Прочитано в 2018 г. Выпуск 210
Себастьян Хафнер «История одного немца»
-
Издательство Ивана Лимбаха, 2018 г.
Специально книги для обзора не отбирал, просто так совпало: в последние недели вышло сразу несколько интересных новинок на тему психологии, истории и даже экономики нацизма. Прежде всего это переиздание великой (тут иначе не скажешь) книги Себастьяна Хафнера «История одного немца». Я о ней писал в прошлом году, когда она только вышла. Издательство Ивана Лимбаха совершили, конечно, подвиг, что открыли этого автора для российского читателя. Перечитал «Историю одного немца» - такое же сильное впечатление, как в первый раз. Хафнер родился в 1907 году, в 1938-м, когда еще было можно, эмигрировал из Германии, уехал в Англию, где до конца жизни служил публицистом в газете «Обсервер». За свою жизнь создал несколько публицистических книг о гитлеровской Германии, но «История одного немца», которую он писал по горячим следам, сразу после эмиграции – лучше всех. Это именно история одного немца, которая начинается в Нижней Померании 1 августа 1914 года, куда главный герой (он же и рассказчик, книга написана от первого лица) уезжает на школьные каникулы. Хафнер уехал из Германии еще до начала второй мировой, до газовых камер, но какие-то вещи смог не то чтобы предугадать удивительно точно. Например, как он описывает, почему немцы при Гитлере не возмущались трудностями жизни: потому что каждому недовольному сказали бы, - а, вот в чем дело, ты переживаешь о жратве, ты не способен думать о высоком. А подобное обвинение для любого немца невыносимо. Или как Хафнер формулирует главные претензии к гитлеровскому режиму, исходя из особенностей немецкой психологии. Мол, не так страшно, когда нечего есть, не так страшно, когда тебя заставляют подчиняться, но когда за тебя решают, чем именно тебе следует гордиться – это, черт возьми, невыносимо. Разумеется, никаких параллелей, намеков и аллюзий.
{jumi [*22]}
Себастьян Хафнер «Некто Гитлер. Политика преступления»
-
Изд-во Ивана Лимбаха, 2018 г.
«Историю одного немца» переиздали специально к выпуску в России еще одной книги Себастьяна Хафнера. «Некто Гитлер» - это своего рода продолжение «Истории одного немца», написанное спустя 40 лет, в конце 70-х. Здесь Хафнер сделал попытку не то чтобы оправдать Гитлера, но объяснить мотивы его поступков, исходя из своего глубокого знания человеческой натуры и особенностей национального характера. Есть фрагменты довольно вялые, есть невероятно яркие мысли. Например, о подсознательной тяге Гитлера к самоубийству. Если верить Хафнеру, Гитлер 6 декабря 1941 года, когда началось советское контрнаступление под Москвой, осознал, что войну Германия уже не выиграет, и после этого принимал исключительно самоубийственные решения, ведущие немецкую армию, народ и весь Третий Рейх к неизбежному краху. Объявил войну Соединенным Штатам. В последние недели войны бросил армии в бесполезное наступление в Арденнах, чтобы максимально взбесить англо-американское командование (именно огромных потерь в Арденнах американцы не смогли простить немцам, и именно благодаря этому, считает Хафнер, Германию после войны разделили на ГДР и ФРГ). В общем, «Некто Гитлер» - довольно интересное психологическое и интеллектуальное исследование, временами очень убедительное. Мне понравилось.
Мария Ялович-Симон «Нелегалка. Как молодая девушка выжила в Берлине в 1940-1945 гг»
-
Corpus, 2018 г.
Еще одна книга, написанная, подобно «Истории одного немца», от лица «маленького человека». Только на этот раз свою историю рассказывает девушка-еврейка, жительница Берлина, у которой были возможности уехать, но она осталась – потому что отец был тяжело болен. Книгу сама Мария Ялович незадолго до смерти надиктовала сыну, осталось 77 кассет воспоминаний, из которых и собрали окончательный текст. Конечно, по сравнению с книгами Себастьяна Хафнера мемуары Ялович-Симон выглядят очень слабой книгой, с какими-то чисто женскими отступлениями и перескакиванием повествования с одного на другое. Но зато «Нелегалка» дает множество важных деталей повседневного быта Берлина при Гитлере, Ялович проговаривает некоторые важные вещи. Как постепенно, последовательно, по капле жизнь евреев в Берлине делали все более невыносимой. Что сами они почти ничего не знали о лагерях уничтожения, только на уровне слухов, но сильно переживали за бытовые притеснения вроде распоряжения посещать продуктовые магазины только во второй половине дня (когда все хорошие товары разбирали покупатели арийской национальности). В этом и заключается ценность ее книги – в скрупулезном описании «гребаной цепи» мелких утеснений и уступок, когда начинается все раздражения (почему с нами так поступают?), а заканчивается кошмаром, адом и массовыми убийствами.
ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ
Адам Туз «Цена разрушения. Создание и гибель нацистской экономики»
-
Изд-во Института Гайдара, 2018 г.
От публицистики и мемуаристики перейдем к экономике. Адам Туз – глыба, матерый человечище. В прошлом году Издательство института Гайдара выпустило его книгу «Великий потоп», масштабное исследование мировой экономики от начала первой мировой войны и до Великой Депрессии. Это была поразительная книга – поразительная не только охватом исследования (Туз описывал не только экономические, но и социальные, культурные, общественные процессы), но и выводами. Например, Туз утверждал, что советская экономика изначально была обречена, поскольку опиралась на доктрину «обороны в кольце врагов», и поэтому не могла развиваться в конкурентной среде свободной рыночной экономики. И вот новая книга Адама Туза, на сей раз об экономике Третьего Рейха. Расовая теория, национал-социализм, идеология – это все само собой, но Туз рассматривает гитлеровскую Германию прежде всего как феномен экономический. Поскольку Германия после первой мировой была бедной страной, с ограниченными ресурсами, нехваткой полезных площадей для сельского хозяйства, и самое главное – с весьма отсталой системой государственного устройства. При этом шансов выдержать противостояние с Западом у Германии не было ни малейших, утверждает Туз. Даже после начала второй мировой, когда на Германию «работала вся Европа», ее экономика сильно уступала (Туз даже подсчитал – минимум в четыре раза) экономике, например, США. Немецкая экономика была подчинена реализации безумных гитлеровских расовых теорий. Поэтому когда в США разрабатывали атомную бомбу, а в СССР строили самые мощные танки, в Германии инженеры занимались конструированием печей для крематориев и газенвагенов для массовых убийств. Отличное чтение, всем настоятельно рекомендую. С такого ракурса историю второй мировой еще никто не рассматривал.