Прочитано в августе-2016 выпуск 08
Александр Гаррос «Непереводимая игра слов»
- Изд-во «Редакция Елены Шубиной»
Писатель, который переквалифицируется в журналисты – зрелище чаще всего удручающее. Но не в случае с Александром Гарросом. Он в последние годы много работает в разных глянцевых изданиях, пишет так называемые «лонгриды» в забытом жанре «физиологического очерка». То есть некие встречи, поездки, события, тенденции становятся поводом порассуждать о человеке, современности, нравах и т.д. В итоге получилась такая сжатая, плотная и пёстрая хроника нашей эпохи. Неожиданный эффект для читателя еще и в том, что он знает, чем закончились истории, о которых спорят герои очерков Гарроса. Алексей Герман снимает «Хронику арканарской резни», а Федор Бондарчук – «Сталинград», Захар Прилепин только что выпустил «Чёрную обезьяну», а Теодор Курентзис только-только собирается в Пермь, которая должна превратиться в новую культурную столицу России. Михаил Шишкин и Вера Полозкова – топ-звёзды российского литературного истеблишмента. Но мы-то уже увидели, чем закончились эти истории, и где сейчас Полозкова с Шишкиным, и можно ли назвать шедевром последний фильм Германа (не говоря уже о «Сталинграде»). Вот эта дистанция, с которой воспринимаешь тексты Гарроса делают его очерки более человеческими, что ли – с их заблуждениями, ошибками, неверными прогнозами… Гаррос – хороший писатель, и книгу он написал достойную, которую как минимум можно адресовать всем, кто любит качественную публицистику.
{jumi [*22]}
Роберт Каплан «Муссон»
- Изд-во «Колибри», 2016 г.
Признаюсь, что эта книга шла туго, я ее несколько раз откладывал, но не пожалел, что прочёл. Роберт Каплан – весьма авторитетный американский аналитик. Настолько авторитетный, что к его выводам прислушиваются американские президенты. В общем, и книги Роберта Каплана написаны в жанре обстоятельных аналитических записок. До «Муссона» на русском языке вышла «Месть географии», где Каплан доказывал, как географическое положение той или иной страны во многом определяло сценарии ее политического, исторического, экономического, культурного развития. «Муссон» - книга с более сложным, как сейчас сказали бы, месседжем, но стиль опытного аналитика не спрячешь.
Муссон – это сезонный ветер, который позволяет жителям Ближнего Востока, Индостана, Юго-Восточной Азии с древних времен, с самого изобретения паруса (Каплан утверждает, что плавание под парусом именно в Индийском океане началось) путешествовать, налаживать контакты, прокладывать торговые пути. Эти климатические «качели», обусловленные сезонностью муссонов, повлияли в итоге на всё – на уклад жизни, на мировоззрение, отношение к остальному миру, и в конечном счёте – на место в истории и на геополитической карте мира.
В сущности, Каплан написал такой геополитический путеводитель. Он лично объездил весь «муссонный регион», от Китая до Омана, у него острый взгляд, умение подмечать мелочи чужого быта, но при этом одна сверхидея. Вот смотрит он, допустим, на нищих в Бомбее или на рыбаков в Омане, а мысль у него одна: как это всё может повлиять на геополитическую роль США в регионе? Читать такое, повторю, сложно, но заслуживает уважения позиция автора и его, как бы это сказать, идейная последовательность.
Энн Тайлер «Катушка синих ниток»
- Изд-во «Фантом Пресс», 2016 г.
Каждая семья, как известно, счастлива одинаково, но несчастлива по-своему. И вечный вопрос литературы – могут ли героями великих романов становиться обычные, заурядные, ничем не прославленные люди? Можно ли написать «Войну и мир» не про дворян Ростовых-Болконских, а про мещан Неунывайко? «Катушка синих ниток» - ответ на этот вопрос.
«Катушка синих ниток» - роман о самой обычной, заурядной, типичной, ничем не примечательной американской семье. Уитшенки — любящие и преданные друг другу родители Ред и Эбби, их дети (два сына и две дочери) и многочисленные внуки, работают в семейной фирме, частенько забегают друг к другу в гости и даже в отпуск к морю ежегодно ездят всей семьей. Картину, правда, портит Деннис, который в начале романа по телефону скажет матери, что он гей, потом приедет, снова уедет, потом появится спустя много лет без работы, денег, блудный сын. Хотя чем дальше, тем больше семейных скелетов вываливается из шкафа, хотя всё по-прежнему благополучно, и все Уитшенки любят друг друга. Но именно в этом заключается скрытый ужас, который умело нагнетает Тайлер, показывая, что абсолютно счастливых семей нет и быть не может. И даже в такой крепкой ячейке общества как Уитшенки, далеко не идиллия.
Энн Тайлер написала, пожалуй, классическую семейную сагу в духе Голсуорси и Толстого, но «Катушку синих ниток» можно отнести к жанру психологического саспенса ужас, мрак, отчаяние и безысходность просвечивают сквозь картины счастливого быта. Эта книга не для утешения, она для жесткого самоанализа: закрыв роман Тайлер, начинаешь понимать, что про всякую семью – и про твою тоже – можно написать такой же великий роман…
{jumi [*11]}