Прочитано в ноябре-2016. Выпуск 33
Галина Юзефович «Удивительные приключения рыбы-лоцмана. 150 000 слов о литературе»
Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2016 г.Хорошая традиция – издавать под одной обложкой лучшие тексты литературных критиков. В прошлом году вышла «Не зяблик» Анны Наринской, «Антипутеводитель по современной литературе» Романа Арбитмана, до этого несколько сборников своих oldies but goldies выпустил Лев Данилкин. Но собрание рецензий Галины Юзефович кажется мне лучшей в этом жанре книгой за последние годы. Юзефович – идеальный, на мой взгляд, литературный критик и книжный обозреватель. Она старается держаться подальше от внутрикорпоративных разборок, обладает несомненным чутьём и вкусом, она к тому же дочь известного российского писателя Леонида Юзефовича, то есть наблюдает писательскую среду и литературную жизнь, что называется, в непосредственной близости. И еще Галина Леонидовна человек уравновешенный, доброжелательный, спокойный – качества совершенно непременные, чтобы писать о книгах. Она не устраивает судилищ, не играет в политику, не строит на подоконнике писателей и издателей – она рассказывает о книгах. С юмором, эрудицией, безупречным тактом и вкусом. Она очень талантливая, и пользуясь случаем, признаюсь, что в свое время именно она помогла появиться рубрике «Читатель Толстов», за что ей спасибо и вечная от нас, читателей, благодарность!
Я считаю, есть два способа рассказать о книге, и соответственно два типа критиков. Первые глядят поверх обложки, помещают книгу в современный культурно-политический контекст, рассматривают писателя как выразителя неких общественных идей, тенденций, направлений. Вторые смотрят под обложку, читают текст и честно докладывают о своих впечатлениях. Понравилась или нет, какой в произведении сюжет, запомнились ли герои, присутствуют ли интересные и парадоксальные выводы, лучше эта книга предыдущих произведений данного автора или хуже. Галина Юзефович принадлежит ко второму типу критиков, книжных обозревателей, руководствующихся прежде всего своим читательским вкусом, опытом, здравым смыслом. И она, безусловно, лучшая в своём жанре.
{jumi [*22]}
Маргалит Фокс «Тайны лабиринта. Как была прочитана древняя письменность»
Изд-во Corpus, 2016 г.23 марта 1900 года британский археолог Артур Эванс, несколько его ассистентов, прошедших строгий отбор, и 30 рабочих из местных жителей начали раскопки в Кноссе, на севере Крита. Не прошло и недели, как лопаты наткнулись на фрагменты фресок и глиняные черепки, покрытые неизвестными доселе письменами. Самое интересное началось после, когда ученые приступили к расшифровке древнейшей письменности, появившейся за семь веков до изобретение греческого алфавита. Это так называемое «линейное письмо класса Б», о котором не было известно вообще. Перед учеными стояла уникальная по своей сложности задача: расшифровать древнейший в человеческой истории памятник письменности, «взломать» речевой код исчезнувшей цивилизации.
По сути, книга американской журналистки Маргалит Фокс похожа на детектив. Есть загадка – глиняные таблички с непонятным текстом. Есть неутомимые «сыщики»-исследователи (оказывается, дальше всего в дешифровке продвинулись дилетанты – у одного не было университетского диплома, а вторая вообще была домохозяйкой). Наконец, есть свой «момент истины». Маргалит Фокс написала книгу о настоящем научном подвиге, о терпении, скрупулезности, уникальном обаянии человеческого интеллекта, об исторической несправедливости - люди, которые больше всего сделали для расшифровки табличек из Кносса, остались практически неизвестны и в академической науке, и в массовом сознании
Мартин Форд «Роботы наступают»
Изд-во «Альпина Нон-Фикшен», 2016 г.
Есть такой замечательный жанр, который я для себя называю «панической футурологией». Это когда автор берет некую проблему и пытается убедить нас, что именно эта проблема вскорости приведет нас всех к концу света. Мартин Форд решил представить, чем обернется для человечества всеобщая автоматизация и роботизация. Роботы и так уже сегодня заменяют человека во многих отраслях, и, если верить Форду, отобрали у людей несколько десятков миллионов рабочих мест. Если так пойдет и дальше, роботы окончательно разрушат традиционный рынок труда, уверяет Форд. Он убедительно это доказывает, поскольку сам много лет проработал в IT-индустрии и главной опасностью считает знаете что? Что сейчас становится возможным передавать все бОльшие массивы данных со все увеличивающейся скоростью. Вскоре это приведет к тому, что роботы захватят образование, медицину, административную деятельность и окончательно снесут нынешнюю экономическую модель, оставят нас всех без работы, и это будет самым большим вызовом человеческой цивилизации. Хорошая книга, хорошая, подчеркну, не своими выводами и страшилками, а тем, что довольно понятно и грамотно объясняет, как сегодня обстоят дела в современной «постиндустриальной» экономике.
Ребекка Арнольд «Мода, желание и тревога. Образ и мораль в XX веке»
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2016 г.В очередной раз советую обратить внимание на книги из серии «Библиотека журнала «Теория моды», которые издает «Новое литературное обозрение». «Теория моды» - единственный в мире (!) академический (!) журнал по вопросам моды и стиля, а книги, которые выходят в его «библиотечной» серии – настоящее интеллектуальное чтение, отличные переводные труды (русских авторов что-то не видел), посвященные разным аспектам моды. Вот и книга Ребекки Арнольд о том, как мода из журналов с «картинками про одежду» превратилась в социокультурный феномен эпохи, стала полем экстремальных эстетических провокаций. Типа, раньше женщины просто одевались в соответствии с рекомендациями модных журналов, но после второй мировой войны что-то пошло не так. То ли женщин в экономике и социальной жизни стало больше (потому что мужчины ушли на войну), то ли в модную индустрию хлынул поток людей из шоу-бизнеса, кино, искусства – я, честно говоря, не понял. Но Арнольд хорошо описывает, как модные кутюрье бросились во все тяжкие, превращая конкуренцию за внимание потребительниц в настоящее явление высокого искусства. Много любопытных выводов, подкрепленных к тому же фотками конкретных коллекций. Весьма необычное исследование экстремальных проявлений массовой моды – от рэпперов до гангстеров, от моды на «милитари» до, разумеется, гей-фактора в modern fashion. Отлично.
Александр Павлов «Расскажите вашим детям. 111 опытов о культовом кинематографе»
Изд-во «ИД Высшей школы экономики», 2016 г.Тут надо понимать, что чаще всего подразумевается под определением «культовое кино». Это совершенно не обязательно хорошее кино. Это чаще всего кино, которое вы смотрели подростками, которое не пересматривали давно, и признаться в любви к которому чаще всего стесняетесь. А вот Павлов не стесняется, он молодец. Александр Павлов – это, если кто не знает, такой киновед-философ, написавший книгу про guilty pleasures, постыдные желания. Это если вам нравится, например, группа Modern Talking, под песни которой вы пережили первую любовь, но теперь вы прогрессивный и продвинутый, и признаваться в любви к такой попсе считаете неприличным. А вот Павлов считает, что все прилично. Фильмы культовые – там же сплошная чушь, залипуха, ерунда и пошлятина, а они все равно культовые, не одно поколение их смотрит и пускает ностальгические слезы. Книга «Расскажите вашим детям» разбита на две части. В первой Павлов рассуждает о природе и механизмах создания культа, во второй – перечисляет 111 фильмов, ставших культовыми, и про каждый рассказывает что-то такое, что сразу понятно – смотрел, пересматривал, фанател. Наш человек. Рекомендую.
Аллен Гуттман «От ритуала к рекорду. Природа современного спорта»
Изд-во Института Гайдара, 2016 г.Какая жалость, что эту книгу не раздавали нашим журналистам в дни Олимпиады в Рио – там ведь практически безупречный набор неубиваемых аргументов для любого спора о современном спорте – каким он должен быть и каким целям служить. Несмотря на то, что книга Гуттмана на Западе была издана почти 40 лет назад, она остается одним из главных бестселлеров, посвященных теме спорта. Гуттман заинтересовался именно этим феноменом превращения спорта из занятия богопочитаемого и политически нейтрального в один из самых эффективных инструментов межгосударственных манипуляций. «Спорт входил в жизнь античного юношества прежде всего в ореоле богопочитания и только масштаб нашей современной секуляризованности мешает нам оценить культовый смысл первобытного спорта», утверждает Аллан Гуттман. Для него спорт явление прежде всего антропологическое: когда появились первые организованные общества, проявить себя можно было не только на войне, но и в мирных баталиях с другими атлетами.
Как произошло, что спорт утратил свой высокий социокультурный смысл, и вместо почитания самых сильных, быстрых и ловких (в Древней Греции победителям олимпиад ставили памятники, как земным богам) публика теперь обсуждает гонорары футбольных и прочих «звезд»? Как спорт превратился в забюрократизированную, предельно формализованную отрасль, порождающую не столько примеры человеческой выносливости и силы, сколько коррупционные и допинговые скандалы? Интересно, что сам Гуттман главным виновником видит протестантскую этику: мол, спорт стал восприниматься как работа, со временем там начали крутиться огромные деньги, и именно финансовые интересы «задавили» высокие бескорыстные цели, которым спорт служил изначально. Отличная книга – четкая, внятная, безупречно логичная.