Новости США

Читатель Толстов: Русское: лучшие новые книги отечественных авторов

Читатель Толстов: обзоры книжных новинок

Прочитано в 2019 г. Выпуск 352

Любовь Баринова «Ева»

  • Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2019 г.

Любовь Баринова «Ева»

Очень мне понравилась эта книга. Исключительно хорошо придуман сюжет: не сразу понимаешь, что это, по сути, история мести, которая никогда не получается такой, как ее замыслил. Некто Герман, работающий хирургом в обычной московской больнице (обычный московский хирург) решает украсть дочку у четы столичных богачей Ломакиных. И не просто похитить: он будет посылать Ломакиным окровавленные кусочки одежды похищенной девочки, чтобы превратить их жизнь в ад. Чуть позже становится известно, что в ад превратили жизнь Германа сами Ломакины – и вот тут-то и появляется Ева, но не буду раскрывать всех секретов сюжета (там все в определенный момент повернет не туда, куда ждешь, и получится еще лучше, чем себе уже придумал). Все это пропитано, как кремом, детскими и юношескими воспоминаниями Германа, и эти флэшбеки выстраивают логичное повествование с неожиданной взрывной концовкой. В издательской аннотации сообщается, что на «Еву» куплены права на экранизацию еще до публикации. Неплохой фильм может получиться, - хотя роман сам по себе достойный.

{jumi [*22]}

Николай Свечин «Столица беглых»

  • Изд-во «Эксмо», 2019 г.

Николай Свечин «Столица беглых»

Ух ты, Лыков в Иркутске, расследует схему переправки бегущих с туруханской каторги! В предыдущем романе «Одесский листок сообщает» великий сыщик накосячил, не уберег родителей своего помощника, и теперь ему дали задание провальное, с которым никто не может справиться – выяснить, как именно каторжане из бескрайнего Туруханского края попадают в крупные сибирские города, Иркутск и Красноярск. Иркутск, предупреждают Лыкова, самый страшный город в Российской империи, там среди бела дня могут за полушку зарезать. И тем не менее Лыков отправляется туда, чтобы попасть в очередной головокружительный криминальный сюжет, который безупречно придуман, выстроен и реализован. Как всегда безупречно, добавлю, уже на протяжении 24 романов («Столица беглых» - 24-й роман из цикла о сыщике Алексее Лыкове, и минимум о десяти из них я писал в «Читателе Толстове». Добавлю от себя, что очень люблю Иркутск, но понятия не имел, что когда-то именно этот город считался «столицей беглых».

Кира Грозная «Кудряшка»

  • Изд-во «Лимбус Пресс», 2019 г.

Кира Грозная «Кудряшка»

Питерское издательство «Лимбус пресс» периодически издает авторов, чьи книги, положим, бестселлерами вряд ли станут, но они формируют некий уважаемый мной литературный феномен – условно его можно назвать «книги о жизни, которой мы не знаем». Вот книга Киры Грозной, там две повести, каждая из которых рассказывает об опыте, которого большинству читателей пережить не доводилось. Первая, «Духовный наставник» - о том, как девушка после университета устраивается психологом в питерскую полицию (тогда еще милицию, дело происходит в 90-е). Картины служебной жизни, забавные и не очень персонажи (чего стоит один коллега героини, который с утра до вечера сидит в кабинете мертвецки пьяный, а после и вовсе умирает на рабочем месте), интересные ситуации. Вторая повесть «Кудряшка» - та же героиня, воспитывает ребенка, которому диагностирован аутизм – и здесь тоже множество тонких психологических наблюдений, метких деталей, неожиданных размышлений. Как и сказано – это не бестселлеры, не потенциальные лауреаты литературных премий, это честная негромкая реалистичная проза, которую, к слову, мне было интересно прочесть. Буду следить за творчеством Киры Грозной.

Сергей Носов «Морковку нож не берет»

  • Изд-во «Флюид ФриФлай», 2019 г.

Сергей Носов «Морковку нож не берет»

Наконец-то в серии «Книжная полка Вадима Левенталя» дошла очередь до книги Сергея Носова – это уже, к слову, 31-й том серии! «Морковку нож не берет» - сборник пьес, драматургия, это первый такой сборник в серии Левенталя. И первый сборник пьес Носова, который мне довелось читать. Я слышал много раз, что пьесы Носова популярнее даже его прозаических книг, что их активно ставят, но ни разу ни одной не видел, не хожу в театр. А вот читать их – радость безмерная. Сергей Носов обладает удивительным слухом и чутьем на речь. Он записывает, как люди говорят в повседневном общении (не записывает, конечно, а сочиняет, но настолько правдоподобно, как будто расшифровка с диктофона). А люди не знают, как их разговоры выглядят со стороны – и чтобы это понять, надо прочесть несколько пьес (они короткие) Сергея Носова. Он там, конечно, жжет напалмом. Там в одной пьесе учителя в спецшколе готовятся встретить директора, который летал в Америку, мажут бутерброды и обсуждают всякие новости – и выходит гомерически смешно. А в другой в кладовке прячут старика, и потом выясняется, что это бродящий по свету старец Федор Кузьмич, а хозяин квартиры – упоротый битломан. У Сергея Носова какой-то исключительный дар превращать в золото все эти застольный кухонные разговоры, делать их фактом большой литературы. Как жаль, если вы до сих пор не читали ни одной книги Носова. Бегите и читайте «Морковку нож не берет», хотя не забудьте, что у него еще много отличных книжек – от романа «Фигурные скобки» до абсурдного путеводителя «Тайная жизнь петербургских памятников».

Мария Аверина «Контур человека. Мир под столом»

  • Изд-во «Эксмо», 2019 г.

Мария Аверина «Контур человека. Мир под столом»

Наверно, это одна из лучших книг о детстве, которую приходилось читать – хотя «книга о моем детстве» сейчас повсеместный формат, многие пишут. Причем детство главной героини приходится на 90-е, которые она проживает в маленьком городе вместе с бабушкой и собакой. Бабушка – центр вселенной, альфа и омега ее маленькой жизни, человек, вокруг которого выстроено все повествование. Бабушка кормит, водит на прогулки, помогает, читает перед сном книжки. Внешнего мира, «лихих 90-х» словно не существует в уютном мирке, созданном бабушкой, и понимаешь, что такие вот бабушки и спасли целое поколение. Хотя иногда время врывается в налаженный и упорядоченный мир: когда, например, оказывается, что в доме нечего есть, и по рецептам из журнала «Здоровье» бабушка готовит крапивные щи и салат из одуванчиков. Очень спокойная, очень добрая книга (редко о какой книге такое можно сказать). Рассказ о детстве с такой ностальгической теплотой, в мягком расфокусе, как будто автор пытается рассмотреть картины прошлого, но взгляд застилают непрошеные слезы.

ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ

Александр Иличевский «Чертеж Ньютона»

  • Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2019 г.

Александр Иличевский «Чертеж Ньютона»

Когда-то я читал прозаические книги Иличевского – но даже самые заслуженные его произведения, вроде «Перса» или «Матисса», увенчанные литературными премиями, оставляли меня равнодушными. Иличевский исключительно владеет словом и способен на пять страниц раскатать эпизод, где герой пересыпает песок в ладонях или переливает воду из пустого в порожнее или просто мечтательно глядит на закат – и это получалось живо, ярко, сочно. Но меня утомляют такие безразмерные тексты, в которых ничего не происходит, и постепенно я как-то перестал следить за творчеством Иличевского. А он, оказывается, сменил жанр: стал путешественником, пошел бродить по свету, и писать живую, органичную, метафоричную путевую прозу. Сначала была книга «Справа-налево», потом – «Город заката». «Чертеж Ньютона» - третья книга путевой прозы Александра Иличевского. Хотя жанровое определение «путевая проза» не совсем точное. Это те же тексты Иличевского, с теми же орнаментальными завитушками, но в них теперь появилось движение, герои (точнее, главный герой, сам автор) куда-то идет, у него есть цель. Иличевский только прибавил в изобразительном мастерстве: «В Кызыл-Арте мне снова, как и накануне утром, когда мы шли, ослепленные сиянием гор, почудилось в воздухе какое-то мельтешение — будто кристалл рассыпался на множество граней, а они, запорхав, составили вдруг крылатое чудище и после снова рассыпались и растворились».

Еще обратите внимание:

BAIKALINFORM.NEWS

Информационный дайджест: новости и мнения со всего мира для тех, кто читает на русском языке и формирует свою картину мира самостоятельно. Мнение редакции может категорически не совпадать с мнением авторов публикаций.