Прочитано в 2023 г. Выпуск 683
Расселл Э.Мартин «Невеста для царя. Смотры невест в контексте политической культуры Московии»
-
Изд-во «Новое литературное обозреие», 2023 г.
Интересное исследование, предприянтое американским историком на основе изучения архивов РГАДА. Примерно с 1495 года в Московии начинают описывать процедуры «смотра невест», это когда для царской женитьбы устраивали своеобразный кастинг, собирали невест со всех уголков страны. Сохранилось описание 24 подобных церемоний, причем каждая проводилась с полным, что называется, погружением: сохранились описаания кандидаток, свадебные песни, всякие процедурные тонкости подобных смотров. «Смотры невест» впоследствии оказали сильное влияние на династические браки уже в новые времена, все Романовы тоже проводили свои неформальные «смотры» (конечно, не в такой форме, как это было заведено при дворе Ивана Грозного). Интересно другое – какой политический подтекст был у подобных мероприятий. А там много чего происходило, от разных придворных интриг до анализа «пригожести» кандидаток, что впоследствии усиливало те или иные боярские фамилии. Никогда не читал про эти «смотры невест», кажется, «Невеста для царя» первая серьезная научная монография на эту тему.
{jumi [*22]}
Кэтрин Зубович «Москва монументальная»
-
Изд-во Corpus, 2023 г.
История о том, как после войны Сталин решил превратить Москву в лучший город Земли и для этого распорядился построить в советской столице семь небоскребов, «высоток» (на самом деле восемь, но успели только семь). В этих «высотках» расположились элитные жилые комплексы, роскошные гостиницы, главное здание МГУ. Американская исследовательница Кэтрин Зубович берет строительство «семи сестер», как их прозвали москвичи, за отправную точку, и рассказывает, как эти стройки изменили жизнь москвичей. Разные знаменитости, футболисты и журналисты, потеряли покой, писали Берии слезные письма с просьбами выделить квартиру в «высотке». Строителей советских небоскребов стали называть «высотники» (вот откуда это название в популярной песне из фильма «Высота»), они даже на какое-то время стали главными героями социалистического общества. «Высотки» изменили городской пейзаж – кто-то считал, что безнадежно испортили, кто-то – что облагородили, по этому поводу даже велись общественные дискуссии. И так далее, десятки, если не сотни разных фактов, связанных с этим строительством и тем, какое влияние оно оказало на умы. Весьма толковая книга, посвященная тому, как советские вожди пытались подражать тенденциям в капиталистической архитектуре (очевидно же, что «высотки» были попыткой скопировать небоскребы в США), но это приводило к совершенно неожиданным последствиям.
Джудит Фландерс «Всему свое место. История алфавитного порядка»
-
Изд-во «Альпина нон-фикшн», 2023 г.
Книга историка Джудит Фландерс посвящена не только истории алфавита, но вообще такому явлению в жизни человечества, как упорядочивание информации. Проблема возникла еще в античности, с появлением первых библиотек, потом потребовалось классифицировать и придумать универсальную систему определения для священных текстов, потом – привести в систему меры весов, денежные расчеты, навигационные карты и далее, далее, все больше сфер деятельности нуждались в неотложной систематизации. В итоге получилась книга, которая включает и историю создания первых алфавитов, и забавные сюжеты о том, как появились первые каталоги для торговли по почте. Как всегда, главными «заказчиками» систематизации были военные, которым требовалась унификация воинского снаряжения, чтобы все копья были одинаковой длины. То, что изготовление вооружения как-то связано с созданием алфавита, с лингвистикой, - признайтесь, что вряд ли об этом задумывались! Или что появление классификации товаров в конце концов привело к рождению категорий, рядов, отрядов, классов во всех прочих науках, включая философию. Очень дельную книгу написала Джудит Фландерс, настоятельно рекомендую ее прочесть.
Дэн Джонс «Силы и престолы: новая история Средних веков»
-
Изд-во «Азбука», 2023 г.
Порадуемся за британского историка Дэна Джонса – за неполные два года это уже третья его книга, которая выходит в России. Сначала были «Плантагенеты», потом «Война Алой и Белой Розы» (обе – в «Альпина нон-фикшн»), и вот «Азбука» выпускает самый фундаментальный (или монументальный?) труд Джонса, в котором он решил ни много ни мало, а переписать по-своему всю средневековую историю. Что уж говорить – у Джонса для этого достаточно не только амбиций, но и компетенеций. Его книги очень хорошо написаны, у него, я бы сказал, исключительное достоинство для историка – он очень внятный. То есть рассказывает о крестовых походах (а это у меня любимая тема), не грузит читателя перечислениями всех этих курфюрстов, королей, наместников, а объясняет, что называется, на пальцах. Как античное общество постепенно становилось средневековым, как смещались центры влияния, как «работала» средневековая геополика – словом, если это и не принципиально новая история Средних веков (не уверен, что там можно что-то новое рассказать), то как минимум живо и увлекательно рассказанная.
Сергей Разин «Мобилизация и московское народное ополчение»
-
Изд-во «Центрполиграф», 2023 г.
Слово «мобилизация» в названии книги, конечно, привлекает внимание, хотя по ходу чтения понятно, что книга совсем про другое. Она про боевой путь так называемых ДНО, дивизий народного ополчения, которые во время наступления немцев на Москву наспех формировали и буквально бросали в топку немецкого блицкрига, чтобы хоть на немного остановить продвижение немцев к столице. Эти дивизии составляли люди, совершенно далекие от военного дела – ученые, рабочие, студенты, интеллигенты, рядовые москвичи, но они выстояли, и те, кто выжили, впоследствии вошли в штаты действующей армии. Сергей Разин привлек к своему исследованию интересные документы о том, что представляли собой московские ополченцы. Например, ополченцами Дзержинского района Москвы командовал участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн 64-летний Ф.М. Орлов. Три его сына и дочь сражались на фронте. Первый советский нарком по военным делам Николай Подвойский тоже стал рядовым бойцом ополчения. А еще были истории, когда доктора наук, известные ученые и писатели скрывали свою принадлежность к науке и литературе, чтобы их не отправили домой. Автор «Красных дьяволят» Павел Бляхин, автор «Дикой собаки Динго» Рувим Фраерман тоже воевали в ополчении, причем в одной роте, которую полностью сформировали из московских писателей. Не обходилось и без злоупотреблений, куда без них. Секретарь завода «Металлширпотреб» собрал 14 человек, сказал, что они едут на митинг, а потом привез на сборный пункт и сдал в ополчение (всех потом отпустили домой). Руководитель артели „Швейремонтодежда“ Пестрак привел в дивизию 13 человек. Большинству из них в артели сообщили, что они зачисляются в военный кружок с занятиями после работы. Нередко люди только в казармах узнавали, что их в списки ополченцев «вписали заочно». В общем, мобилизация 1941 года не особенно отличлась от частичной мобилизации 2022 года: наряду с проявлениями массового мужества, патриотизма, ответственности попадались отдельные, скажем так, не совсем сознательные. Интересная книга (хотя собственно о мобилизации там не очень много, в основном про боевой путь дивизий народного ополчения).
{jumi [*27]}
Джулия Л.Микенберг «Американки в Красной России»
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2023 г.
Весьма интересное – и небанальное – историческое исследование. После революции в течение примерно десяти лет в Советскую Россию приехали тысячи и тысячи американских девушек. Одних вдохновили успехи русских революционеров и они желали лично поучаствовать в исторических событиях. Другие тесно общались с русскими эмигрантами (Кропоткин, Брешковская, даже Троцкий одно время жил в США), нахватались левых идей и им было интересно, как эти идеи претворяются в жизнь. Третьи приехали по линии разных благотворительных организаций, или как эмиссары религиозных объединений, помогали бороться с голодом, участвовали в создании полезных институций. Наконец, были девушки и женщины, которые оказались в нашей стране по соображениям вполне романтическим – как, например, знаменитая танцовщица Айседора Дункан, которая влюбилась в поэта Есенина. Важно то, что этих девушек было в России очень много, они представляли вполне самостоятельную страту населения, но за последующие сто лет не появилось ни одного исследования, посвященного феномену «американок в Красной России». Джулия Л. Микенберг написала серию биографических очерков об этих девушках, среди которых были суфражистки, общественные активистки, идеалистки и просто вдохновенные путешественницы. Самое интересное, что большевики даже какое-то время поддерживали это движение, рассчитывая таким образом переманить в Россию лучшие силы американской молодежи, но потом грянула Великая Депрессия, а после начались события в европейской политике, когда всех иностранцев стали рассматривать как потенциальных шпионов. Но само явление массового приезда американок в страну после социалистической революции невероятно интересно.