Прочитано в 2017 г. Выпуск 136
Дэн Симмонс «Полый человек»
-
Изд-во «Эксмо», 2017 г.
Как замечательно, что у нас издают всего Дэна Симмонса. И это, к слову, последний из крупных текстов Симмонса, который выходит на русском языке. О его новом романе «Пятое сердце» я писал в «Читателе Толстове» №46 в январе. «Полый человек» - это его ранняя повесть, написана еще в начале 90-х. Сильно напоминает «Мертвую зону» Стивена Кинга – здесь тоже главным героем становится человек со сверхспособностями. Профессор математики хоронит жену. Оба они были телепатами, им не требовалось слов, чтобы понять друг друга. А теперь Джереми придется вернуться в общество, и для него начинается ад, потому что он постоянно «слышит» мысли окружающих его людей. И становится поверенным грязных их тайн и секретов, хотя предпочел бы ничего не знать. По ходу действия Джереми окажется в Лас-Вегасе, применит свои способности, чтобы выиграть кучу денег, потом за ним начнут охотиться гангстеры – и там есть отличная сцена, когда гангстеры везут его убивать, а профессор начинает «вытаскивать» из них сведения, необходимые для спасения. Все это, конечно, совсем не похоже на более поздние романы Симмонса, но хорошо, что теперь и эту грань его творчества мы узнали.
{jumi [*22]}
Чайна Мьевиль «Три момента взрыва»
-
Изд-во «Эксмо», 2017 г.
Я фантастику не люблю как жанр, но короткие рассказы мне нравятся – как раз успеваешь понять, способен ли автор придумать и реализовать необычную идею. Чайна Мьевиля мне посоветовала одна из подписчиц «Читателя Толстова», прочитал его новый сборник – и в общем не разочаровался. 28 рассказов, 28 историй, большинство – хорошие, есть несколько и просто отличных. Всегда остается какая-то тайна, непонятная загадка, разрыв в ткани бытия – умение не рассказывать историю, а оставлять пустоты и лакуны, которые читатель может заполнять собственным воображением, на мой взгляд, и отличает хорошего фантаста от плохого. Как, например, в рассказе «За склонами» - лучшем, как мне кажется, в сборнике. Там археологи раскапывают древний город, уничтоженный извержением вулкана, заполняют специальной смолой пустоты в пепле – и обнаруживают, что рядом с людьми жили некие неизвестные существа: «Крылья чудовища были сложены. Тяжелая голова клонилась набок. Провалы больших глаз имели необычную форму. Тело спиралевидно изгибалось, напоминая лишенного раковины моллюска. Многочисленные конечности торчали в разные стороны, крохотные ручки застыли в мольбе». Отлично, просто отлично.
Кэтрин Данн «Любовь гика»
-
Изд-во «АСТ», 2017 г.
Это очень, очень странный роман. Сразу предупреждаю: если вы не любите читать про разные патологии и аномалии (физиологические, психические, телесные) – лучше не читайте. Потому что там такой сюжет: директор бродячего цирка Биневски и его жена Лил решают рожать цирковых уродов, чтобы больше денег зарабатывать. Во время беременности мама пьет коктейли из наркотиков, в итоге на свет появляются мальчик без рук и ног (Артуро, главный герой романа), лысая горбатая девочка, сиамские близнецы, мальчик со сверхспособностями… Потом Артуро создаст собственную секту, вступить в которую можно только ампутировав себе конечности, потом начинается настоящий ад – даже не буду пересказывать. «Любовь гика» - это, конечно, метафора современной семьи, когда родители хотят, чтобы их дети добились в жизни большего, чем они сами и в угоду этому уродуют их (в романе – уродуют в самом непосредственном смысле). Этот роман на Западе давно стал культовым, у нас его издали только сейчас. Написан он хорошо, но читать его, предупреждаю еще раз, трудно: слишком сильные сцены, описания уродств, физиологических подробностей. Жутко, но если начали читать – не оторваться.
Ричард Йейтс «Одиннадцать видов одиночества»
-
Изд-во «Азбука», 2017 г.
В книгах американского писателя Ричарда Йейтса (в России их издано немало – «Холодная гавань», «Влюбленные лжецы», самая известная - «Дорога перемен», наверняка видели экранизацию с Леонардо ди Каприо и Кейт Уинслет) есть обманчивая простота. Вроде бы незатейливые истории простых людей, но закроешь книгу – и потом носишь, носишь в себе эти истории, думаешь о них. В новой книге (в смысле – новой, изданной в России, сам Йейтс умер в 1992 г) – одиннадцать историй, посвященных одиночеству. Одиночество клерка, который не знает, как сообщить своей жене об увольнении. Одиночество умирающего от туберкулеза, к которому в больницу приехала жена, но она поедет с веселой компанией, а он останется умирать. Одиночество армейского сержанта, одиночество человека, объявленного в розыск, и так далее. Пожалуй, эти сюжеты могут вызвать у читателя паническую атаку – уж больно они наглядные, предельно честные и (это самое главное) – поразительно совпадают с некими сюжетами из нашей повседневной жизни. Одиноким читать не рекомендуется. Восхитительная книга.
ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ
Саулюс Томас Кондротас «Взгляд змия»
-
Изд-во Ивана Лимбаха, 2017 г.
Книга стала небольшой литературной сенсацией. Ну, во-первых, сама история – роман написан почти 40 лет назад, автор жил тогда в Литовской ССР, позже эмигрировал в США, а «Взгляд змия» в России издали только сейчас. Во-вторых, я люблю сюжеты, когда из ниоткуда появляются такие вот неизвестные шедевры, и, кстати, Издательство Ивана Лимбаха постоянно их отыскивает, переводит и издает в России. Я писал в «Читателе Толстове» о другом таком «потаенном шедевре», книге «Турдейская Манон Леско» (№72, апрель, очень рекомендую). «Взгляд змия» мне понравился. Заметно, что писал молодой человек, который читал то, что в начале 80-х было доступно советскому читателю – Маркеса там, фантастику переводную, эти влияния при внимательном чтении четко прослеживаются. И по композиции «Взгляд змия» очень напоминает «Сто лет одиночества» - это история четырех поколений семьи зажиточных литовских крестьян Мейжисов, семейная сага «по нисходящей»: основатель рода Венцловас был уважаемым человеком, а его правнук Косматис стал убийцей и отправился на казнь. Хороший роман, с множеством крошечных сюжетов, вшитых в единое повествование, с интересным языком, с фантасмагорическими видениями и библейскими аллюзиями. Читайте.