Прочитано в 2020 г. Выпуск 395
Александр Коржаков «Кремлевские сказы»
-
Изд-во «Эксмо», 2020 г.
Боже, я и забыл уже о нем. И новому поколению читателей надо объяснять, кто такой Александр Коржаков. При Ельцине это был человек номер два в стране после президента, начальник его президентской охраны, настолько влиятельный, что мог назначать-снимать губернаторов, и вообще рулил страной в те часы, когда Ельцин был, эээ, неспособен. В 1996 году его отправили в отставку, страна с облегчением вздохнула, а Коржаков потыкался-потыкался, в Кремль его больше не пускали, и стал он писателем. Написал «разоблачительные» мемуары «Борис Ельцин: от заката до рассвета», которые всех сильно рассмешили (в полном соответствии с максимой о лакее Анатоля Франса, написавшего когда-то мемуары о своем хозяине – «ему велели вынести ночную вазу, он добавил туда собственных помоев», мол, суди, дружок не выше сапога). И вот прошло почти 20 лет, и снова Коржаков пишет книгу – на этот раз, насколько можно понять, политическую сатиру. Все действующие лица закодированы под нехитрыми псевдонимами – «В годы работы в управе города NN тесно контактировал с будущими видными деятелями его режима – газовиком Мюллером, главным счетоводом Курдиным, профессиональным аферистом Дубайсом, знатным ростовщиком Грехом и еще одним хмырем по фамилии Шматко – этого кидали повсюду, где надо было пустить пыль в глаза и все запутать: от физкультуры до строительства». Этот текст настолько пропитан обидой, досадой, злостью и раздражением отставного бывшего властителя российской политики, что местами поднимается до уровня фельетона в районной газете. Читать забавно.
{jumi [*22]}
Ирина Медведева-Томашевская «Таврида»
-
Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2020 г.
Вспомним о прекрасной миссии, которую взяло на себя издательство «Редакция Елены Шубиной». Они уже несколько лет издают сборники частных документов, переписку между людьми, принадлежащих советской эпохе – собственно, именно по этим документам мы лучше понимаем это прошлое. Ирина Медведева-Томашевская большую часть жизни прожила в Крыму, помогала Солженицыну, привечала Бродского, состояла в переписке с Дмитрием Лихачевым… В последние годы жизни она много писала о Пушкине, о его поездах в Крым, до этого несколько лет работала над историческим очерком «Таврида», где проследила летопись Крымского полуострова после его передачи в русские владения. Кроме этих текстов, в книгу вошли также неопубликованные архивные записи из домашнего и семейного архива Медведевых-Томашевских. 500 страниц роскошных подробностей чужой жизни, с жемчужинами фраз, которые уже сегодня нуждаются в переводе и комментировании. Кто из нынешних молодых поймет фразу из письма Лихачева «Снял Югославию на диапозитивы». Что за Югославия такая, что за диапозитивы? Рекомендую поклонникам подобной ностальгической мемуарной прозы.
Роман Сенчин «Петля»
-
Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2020 г.
Роман Сенчин – певец русской безнадеги, ловец сюжетов о том, как беспросветно и чудовищно тяжело жить в сегодняшней России. Я всегда читал его книги, понимая, что в какой-то мере это такая игра с читателем – тянуть одну бесконечную заунывную песнь о том, как плохо все вокруг, такой гимн торжествующей депрессии. В последние годы мне больше нравятся рассказы Сенчина, он все лучше и лучше делает именно короткую прозу. Причем там может не быть сюжета, они неравноценны, рассказы, есть совершенно никакущие, но попадаются и отменные, великолепные. «Петля» - это сборник рассказов, сам Роман Сенчин перебрался в Екатеринбург и живет теперь там, и в большинстве рассказов местом действия тоже становится Екатеринубрг, «Екат», как его называют местные жители. Есть рассказ «В залипе»: писатель садится с раннего утра за рабочий стол, чтобы что-то написать, но потом весь день занимается прокрастинацией, шарится по Интернету, убивает время, не написав в результате ни строчки. Или еще один отличный рассказ «Ты меня помнишь» о парне, в которого влюбилась четырехлетняя дочка его друзей. Проходит семь лет, он снова приезжает в эту семью – а девочка его уже не помнит. Вроде бы ничего особенного, но рассказы Сенчина при внешней непритязательности, даже некоторой шершавости сделаны очень профессионально, эти сюжеты потому и западают в память, что они высвечивают темные углы нашей повседневности. Хороший сборник.
Алексей Колобродов «Об Солженицына»
-
Изд-во «Городец Флюид ФриФлай», 2020 г.
Название великолепное, я считаю – это же парафраз из Хармса, где Пушкин запинается через лежащего Гоголя – «никак об Гоголя»! И это моя любимая серия «Книжная полка Вадима Левенталя», уже 39-й, между прочим, выпуск в импринте, которому два года исполнилось. И это – вот что главное – тексты Алексея Колобродова, который представляется литературным критиком, но он гораздо шире, глубже, интереснее этого амплуа. Мне вот кажется, что Колобродов – это идеальный читатель-аналитик. Он смотрит, скажем, сериал «Таинственная страсть» про поэтов-шестидесятников и вдруг обнаруживает, что архетипически главные герои повторяют героев романа Дюма «Три мушкетера». Или обнаруживает неожиданные сближения в судьбах, творческих портретах, даже текстах Булата Окуджавы и Виктора Астафьева, заметив, что оба родились в течение одной недели в мае 1924 года. Я не знаю, не могу сказать, насколько построения и выводы Колобродова «бьются» с теорией литературы и прочими областями строгого научного знания – хотя человек он начитанный, эрудированный, и свои выкладки аргументирует достаточно тщательно. Я к тому, что о книгах, о читательских впечатлениях, как мне кажется, именно так и надо писать – встраивая свои впечатления в некий масштабный, широкий исторический, социальный или антропологический контекст. И окажется, что «бывают странные сближения» - не в том дело, что странные, а в том, что они могут возникать среди явлений и фигур, решительно никак не совмещающихся, не имеющих ничего общего в массовом сознании. Классная книга, чего там, прочитал за несколько часов не отрываясь.
Галина Юзефович «Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг»
-
Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2020 г.
Каждые два года, это уже традиция, выходит книга, сборник рецензий Галины Юзефович.
В 2016 году вышла книга «Удивительные приключения рыбы-лоцмана», спустя два года – «О чем говорят бестселлеры», и вот позади еще два года очередной том рецензий за отчетный период. В третьей книге более продумана, как мне показалось, композиция: отдельный блок посвящен фантастике, отдельный – современной российской прозе, есть даже глава про Пелевина. Галина Юзефович пишет рецензии давно, я не могу сказать, что согласен со всеми ее выводами и оценками, но мне нравится, как она аргументирует свою позицию, как уверенно расставляет авторов и их произведения в своей виртуальной библиотеке – этого к модернистам определить, а вот это наверняка будущий классик. У Юзефович есть все необходимые качества, позволяющие сборникам ее рецензий становиться достаточно адекватным отражением современного литературного процесса: она обладает вкусом, она начитанный человек с хорошей книжной эрудицией. Наконец, у нее есть очень важное достоинство: Юзефович искренне любит книги и старается передать эту любовь другим, заразить всех своим читательским вирусом. И, думаю, у нее это получается. Сколько уже лет читаю все ее рецензии, и не надоело.
ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ
Александра Баркова «Русская литература. От олдового Нестора до нестарых Олди»
-
Изд-во «Рипол Классик», 2020 г.
У «Рипол-Классик» продолжается серия «Лекции PRO», выпуски которой стараюсь не пропускать. Лекции Александры Барковой не теряют в стенограмме, в текстовом формате – они такие же страстные, возмущенные или восхищенные, как будто Баркова говорит не о писателях давних эпох, а о своих знакомых. И это несоблюдение дистанции делает лекции Александры Барковой личными, они такие безбашенные и немножко хулиганские получаются. Баркова рассказывает о зарождении литературы в Киевской Руси, о том, как создавались ключевые тексты нашей словесности – «Задонщина», «Слово о полку Игореве», «Житие протопопа Аввакума». Но при этом она пристрастна, она придирается к словам, она объясняет, почему древние писатели брали именно такие темы и такие сюжеты, она разбирает по кирпичикам, например, повесть о Петре и Февронии, не обнаруживая в этой истории никакого назидательного смысла. Я читал книгу Барковой с невероятным удовольствием – может быть, именно так, в такой предельно раскованной форме и надо учить студентов, что такое древнерусская литература («что такое берестяные грамоты? Это эсемески»). И это действительно хороший цикл лекций – в голове остается куда больше, чем от чтения иных академических безупречных научных книг по этой дисциплине. Молодец, Александра Баркова!