до наших дней»
-
Изд-во «Альпина Нон-Фикшен», 2018 г.
Книги на тему «краткая история чего-нибудь» выпускаются часто, в том числе и по истории пьянства. Уж слишком увлекательная тема. Марк Форсайт сделал акцент на том, как национальные питейные традиции влияли на изменения в культуре и социальной жизни. Ну, например, есть такая гипотеза, что революция в России (про Россию в этой небольшой книге довольно обстоятельная отдельная глава) стала возможной в том числе и потому, что в 1914 году Николай Второй ввел в стране «сухой закон». Три года вынужденной трезвости привели к тому, что народ достаточно осознал, насколько жестоко с ним обращаются и насколько несправедливо устроено общество. Кстати, непьющий Ленин «сухой закон» не отменил, его отменили только после его смерти, в 1925 году – и то, скорее всего, потому, что советскому бюджету потребовались доходы в виде «винных» денег. У русских царей, если они пили, был высокий шанс умереть собственной смертью, а вот непьющие обычно заканчивали плохо – Петр III, Павел Первый, да тот же Николай Второй. Это тоже как-то связано с алкогольными традициями русской жизни. Вообще, по Форсайту, степень крепости алкоголя определяла важные процессы в истории народов. Например, Британия никогда не стала бы великой державой, если бы не перешла от напитков брожения (пиво, эль) к жестким алкогольным дистиллятам – джину, виски, бренди. Забавная книга, что тут скажешь.
Ручир Шарма «Взлеты и падения государств. Силы перемен в посткризисном мире»
-
Изд-во Corpus, 2018 г.
Несколько лет назад в России вышла книга Ручира Шармы «Прорывные экономики», которую я тогда изучил вдоль и поперек. Тут все дело в личности автора. Шарма – один из самых авторитетных инвестиционных аналитиков мира, у которого есть своя система. Он тщательно изучил экономические показатели ВСЕХ стран мира с 1960 года, и определил, в какие страны есть смысл вкладывать деньги, а в какие – ни в коем случае. У него есть собственная система оценки, включающая демографические показатели, рост городов, соотношение числа богатых и бедных, но интересно, конечно, не это. «Взлеты и падения государств» - это обстоятельный очерк мировой экономики за последние 20 лет, и там много пишется о России. Шарма (или Шарме) политика как таковая не очень интересна, но у него совершенно неожиданные выводы, когда он начинает сравнивать экономические модели разных стран. Есть там, конечно, много про Россию. Вот, например: «Ни один город не может сравниться по концентрации имущества и власти с Москвой. В России 85 из 104 миллиардеров страны живет в Москве, которая остается непревзойденной мировой столицей плохих миллиардеров». Или вот: «Беда экономической стратегии Путина в том, что она нацелена только на защиту от внешнего влияния, без всяких попыток перейти в наступление, подстегнув рост национальной экономики. В отношении двух важнейших проблем посткризисной эпохи — снижения долговой нагрузки и сокращения населения — рейтинг России по сравнению с другими развивающимися странами низок: население стремительно стареет, а частный внутренний долг растет. В отношении третьей важной проблемы — деглобализации — Россия стала одним из главных препятствий на пути мировой торговли. С 2008-го до конца 2015 года Россия ввела в торговой сфере около пятисот протекционистских мер, заняв по этому показателю второе место в мире после Индии». Весьма трезвая оценка экономических перспектив России, написанная человеком, который прекрасно разбирается в том, как это все работает.
ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ
Том Уэйнрайт «Naronomics. Преступный синдикат как успешная бизнес-модель»
-
Изд-во «Пальмира», 2018 г.
Потрясающее исследование, поистине потрясающее. Том Уэйнрайт объездил всю Латинскую Америку, которая считается центрами производства наркотиков – от Мексики до Сальвадора – пообщался с десятками фермеров, полицейских, государственных служащих, социологов и представителями наркокартелей. Результатом его изысканий стало первое, насколько я понимаю, описание экономики мирового наркобизнеса. При этом Уэйнрайт делает ошеломляющие выводы. Что наркоэкономика заимствует многое из арсенала традиционной экономики, но поскольку она действует за пределами правового поля и под постоянной угрозой со стороны государства, приемы и методы из «нормальной» экономики видоизменяются до неузнаваемости. Знаете, почему «пехотинцы» наркокартелей носят татуировки? Это признак корпоративной лояльности – с татуировками своего наркокартеля ты не сможешь трудоустроиться у конкурентов. А как организовано распределение и переработка сырья, и последующая реализация? По той же модели, что в крупных американских супермаркетах, и даже вроде бы известные маркетологи консультируют периодически наркодельцов по этим вопросам. А как решаются вопросы конкуренции, антимонопольного законодательства, корпоративной этики в наркокартелях? Все это у них присутствует, но выглядит иначе. «Можно ли сказать, что латиноамериканские наркобароны такие же целеустремленные в вопросах управления своими поставщиками, как и менеджеры «Walmart»?», спрашивает Уэйнрайт и отвечает – да, конечно. Только в своем деле они круче, гораздо круче, и профессиональнее. Первое подобное исследование на такую необычную тему, очень интересно.