Прочитано в 2020 г. Выпуск 434
Максим Осипов «Люксембург и другие русские истории»
-
Изд-во Corpus, 2020 г.
Я обрадовался, когда узнал, что выходит эта книга – сборник лучших текстов из предыдущих книг Максима Осипова – «ПГТ Вечность», «101-й километр», «Грех жаловаться». Осипов – одна из самых загадочных фигур в современной отечественной литературе. Преуспевающий кардиолог, работавший в престижной клинике в Америке, сначала бросает заграничную карьеру и приезжает в Калужскую область, чтобы стать врачом в районной больнице. А потом начинает писать тексты и довольно быстро выходит в первоклассные писатели. Я сожалею, что Осипов не получил того признания, которого, безусловно, заслуживает. Потому что его рассказы и повести – они очень хороши. Это стильная, умная, серьезная глубокая проза. Это наша жизнь, увиденная глазами врача – не в том смысле, что он тут же начинает раздавать направо и налево беспощадные диагнозы, а просто как врач-кардиолог Осипов чуть-чуть больше нас знает о жизни и смерти, и относится к своим героям более снисходительно, что ли. Вот это и подкупает (меня, во всяком случае) в его произведениях: интонация трезвого и умного наблюдателя, способного найти общий язык и с загулявшим хулиганом, и с одинокой старушкой. Максим Осипов – это, не побоюсь такого признания, писатель чеховского масштаба. И как хорошо, что выходит книга его лучших текстов – 690 страниц сплошного читательского наслаждения. Настоятельно всем рекомендую.
{jumi [*22]}
Роман Богословский «Токката и фуга»
-
Изд-во «Городец Флюид ФриФлай», 2020 г.
Я напомню, что два с половиной года назад книга Романа Богословского «Зачем ты пришла?» стала первой в серии «Книжная полка Вадима Левенталя». А его новый роман в этой серии уже 46-й по счету том в импринте, где публикуется самая горячая отечественная проза. «Токката и фуга» - про 90-е, которые увидены глазами девочки-подростка Киры Роминой. У нее деспотичный отец, который заваливает квартиру мясом, привезенным с охоты. Потом отец станет строительным олигархом, потом Кира от него сбежит, а потом действие перенесется в Турцию, и тут такое начнется, только пот со лба утирай. Приглашают Стинга дать концерт перед постояльцами роскошного отеля – а потом троллят его, что он, мол перестал писать хорошие песни и приводят ему в пример Михаила Круга. Философ Александр Дугин пишет письмо трансвеститу-певице (певцу) Кончите Вурст, в котором топит за Queen и советует брать пример скромности с Фредди Меркюри (Кончиту Вурст потом будут трахать на столе в групповой оргии, но это вы уже сами прочтете). Примерно с середины Богословского занесло в знойные кущи прозы в духе Владимира Сорокина, получилось, в общем, неожиданно. Хотя в конце все выруливает в какой-то пионерский роман из жизни школьников – встреча одноклассников, из которых одна уже не вполне одноклассница, но это вы тоже сами прочтете. Дико смешная и вдохновенная вещь, я бы хотел жить в такие 90-е, но, увы, они у меня были совсем другими.
Николай Свечин «Кубанский огонь»
-
Изд-во «Эксмо», 2020 г.
Грянем громкое ура: вышел в свет юбилейный, 25-й по счету роман об удивительных похождениях сыщика Алексея Лыкова и его друзей. С первого дня существования блога «Читатель Толстов» я пишу о всех новых романах Николая Свечина, которого полагаю живым классиком и лучшим писателем, работающим в жанре ретро-детектива. У нас много достойных авторов пробовали себя в этом сложном жанре, от Бориса Акунина до Леонида Юзефовича, но все они рано или поздно уходили окучивать другие жанровые грядки, а Николай Свечин хранит верность раз и навсегда избранному ретро-детективу, и пишет их все лучше и лучше (хотя и первые были отличные). В новом романе Лыков и его бессменный помощник Азвестопуло отправятся на поимку бандита Вариводы, который придумал использовать при ограблениях и налетах «кубанский огонь», некое вещество страшной взрывчатой силы. На дворе уже 1911-й год, совсем немного остается до фатальных событий, которые снесут и карьеру Лыкова, и государство, которому он бестрепетно служит. Но об этом узнаем уже из следующих романов Николая Свечина.
Роман Сенчин «Петербургские повести»
-
Изд-во «Эксмо», 2020 г.
Ну что, забавное название – хотя Сенчин не пытается косплеить гоголевские сюжеты, а идет своим путем. В сборник вошли повести, написанные в разные годы (самые ранние датируются началом 90-х, когда Сенчин только-только делал первые шаги в литературе), но объединенные общим местом действия – Петербург, он же, в ряде повестей, еще Ленинград. Сильнее всего запомнилась повесть «Аркаша»: как несколько питерских рок-музыкантов, среди которых узнаешь Цоя и Майка Науменко, присутствуют при записи подпольного концерта короля питерского шансона Аркадия Северного. И еще отметил «Обратный путь»: история первого дня «на гражданке» вчерашнего погранца, который призывался еще в Советском Союзе, а на дембель вернулся уже в новую Россию. Интересные описания питерских магазинов, улиц, коммуналок в первые дни «свободной рыночной экономики». Многое, оказывается, не помню, а вот Роман Сенчин и в памяти сохранил, и описал. И почему-то именно «Петербургские повести» оставили ощущение, что ранний Сенчин – это же типичная советская проза, эти повести вполне уместно было бы увидеть в каком-нибудь сборнике вроде «Молодые голоса Ленинграда» или «Новые писатели Урала».
Наталья О Шэй «Хроники Люциферазы. Три корабля»
-
Изд-во Livebook, 2020 г.
Поклонникам Наталья О Шэй известна как Хелависа, вокалистка популярной фолк-группы «Мельница». Творческим импульсом для сочинения первого фантастического романа стал одноименный альбом «Мельницы», и этот роман (на самом деле все же небольшая повесть) оставляет хорошее впечатление. Прежде всего книга и написана и оформлена в стилистике старой доброй советской фантастики – той, которую публиковали в журналах «Техника-молодежи» и «Наука и жизнь», и которую, безусловно, читала в школе и московская девочка, будущая Хелависа. И иллюстрации к ее книге тоже сделаны в такой же стилистике, как оформлялись советские научно-фантастические книжки. О сюжете ничего говорить не буду, это такие записки об экспедиции на планету Люцифераза, с разными сумрачными сценами, героями и персонажами. Не знаю, будут ли «Хроники Люциферазы» интересны школьникам, но вот их родители, хочется верить, получат немало точных и мгновенных ностальгических импульсов, читая эту книгу.
Евгений Бабушкин «Пьяные птицы, веселые волки»
-
Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2020 г.
Два года назад читал (и писал в «Читателе Толстове») о дебютной книге Евгения Бабушкина «Библия бедных». Она, как мне кажется, прошла незамеченной, мало кто на нее обратил внимание. А я прочел и меня восхитила эта фантасмагорическая, абсурдистская проза, сделанная к тому же не на коленке, а видно, что у автора серьезный бэкграунд, жизненный опыт, реальные ситуации, которые переплавляются в такие немного безумные завораживающие сказы-сказки (там и подзаголовок в одной из глав книги – «Сказки из-под земли»). Озорной и непростой язык, достаточно сложно выстроенные сюжеты, чем-то это напоминает Хармса, чем-то – Владимира Данихнова, такая русская метафизика, увиденная глазами чудака и описанная красивым, богатым, насыщенным языком. Мне такие книги нравятся, и даже есть уже небольшая традиция подобной прозы, к которой я бы причислил тексты Андрея Филимонова или Лоры Белоиван (тем более книги Филимонова тоже издавались в «Редакции Елены Шубиной»).
Премия «Лицей», четвертый сезон
-
Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2020 г.
Хорошее начинание, премия для молодых авторов, где произведения лауреатов (три прозаика и три поэта) немедленно, в течение двух месяцев после награждения, которое проходит 6 июня в годовщину рождения Пушкина, выходят отдельным томом. Я только в прошлом году узнал о премии «Лицей», вернее, прочел книгу с текстами лауреатов, и в этом году уже ждал специально, когда она выйдет. Я не пишу о текстах лауреатов-поэтов, поскольку ничего не смыслю в поэзии, но прозаические тексты, конечно, прочел. Отличные «рассказы из полицейской жизни» Сергея Кубрина из Пензы, такие суровые зарисовки повседневной работы двух друзей, следака и опера из рядового отделения полиции. Сборник рассказов другого лауреата Рината Газизова «Отправление» как-то не произвел впечатление, а вот повесть Екатерины Какуриной «Маркетолог от Бога» - это, конечно, один из лучших текстов, которые я читал в последнее время. Это рассказ от лица девушки, которая устраивается маркетологом в интернет-магазин, торгующий иконами, образками, статуэтками и прочими товарами религиозного назначения. Повесть совершенно замечательная – с такой добродушной интонацией, с широко распахнутыми глазами, с восторженностью и умилением неофита, оказавшегося в месте, куда, скажем так, большинству из нас не суждено побывать ни разу. Очень, очень симпатичные и персонажи, и сюжеты, и вот этот взгляд человека со стороны на коммерческий мир российского православия, читал с удовольствием. Вообще же сборники лауреатов премии «Лицей» не разочаровывают, это действительно интересные тексты, темы, интонации – свежие, молодые, неожиданные.
{jumi [*27]}
Евгений Пинелис «Все ничего»
-
Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2020 г.
Нью-йорский врач, во время эпидемии работавший в инфекционном госпитале, написал об этом книгу. «В период эпидемии моя жизнь превратилась в наполненные бессильным отчаянием долгие часы в больнице, изматывающие поездки домой в ставших еще более грязными поездах нью-йоркского метро и постоянный страх не только заболеть самому, но и заразить своих домашних. Именно в метро я начал делать короткие заметки о том, что творится в эти страшные дни в нью-йоркских госпиталях. За время эпидемии, как мне сейчас кажется, на моих глазах умерло больше пациентов, чем за всю мою десятилетнюю карьеру врача». Как я и предсказывал не так давно, у нас сейчас подобных книг будет появляться все больше и больше, но это вовсе не означает, что следует игнорировать книгу Евгения Пинелиса. Это заметки человека, безусловно, професссионального (в ковидном госпитале Пинелис работает врачом-реаниматологом, или, по-тамошнему, интенсивистом). И к тому же весьма наблюдательного: в книге целая россыпь интересных замечаний, деталей вроде того, что безнадежно больной выглядит гораздо лучше, если наденет очки, или о том, что после начала эпидемии все врачи, работающие в «красной зоне», перестали носить галстуки – именно они собирают больше всего заразы.