Прочитано в 2020 г. Выпуск 402
Вячеслав Никонов «Ленин. Человек, который изменил все»
-
Изд-во «Эксмо», 2020 г.
Этой книги следовало ожидать – как-никак, 150 лет со дня рождения Ленина в апреле прошло. Эта книга должна была появиться хотя бы потому, что после монументального и яркого труда Льва Данилкина «Пантократор солнечных пылинок» осталось много вопросов – и на часть из них ответил Вячеслав Никонов. Никонов написал обстоятельное жизнеописание своего деда, сталинского наркома Вячеслава Молотова для серии «ЖЗЛ» и решил взять более серьезный вес – написать подробную биографию Ленина. То, что «Ленин» никоновский открыто полемизирует с «Лениным» данилкинским, даже хорошо – ни одна биография не существует в безвоздушном пространстве, а точка зрения на Ленина Льва Данилкина и Вячеслава Никонова – это еще и Ленин, увиденный глазами представителей двух разных поколений. И вообще, Ленин – это такая фигура, что о нем можно каждые пять лет писать тысячестраничные биографии, и этот источник останется неисчерпаемым. К несомненным достоинствам книги Вячеслава Никонова отнесу строгий стиль, четкое следование биографической канве – события ленинской биографии упорядочены с историческими фактами, это именно биография политического деятеля, а не хипстера на велосипеде, каким Ленин временами выглядит у Данилкина (что вовсе не говорит, что биография Данилкина хуже – она великолепна, но она другая).
{jumi [*22]}
Анна Киммерлинг, Олег Лейбович «Я вырос в сталинскую эпоху». Автопортрет советского журналиста
-
Изд-во «Издательский дом ВШЭ», 2020 г.
Забавно, что главный герой этой книги оказался однофамильцем биографа Ленина, о котором я пишу в предыдущей рецензии. В 1953 году в Перми судили журналиста местной газеты Михаила Данилкина. Его приговорили к десяти годам за допущенные в его статьях перегибы и упрощения. Данилкин пытался оправдаться, писал во все инстанции, но безуспешно. Несколько десятилетий следственное дело Данилкина пылилось в пермском областном партийном архиве, пока не попалось на глаза исследователям Анне Киммерлинг и Олегу Лейбовичу. Они увидели в частной истории провинциального партийного журналиста грозные обобщения, портрет эпохи, когда люди, советские даже по рождению (то есть рожденные уже при советской власти), оказывались жертвами системы. Отдельно доставляют тексты жалоб Данилкина, который даже не понимал толком, в чем его обвиняют (а проходил он по статье 58 пункт 10, «антисоветская агитация»), но на всякий случай каялся и пытался сам найти криминал в своей работе. Гвозди бы делать из этих людей, и все такое. Хороший образец исследовния советской действительности, такие сейчас издаются часто (рекомендую всем двухтомник Евгения Добренко «Поздний сталинизм» издательства «НЛО», я о нем писал).
Сергей Никитин «Страна имен»
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2020 г.
Давно не было новых выпусков исторической серии издательства «НЛО» «Что такое Россия», а я про все стараюсь писать. Книга Сергея Никитина посвящена ономастике и топонимике. Как создавались географические названия, как старинные (придуманные еще в незапамятные времена) названия местечек, поселков, пустошей уживаются с названиями, оставшимися в наследство от советской эпохи. Это действительно интересная тема – почему и в честь чего (или кого) называют улицы, поселки и прочие объекты топонимики. Тема не просто интересная – она неохватная. Знаете ли, почему самым частотным словом в названиях улиц является «красный» - и это не только с советской властью связано? А что есть улица, названная в честь литературного произведения, - вернее, была, поскольку улицу Вешних вод переименовали в безликую улицу Тургенева. У каждого есть свои истории, связанные с названиями улиц. Я вот как-то разбирал целый мешок писем, который люди прислали еще в 1987 году на конкурс по выбору названия для новой городской улицы в Норильске. И помню, как меня поразило предложение назвать новую улицу улицей Дряхлых Голубок, именно так. Самое забавное, что улицу в итоге назвали похоже, она стала улицей Ветеранов. В общем, интересную книгу написал Сергей Никитин, хотя и довольно поверхностную, тема уж больно необъятная.
Роберт Круз «За пророка и царя. Ислам и империя в России и Центральной Азии»
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2020 г.
Российская империя была единственной страной, которая, не являясь мусульманской, управляла гигантским (примерно каждый пятый подданный) количество мусульман. Это феноменальное явление в новейшей истории, считает американский историк Роберт Круз, и описывает разные технологии, практики и способы, которые использовала русская администрация в том, чтобы управлять мусульманскими подданными и гасить их конфликты с другими сообществами. Оказывается, управленцы из числа русских, назначенные в мусульманские области, проявляли порой поистине соломоновскую мудрость, а иногда вели себя как слоны в посудной лавке – все мы люди. Есть действительно интересные случаи: у женщины-мусульманки без вести пропал муж, она ждала его пять лет, потом вышла замуж за другого, и тут муж вернулся и потребовал ее вернуться к нему. А она отказалась. В итоге это дело разбирали и по адатам, мусульманским религиозным правилам, и по российским законам, регулирующим отношения в семье – а в разборе жалобы мужа участвовали и русские администраторы, и муфтии, и даже толкователи священных текстов. Женщину в итоге вернули «старому» мужу. И такие истории, частные случаи, которые автор обнаружил исследуя малоизвестные архивы, составляют немалую часть книги. Хорошее исследование.
Джон Бушнелл «Эпидемия безбрачия среди русских крестьянок»
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2020 г.
Американский исследователь Джон Бушнелл как-то обратил внимание на необычный исторический феномен: в середине XIX века в деревнях Ярославской, Тверской и Тульской губерний от 44 до 70% женщин оставалось в девках и не создавали семей в течение всей жизни. Все они принадлежали к так называемому Спасовскому согласию, старообрядческому течению, которое при этом лояльно относилась к церковным обрядами и не возражало против того, чтобы «спасовки» выходили замуж за мужчин, принадлежавших православной церкви. Но дело было явно в чем-то другом. Бушнелл начал копать, изучать документы – и в итоге получился настоящий исторический исследовательский детектив. Потому что там все не так просто. И с отчетностью мухлевали, и проблемы были с тем, чтобы выдать девку замуж в чужую деревню, и много забытых практик, которые исчезли с отменой крепостного права, а на смену им ничего не пришло. В общем, примечательная книга, интересная, рекомендую прочесть.
ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ
Владислав Аксенов «Слухи, образы, эмоции. Массовые настроения россиян в годы войны и революции (1914–1918)»
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2020 г.
Много сегодня новинок от издательства «НЛО» - и это еще не все, надо и на будущие обзоры кое-что оставить. «НЛО» вовремя сориентировались и стали все свои новинки, заявленные на весну-лето, выпускать в электронном формате (в «бумаге» они выйдут тоже, но пока неясно, когда). Вот книгу Владислава Аксенова хотелось бы обязательно приобрести в бумажном варианте. Это мощное исследование общественных настроений накануне первой мировой войне и все годы войны вплоть до Февральской революции. Причем автор исследует не только открытые источники – он изучает слухи, фобии, городские легенды, всякий низовой фольклор, анекдоты и частушки, которые отражали повседневные события. Это не первое исследование на эту тему – я в «Читателе Толстове» писал, например, о книгах Бориса Колоницкого (они тоже выходили в «НЛО»). Да замечательную книгу Михаила Зыгаря «Империя должна умереть» тоже нельзя не вспомнить. Общественная мысль накануне великих потрясений, копание в самых бытовых, мелких, повседневных слухах и разговорах создают объемную картину даже не ожиданий – предчувствий того, что потом случится со страной. Глубокая, серьезная книга.