Прочитано в 2023 г. Выпуск 707
Николай Карташов «Василий Чуйков»
-
Изд-во «Молодая гвардия», 2023 г.
Писатель Николай Карташов прежде не обращался к военной истории, в серии «ЖЗЛ» выходила его книга о художнике Крамском, и жизнеописание знаменитого советского военачальника Василия Чуйкова выстроено по классическим канонам биографического жанра. Биография легендарного героя Сталинградской битвы, командующего 62-й армией, сыгравшей ключевую роль в разгроме фашистов на Волге, дважды Героя Советского Союза маршала Василия Чуйкова выходит при поддержке администрации Волгоградской области в год 80-летнего юбилея Сталинградской битвы — и это, конечно, важное событие для всех, кто интересуется военной историей. С этим связана важная особенность книги: Сталинградская битва становится центральным эпизодом повествования, а для описания ее автор использует многочисленные источники — боевые донесения, воспоминания немецких офицеров и солдат, воевавших в Сталинграде. Однако чаще всего в книге звучит голос самого Чуйкова, выдержки из его дневника, который он вел во время войны, и благодаря этому в книге восстановлена буквально ежедневная хроника сражения, увиденная глазами героя, командующего армией, выдержавшей самые напряженные бои. Удивительно, но книга о Василии Чуйкове получила еще одну перекличку с нашими днями: после Сталинграда 62-ю армию перебросили на Юго-Западный фронт, где солдатам Чуйкова пришлось брать штурмом Купянск и Сватово — города, которые спустя восемь десятилетий снова оказались в огне боев…. Оказывается, именно Чуйкову в дни боев за Берлин, командующий немецким гарнизоном генерал Кребс вручил предложение о сдаче гарнизона — и тогда же Чуйков стал первым советским генералом, узнавшим о самоубийстве Гитлера. А после войны группу советских войск в Германии острословы называли «Чуйкоткой»…
Михаил Кильдяшов «Флоренский»
-
Изд-во «Молодая гвардия», 2023 г.
Книга о Павле Флоренском, которую написал известный публицист, исследователь истории русского православия, секретарь Союза писателей России, преподаватель Оренбургской духовной семинарии Михаил Кильдяшов (это его дебют в биографической серии «ЖЗЛ»), несомненно, будет замечена. Кильдяшов уже много лет изучает жизнь и дела Павла Флоренского, о котором он сам в предисловии пишет: «Флоренский — человек-университет, человек-эпоха, человек-вселенная. Обращаясь к биографии и ключевым работам отца Павла, понимаешь, что нет ни одной области знаний, в которой Флоренский не оставил бы след: богословие и философия, искусствоведение и лингвистика, этнография и антропология, минералогия и инженерия…. И в этом не только гений человеческого ума или неутолимая жажда познания. В этом прежде всего — стремление к Истине. А Истина не терпит разделения, она открывается только в единстве и единении». Современному обществу, считает автор, необходима такая личность, необходим пример такого объединительного дара, цельного мировоззрения, неустанного стремления к Истине. Мученическая кончина Павла Флоренского, его Голгофское восхождение стали торжеством Православия. И свет его духовного подвига продолжает сиять всем нам. Именно это и вдохновило автора на написание книги.
Андрей Максимов «Песталоцци»
-
Изд-во «Молодая гвардия», 2023 г.
Необычный автор у этой книги. Андрей Максимов — известный публицист, режиссер, телеведущий, автор множества книг о воспитании подрастающих поколений, биография швейцарского педагога-гуманиста Иоганна Генриха Песталоцци — первое обращение Максимова к биографическому жанру. И вполне успешное. Андрей Максимов рассказывает не только о жизни своего героя, но и подробно разбирает придуманную Песталоцци систему воспитания детей, находя в ней переклички с судьбой самого великого педагога. «Я совершенно убежден, — пишет он. — Понимание абсолютно невероятной судьбы Песталоцци и его открытий в области педагогики может быть интересно всем любознательным людям, но в особенности тем, кто интересуется вопросами практической педагогики. Я имею в виду не только учителей, но и пап-мам, дедушек-бабушек. Поверьте: Песталоцци — уникальный советчик в деле общения с детьми. Его взгляды не только не устарели, а, кажется, наоборот: сильно обгоняют
сегодняшнее образование». Отличная книга, тем более выходит она в год, который в России объявлен Годом педагога и наставника. Да и в истории самой биографической серии «ЖЗЛ» книга о Песталоцци всего вторая (!) биография великого педагога (до этого выходило жизнеописание Ушинского, написанное Василием Струминским еще в 1943 году, то есть 80 (!) лет назад).
Леонид Млечин «Никита Хрущев»
-
Изд-во «Молодая гвардия», 2023 г.
В свое время в серии «ЖЗЛ» выходило обстоятельное, под тысячу страниц, биографическое исследование американского историка Уильяма Таубмана, посвященное жизни и политической деятельности советского лидера Никиты Хрущева. Книга Леонида Млечина, одного из самых активных авторов в биографическом жанре (он написал для серии «ЖЗЛ» книги о Брежневе, Фрунзе, Коллонтай, Шелепине, Плевицкой, Маркусе Вольфе, Фурцевой и других деятелях советской эпохи) показалась мне более удачной попыткой рассказать о «дорогом Никите Сергеевиче», который правил Советским Союзом десять лет, и именно «хрущевские годы» в советской истории стали наиболее успешными в социальном и экономическом отношении. Полеты в космос, массовое жилищное строительство, политические реабилитации, создание ядерно-ракетного щита, освоение целины — это далеко не полный перечень всего хорошего, что появилось в стране при Хрущеве. С другой стороны — Берлинская стена, Карибский кризис, передача Украине Крыма — это тоже Хрущев. Фигура очень неоднозначная, противоречивая, и Леонид Млечин постоянно подчеркивает эту амбивалентность своего героя, создавая при этом очень уважительную и внимательную к достижениям своего героя книгу. Биография Хрущева, написанная Млечиным, мне понравилась больше книги Уильяма Таубмана.
Сергей Лаврентьев «Режиссеры «Мосфильма»
-
Изд-во «Молодая гвардия», 2023 г.
Дебют в серии «ЖЗЛ». Известный киновед Сергей Лаврентьев написал книгу, составленную из биографических очерков Ивана Пырьева, Михаила Ромма, Бориса Яшина, Михаила Чиаурели и Льва Кулешова. Выбор, очевидно, не случаен: автор рассказывает о режиссерах, которые стояли у истоков тех или иных жанров отечественного (советского прежде всего) кинематографа. Как Пырьев стал «пионером» советской комедии, Чиаурели создал жанр киноэпоса, Михаил Ромм стал первым публицистом в кино, Лев Кулешов фактически создал кино как индустрию и образовательную среду… Понятно, что рассказывая о великих режиссерах, автор упоминает и другие этапные советские фильмы, но все же в фокусе внимания биографа — пять главных героев, пять удивительных творческих личностей. Для каждого Сергей Лаврентьев находит интригующие, броские, но в целом не унижающие память классиков экрана характеристики. Вот про Пырьева, например: «Дело, видимо, в том, что сам Иван Александрович был личностью в высшей степени „достоевской“. Не зря ведь о нем сегодня пишут такие противоречивые вещи. Зловещий тип и покровитель талантливой молодежи. Вежливый человек и матерщинник. Обходительный мужчина и садист, мстящий отвергнувшим его дамам…». Следует только приветствовать, что серия «ЖЗЛ» стала прирастать биографиями деятелей нашего кинематографа — и книга Сергея Лаврентьева встает в ряд с биографиями Гайдая, Данелии, Рязанова, Олега Ефремова, Олега Борисова, Сергея Эйзенштейна и других мастеров советского кино (не говоря уже о звездах зарубежного кино, которые тоже удостоены собственных книг в биографической серии «ЖЗЛ» — Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро). Отдельно заметим, что все эти книги вышли в сериал в последние три-четыре года!
Лидия Богова «Олег Табаков»
-
Изд-во «Молодая гвардия», 2023 г.
После жизнеописаний Олега Борисова (2019), Олега Ефремова (2022) настала очередь еще одного великого Олега советского кино, Олега Табакова. Книга основана на многочисленных архивных изысканиях, на воспоминаниях и автобиографии самого артиста, на воспоминаниях его коллег, учеников, членов семьи, наконец, на личных впечатлениях Лидии Боговой, которая много лет проработала помощницей Табакова как руководителя театральной школы, и много раз видела его на сцене. Может, поэтому, как мне показалось, театральная составляющая творчества Олега Табакова в книге представлена гораздо богаче, ярче, компетентнее работ артиста в кино. Во всяком случае, о моих любимых ролях Табакова (Николай Павлович в «Полетах во сне и наяву», Павел Петрович Щербук в «Неконченной пьесе для механического пианино», и, само собой, Вальтер Шелленберг из «Семнадцати мгновений весны») сказано довольно скупо. Хотя про Щербука написано очень точно: «Запомнился персонаж… рожей, которую он корчит, увидев музицирующего мужика. В один жест, одну позу актер заключит целый кусок не только собственной жизни, но и всей русской истории. Этот жест и поза столь рельефны и обведены поверх рисунка еще пером с нажимом, что будто впечатываются в память зрителя. Смешно? Вначале — да. Спустя секунду-другую — страшно». Лучше не скажешь. Замечательная биография, Олег Табаков как мало кто заслуживает собственной книги в «ЖЗЛ».
Николай Черкашин «Михаил Девятаев»
-
Изд-во «Молодая гвардия», 2023 г.
Фильм «Девятаев» все видели, но на всякий случай напомню, почему именно Михаил Девятаев удостоился отдельного тома в биографической серии «ЖЗЛ». В феврале 1945 года он был узником немецкого секретного лагеря для военнопленных на острове Пенемюнде, где нацисты разрабатывали и испытывали свое «чудо-оружие», ракеты ФАУ. Девятаеву удалось скрыть, что он является летчиком, он устроился работать на местный аэродром, и стал готовить побег. Десять советских военнопленных угнали новейший бомбардировщик «хейнкель», который сам Хейнкель лично подарил Вернеру фон Брауну как самолет, отслеживавший пуски ракет — и перелетев линию фронта, посадили самолет в советском тылу. После чего Девятаев прошел настоящий ад допросов в контрразведке, потому что никто не поверил, что он, летчик-истребитель, так вот взял и разобрался в управлении бомбардировщиком. И вообще Родина не сразу признала его подвиг — Девятаеву (на самом деле он Девятайкин, мордвин по национальности, и позывной в воздушном бою у него был «Мордвин») дали звезду Героя Советского Союза только после того, как Хрущеву рассказали историю невероятного побега, который за всю войну больше не удался никому. Николай Черкашин в 1985 году и встречался со своим героем, но книгу о подвиге Девятаева написал спустя почти сорок лет.
{jumi [*27]}
Алексей Варламов «Шукшин»
-
Изд-во «Молодая гвардия», 2023 г.
Переиздание книги 2014 года, Алексей Варламов, ректор Литинститута, написал для серии «ЖЗЛ» книги об Алексее Толстом (сейчас выходит ее переиздание в «Редакции Елены Шубиной»), Михаиле Пришвине, Михаила Булгакове, Александре Грине, Андрее Платонове, Григории Распутине (неожиданно), совсем недавно вышла его новая книга о Василии Розанове, я писал о ней в «Читателе Толстове». Биография Василия Шукшина, на мой взгляд, уступает книге о Шукшине, которую написал алтайский журналист Сергей Тепляков, книгу эту три года назад выпустило издательство «Рипол-Классик». Тепляков все же имел возможность пообщаться с множеством людей, которые Шукшина знали лично, в книге Варламова множество письменных источников, включая мемуары, письма, рабочие записи самого Шукшина. По своему это здорово, потому что есть две разные книги о Василии Шукшине — писателе, актере, режиссере, одном из самых знаковых деятелей отечественного искусства советского периода. На самом деле три — в серии «ЖЗЛ» выходила еще книга Владимира Коробова «Шукшин. Вещее слово», я ее не читал. Варламов, на мой взгляд, создал такую «форматную» книгу о Василии Шукшине, постарался максимально рассказать не только о творчестве, но и о тех противоречиях, с которыми Шукшин сталкивался в жизни — все-таки для столичной литературной и киношной тусовки он всю жизнь оставался чужаком, да и масштаб его личности, на мой взгляд, современники оценили намного позже. Варламов не пытается найти некую все объясняющую «формулу творчества» Шукшина, выстраивая последовательное подробное повествование о жизни своего героя. Шукшин был настоящим самородком, талантливым человеком, вызывавшим раздражение своей неуживчивостью, правдивостью, провинциальными манерами, и уж тем более своими успехами (хотя в книге подробно рассказано, как Шукшину «резали» и заворачивали сценарии, и свой заветный фильм о Степане Разине он так и не успел снять).