Прочитано в 2020 г. Выпуск 441
Кэролайн Криадо Перес «Невидимые женщины»
-
Изд-во «Альпина Паблишер», 2020 г.
Хорошее исследование о том, что весь современный мир устроен для удобства мужчин, женщины там остаются «невидимыми». Ну, классический аргумент про манекенов, которых используют в автомобильных краш-тестах. Манекены изображают мужчин, с мужской анатомией, соответственно, когда женщины попадают в аварии, они получают более страшные травмы. У книги соответствующий подзаголовок – «Почему мы живем в мире, удобном только для мужчин. Неравноправие, основанное на данных». И данные Кэролайн Криадо Перес отгружает в промышленных количествах. Многие вещи станут неприятными открытиями. Я не знал, что женщинам, работающим машинистами поездов, выдают такие же перчатки, как их коллегам-мужчинам. Вот только размеры у них такие, что спускаться, держась за поручни перчатками, которые сползают с рук, опасно. И так далее – от диагностики сердечных заболеваний до налоговых вычетов, при расчете которых также не учитываются особенности «женской экономики». Женщины чаще погибают в межэтнических конфликтах и чаще становятся косвенными жертвами войны – и еще много, много обстоятельной и важной научной информации. Рекомендую.
{jumi [*22]}
Прощай, ковид. Сборник статей
-
Изд-во Института Гайдара, 2020 г.
Пандемия коронавируса стала событием не только социальным, но и философским. И эта книга, сборник статей, издана по инициативе Московского философского кружка (МФК) под редакцией Константина Гаазе. Несколько столичных интеллектуалов написали статьи о том, как коронавирус изменил наше отношение (и вообще повлиял) к домашним животным, выборам, рабочему времени, торговым скидкам, виртуальному общению, похоронным обрядам, философским вопросам и еще множеству неочевидных и неожиданных вопросов. Пандемия изменила массовое мышление, политическую риторику, не говоря уже о том, что радикально поменяло отношение власти к медицине и эпидемической безопасности (хотелось бы верить, надолго). Пришло время осмыслять эпоху ковида, обживать ее в пространстве русского языка, искать новые смыслы, которые рождены в ситуации пандемии. «Прощай, ковид» - книга как минимум познавательная. В сборник вошли тексты философов, социологов и политологов из ведущих интеллектуальных центров страны. Из тех, чьи имена мне знакомы – Константин Гаазе, Борис Кагарлицкий, Екатерина Шульман, Дмитрий Кралечкин, Глеб Кузнецов.
Екатерина Кубрякова «Петербург в судьбах людей»
-
Изд-во «Центрполиграф», 2020 г.
Вот такие книги мне нравятся: истории домов, которые передаются через истории людей, когда-то здесь живших. Книга Екатерины Кубряковой состоит из небольших очерков, каждый посвящен отдельному дому, или небольшой улице, или местному топониму, имеющему необычное происхождение. Вот здесь были курсы сельского хозяйства для девушек, которые на самом деле были подпольщицами, готовила теракты по заданию партии эсеров. А в этом доме, как предполагается, Достоевский поселил свою Настасью Филипповну. А в этой больнице когда-то содержали сумасшедших, в том числе и Германн из «Пиковой дамы» также сюда попал. А в этом переулке уже в советские годы проводили массовые расстрелы «врагов народа». Полезная и познавательная книга, отдельное спасибо автору за список рекомендуемой литературы в конце каждого очерка.
Дэна Бойд «Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях»
-
Изд-во Высшей школы экономики, 2020 г.
Американская журналистка, психолог и социолог Дэна Бойд еще в начале «нулевых» взялась изучить влияние социальных сетей на подростков, когда был один ютуб, и смартфоны были далеко не у каждого школьника. Книга Дэны Бойд – пожалуй, первое серьезное исследование феномена социальных сетей в жизни подростков. И развенчивает несколько устойчивых мифов. Ну, например, с появлением социальных сетей подростки не стали меньше общаться в реале – просто виртуальное общение дополняет настоящее. Во-вторых, социальные сети приносят несомненную пользу: подростки становятся более организованными, и могут решать распределенные задачи – кстати, и всплеск интереса к волонтерству среди молодых является одним из следствий феномена социальных сетей. Еще подростки, в отличие от их родителей, приобретают важный социальный опыт – например, когда становятся свидетелями травли в сетевых пабликах или страдают от цензуры и попыток скрыть информацию. Как раз социальные сети и формируют совершенно иное мировоззрение, более объективное и позитивное, утверждает Дэна Бойд.
Дэниел Уиллингем «Почему ученики не любят школу»
-
Изд-во Высшей школы экономики, 2020 г.
Вопрос, вынесенный в название книги (кстати, есть и продолжение – «Почему студенты не любят учебу»), уже которое поколение учителей не может решить. На помощь приходит ученый-когнитивист Дэниел Уиллингем, который говорит – ни сложность/простота учебного материала, ни всякие способы зубрежки, ни учебные пособия, это ничего не значит. Идти надо от другого – от механизмов восприятия информации. Нужно разбивать сложные задачи на последовательность повторяющихся действий, тогда ребенок понимает не то, что его грузят какими-то сложными формулами, а что ему дают инструмент, которым можно пользоваться потом в повседневной жизни. Надо усложнять задачи постепенно, потому что ученик чаще всего хочет «покатать» освоенный прием, не надо сразу переходить к следующему. И еще полезная мысль – что учеба должна быть трудной, и занимать у ребенка максимальное количество свободного времени. Потому что получать и использовать новые знания можно только в среде, где есть постоянное соперничество по применению знаний, это важный момент.
{jumi [*27]}
Юль Юст «Записки датского посланника при Петре Великом»
-
Изд-во «Центрполиграф», 2020 г.
Такой смешной дневник. В 1709 году, сразу после Полтавской битвы, Россию стали воспринимать как серьезного игрока в европейской политике. И датский король отправил своего посланника в Россию. А посланником оказался морской командор, человек не очень сведущий в дипломатических делах. Но ему король дал приказ: все записывай, что увидишь. Так и появился этот документ, где датский моряк старается подробно описывать все, что увидел в России. А видит он разное – и крестины ребенка, и как русские в бане моются, и как военные парады проводят. И все записывает самым подробным образом. Так что дневник Юля Юста – не столько исторический документ, сколько образец репортажа из России петровской эпохи, репортажа непоследовательного, бесхитростного, порой невероятно смешного, но честного и непредвзятого.