Прочитано в феврале-2017. Выпуск 58
До недавнего времени я сам представления не имел, что основанный Егором Гайдаром Институт экономической политики переходного периода – это еще и книжное издательство. Издательская политика «института Гайдара» мне нравится: первоклассный переводной и отечественный научпоп на экономические и социальные темы. В магазинах книги этого издательства встретишь редко, проще заказывать на Озоне или на сайте издательства http://iep.ru/ru/gde-priobresti.html - там же есть список интернет-магазинов, в которых продаются их книги.
Сэмюель Боулз «Моральная экономика»
-
Изд-во ИЭП Гайдара, 2017 г., перевод с английского Даниил Шестаков
Сам автор пишет в предисловии, что свою книгу писал почти три десятка лет. А связано это с тем, что каждый свой аргумент он подтверждает какими-то исследованиями или экспериментами. «Моральная экономика» - это именно про моральные и этические ограничение в повседневной экономической жизни человека. Ну, например: вы попросили маленького ребенка достать игрушку, закатившуюся под шкаф. Ребенок достал, принес. Вы погладили его по голове, то есть использовали внеэкономический стимул для поощрения. В следующий раз вы даете ему конфету за то, что он достает игрушки из-под шкафа. Все, вы попали в ловушку: теперь, пока он не получит конфеты, никаких игрушек он для вас доставать не будет. Причем это не просто так, а серьезное исследование: 40 процентов детей отказываются делать что-то бесплатно, если им хотя бы раз заплатили.
Или такой пример: пожарные в Бостоне стали часто брать отпуска за свой счет в пятницу и понедельник. Начальство запретило, выпустив распоряжение, что тем, кто возьмет отпуск в эти дни, понизят зарплату. В следующем году количество отпусков в понедельник и пятницу выросло в несколько раз. Потому что это тоже моральная вещь: когда человеку угрожают экономическими санкциями, он склонен повторять нарушения, чтобы проверить степень сопротивления системы. Тем более это пожарные, привычные к риску – с ними так нельзя. В израильских детских садах объявили штрафы родителям, которые забирают детей позже всех. Через месяц число таких родителей выросло в десять раз: люди восприняли штрафы не как штрафы, а как новую платную услугу.
В общем-то, простая максима – не все в жизни измеряется деньгами. Но Боулз пошел дальше, доказывая, что есть вещи, где деньги вообще ничего не решают. Поскольку они регулируются глубинными этическими нормами, которые в человеческом обществе начали действовать гораздо раньше, чем появились деньги. На удивление, таких «внеэкономических» ситуация, которые можно разрешить без денег, оказалось совсем немало. Хорошая книга.
{jumi [*22]}
Иэн Моррис «Собиратели, земледельцы и ископаемое топливо»
-
Изд-во ИЭП Гайдара, 2017 г., перевод с английского Николай Эдельман
Известно, что историки и экономисты давно разделили историю человечества на периоды, каждый из которых определяется, скажем так, калорийностью базового топлива. В эпоху неолита люди жили охотой и собирательством, в так называемой присваивающей модели экономики, и энергопотребление той цивилизации определялось теплоемкостью дров. В боле позднюю эпоху, когда появилась производящая экономика, промышленность и сельское хозяйство, повысилась и калорийность «энергетического пайка» цивилизации, начали отапливаться углем. В нынешнее время мы живем в цивилизацию потребителей ископаемого топлива, нефти и газа.
Иэн Моррис утверждает в своей книге, что каждой цивилизации соответствовал не только определенный уровень получения энергии, но и собственная система ценностей, своя культура. Например, живущие в эпоху потребления ископаемого топлива стараются избегать насилия и склонны к сотрудничеству. А вот те, кто принадлежал цивилизации земледельцев, производящей цивилизации, напротив, стремились расширить рынки сбыта, захватить новые земли, и их культурные коды, система ценностей оставалась экспансионистской.
Интересные выводы, интересна сама идея сравнить разные этапы человеческой истории через изменение ценностных приоритетов общества. Мне понравилось.
Пол Коллиер «Исход: как миграция изменяет наш мир»
-
Изд-во ИЭП Гайдара, 2017 г., перевод с английского Николай Эдельман
Книга Пола Коллиера, посвященная изучению воздействия миграционных процессов на жизнь государств-реципиентов (то есть тех, которые принимают мигрантов и делают их своими гражданами), вышла на Западе довольно давно, и, в общем, оставалась известной только в кругах специалистов. Но когда после войны в Сирии, Ливии в Европу хлынули потоки мигрантов, оказалось, что у европейских правительств нет готовых рецептов, что нужно делать. И вспомнили о Коллиере. Сегодня «Исход» спешно переводится на все европейские языки, издается, он стал научно-популярным бестселлером. Теперь его выпустили и у нас.
Мне было интересно. Коллиер не пытается давать моральных оценок ни правительствам стран, принимающих мигрантов, ни лидерам национальных диаспор. Он скрупулезно и тщательно изучает, какие изменения приносит появление мигрантов в стране для ее экономики, культурной жизни, социальных процессов, системы образования, как сказывается присутствие «чужих» (или временно чужих, по Коллиеру, ведь большинство мигрантов рано или поздно ассимилируются на новой родине) на жизни страны. Это трезвый, взвешенный взгляд, приводятся ссылки на результаты разных исследований – оказывается, эту тему давно и серьезно изучают ученые.
ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ
В.Мазин А.Погребняк «Незнайка и космос капитализма»
-
Изд-во ИЭП Гайдара, 2017 г.
Отдельное спасибо за оформление и рисунки Ирине Куксенайте – благодаря им не сразу принялся за чтение, пока не перелистал всю книгу и не насмотрелся на картинки. Предыстория этой книги интересная: философ Александр Погребняк, психоаналитик Виктор Мазин и художница Ирина Куксенайте решили переосмыслить события трилогии Носова о Незнайке и коротышках из Солнечного города в свете последних философских течений. Впрочем, там не только философия, там и экономика, и психология, и политэкономия, и литературоведение, и сатира, и много чего еще. Вряд ли Носов вкладывал такие глубокие смыслы в свои произведения, но читать, как авторы «расшифровывают» экзистенциальный смысл путешествий Незнайки, или ищут библейские аналогии Скуперфильду, или обвиняют в начетничестве Знайку – это невероятно интересно, поверьте. Несколько лет назад вышел сборник статей «Веселые человечки» (в издательстве «НЛО»), где маститые ученые по-своему перетолковывали сюжеты детских сказок, и доказывали, что Буратино – это символический образ советского интеллигента, запутавшегося в трех соснах марксистской диалектики, а Чебурашка – диссидент, пытающийся создать комфортный круг общения. «Незнайка и космос капитализма» если не наследует той замечательной книге, то явно движется в том же русле. Берем, например, двустишие «Знайка шел гулять на речку, перепрыгнул через овечку» - и обнаруживаем в нем скрытые фрейдистские смыслы, аллюзии на советский строй, уже не говоря о сближении с поэзией обериутов. Временами это выглядит великолепно – когда любимых с детства героев подвергают такой веселой интеллектуальной вивисекции. И картинки, повторяю, картинки – отличные.