Новости США

Читатель Толстов: Пять добрых книг о старости, смерти и одиночестве

Читатель Толстов: обзоры книжных новинок

Прочитано в 2018 г. Выпуск 251

Элизабет Страут «Когда все возможно»

  • Изд-во «Эксмо», 2018 г.

Элизабет Страут «Когда все возможно»

Да-да, бывают добрые книги на такие печальные темы. Вот Элизабет Страут, например, именно такие книги пишет. После того, как «Эксмо» издали «Оливию Киттеридж» и «Меня зовут Люси Бартон», внимательно слежу за ее творчеством. Страут пишет о маргиналах – причем о таких, один вид которых может вогнать в депрессию. Они живут в каких-то американских зажопинских выселках, у них в жизни все очень плохо, они не ладят (это мягко говоря) ни с родителями, ни с детьми, а вот все равно какое-то ощущение «не все еще пропало» после чтения книг Страут остается. «Когда все возможно», как и предыдущие ее книги, представляют собой сборник рассказов со сквозными героями – причем там появляются персонажи из прежних ее книг, та же Люси Бартон, которая стала известной писательницей, живет в Чикаго и вот решила навестить своего лузера-братца, и чем все закончилось. Каждая история содержит в себе напряженный драматический сюжет, много боли, стыда и отчаяния, но что-то такое присутствует в текстах Элизабет Страут, какое-то ощущение счастья несмотря ни на что или просто здравого смысла. Плохо живете? Почитайте книги Элизабет Страут и поймете, что все не так скверно.

{jumi [*22]}

Бернхард Шлинк «Ольга»

  • Изд-во «Азбука», 2018 г.

Бернхард Шлинк «Ольга»

Кто любит Бернхарда Шлинка? После «Чтеца» что ни читал у него – все какое-то, эээ, пресное. Но вот «Ольга» мне понравилась. Сначала, в первой части, рассказывается история любви бедной сельской учительницы Ольги Ренке и наследника крупного состояния, сахарного завода, Герберта. Герберту семья запрещает даже думать о женитьбе на простушке, он уезжает путешествовать по свету, чтобы бесследно сгинуть в очередной полярной экспедиции. Ольга же всю жизнь хранит память о нем, уже на склоне ее жизни с ней знакомится рассказчик, который решает (тут наступает вторая часть книги) разыскивать какие-то следы романа между Гербертом и Ольгой, восстанавливать фактическую картину. Книга не очень большая, около 400 страниц, но там есть все, что нужно. Страсть, путешествия, опасные признания, война, богатство, тайна, фашизм (сын Ольги и Герберта, рожденный вне брака, стал офицером СС, и у него своя история), расследование, автомобили и приметы европейской жизни с начала века до 60-х годов. Книга замечательна тем, что при всей дешевой мелодраме (полюбил богатый бедную, она его не дождалась) это мастерский, отличный, исключительно эмоциональный текст, чтение которого будете заканчивать, сглатывая невольный комок в горле.

Записки Хендрика Груна из амстердамской богадельни

  • Изд-во Corpus, 2018 г.

Записки Хендрика Груна из амстердамской богадельни

Слоган на обложке предупреждает, что книга переведена на 30 языков! Довольно странное повествование, написанное, видимо, тем самым Хендриком Груном. Ему 83 года, он живет в амстердамском доме престарелых (который пару раз называют «последним домом») и подробно записывает все события в течение года, с 1 января по 31 декабря 2013 года. Оказывается, жизнь в амстердамских домах престарелых весьма бурная. За один год старички успевают создать тайное общество, устроить небольшой переворот, пережить несколько романов. Они постоянно обсуждают слухи о сокращении госфинансирования социальных учреждений, они вспоминают прошлое, о будущем же стараются лишний раз не думать. Хороший такой инсайд о том, как устроена жизнь в подобных заведениях – у нас, думаю, примерно так же, только денег на финансирование отпускается гораздо меньше. Есть много неожиданных деталей и признаний. Вот такое, например: «Есть еще несколько жильцов, обожающих узнавать о смертях. Наверное, они каждый раз думают: вот еще один, которого я переплюнул. А когда они раскрывают газету и видят в черных рамках имена старых знакомых, испытывают еще большее удовольствие. Меня самого трогают только некрологи детей».

Клели Авит «Я все еще здесь»

  • Изд-во «Синдбад», 2018 г.

Клели Авит «Я все еще здесь»

Эльза Билье, 29 лет, совершала восхождение на гору с друзьями-альпинистами. Страховка подвела, Эльза рухнула в снег с десятиметровой высоты. Переломы запястий, травма колена и самое страшное – черепно-мозговая травма, из-за которой девушка уже 14 недель находится в коме. Точнее, шесть недель как она пришла в себя – саму историю мы слышим с ее голоса, она рассказывает нам о своей жизни, где весь мир сократился до голосов людей, которые заходят в ее палату. Среди них – некто Тибо, он к ней зашел случайно, но так получилось, что именно в этот день Эльзе исполнилось 30, и Тибо стал единственным, кто ее поздравил. И отсюда начинается странный роман между неподвижной девушкой и парнем, который почему-то уверен, что Эльза его слышит, и что она обязательно выживет, хотя врачи говорят – вероятность меньше одного процента… Очень нежный и печальный дебют молодой девушки из Центральной Франции, получившей за «Я еще здесь» кучу премий, книга вышла в 23 странах. Какая-то невероятно трогательная интонация, и до последней страницы веришь, что все изменится к лучшему.

ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ

Р. Дж.Гэдни «Говорит Альберт Эйнштейн»

  • Изд-во «Азбука», 2018 г.

Р.Дж.Гэдни «Говорит Альберт Эйнштейн»

Скажу честно – не очень понравилась эта книга, показалась расширенным пересказом известного анекдота, как одна глупая девушка написала Альберту Эйнштейну письмо следующего содержания – «я вам пишу только чтобы убедиться, что вы существуете на самом деле». Тут начало очень похожее. Альберт Эйнштейн в день своего 75-летия сидит у себя дома в Принстоне, читает поздравительные телеграммы от всяких мировых знаменитостей, и тут ему звонит Мими Бофорт из округа Ферфилд, штат Коннектикут. Эйнштейн болтает с ней, ему 75, ей 17, говорить им, в общем-то, не о чем. Тем более потом начинается подробный пересказ биографии Эйнштейна, начиная с того, как скромный патентный чиновник опубликовал несколько научных работ по фотоэффекту, которые принесли ему впоследствии Нобелевку. Видимо, это такой прием, показать, насколько одиноки мы бываем в 17, когда нас никто не знает, и в 75, когда нас знают все. Мне книга показалась какой-то уж больно простецкой, тем более там хэппи-энд (Эйнштейн помогает своей юной конфидентке, упомянув ее в завещании) выглядит как дурацкий бантик.

Еще обратите внимание:

BAIKALINFORM.NEWS

Информационный дайджест: новости и мнения со всего мира для тех, кто читает на русском языке и формирует свою картину мира самостоятельно. Мнение редакции может категорически не совпадать с мнением авторов публикаций.