Прочитано в 2020 г. Выпуск 384
Шейла Фицпатрик «О команде Сталина. Годы опасной жизни в советской политике»
-
Изд-во «ИД «Дело», 2020 г.
Это далеко не первая книга профессора истории из австралийского университета в Сиднее Шейлы Фицпатрик, которая выходит в России – рекомендую прочесть и «Повседневный сталинизм», где Фицпатрик описывает повседневную жизнь народа сталинской эпохи, и «Русскую революцию» (кстати, она тоже вышла в издательстве «Дело»). В «Команде Сталина» Шейла Фицпатрик описывает саму модель власти, которая действовала при Сталине. Ошибочно полагать, что Сталин был абсолютным диктатором, а все люди, его окружавшие, были парализованы страхом и во всем с ним соглашались. Сталин создал по-своему чрезвычайно эффективную управленческую команду, которая состояла из очень разных людей, и требовала от самого Сталина при разработке своей политики учитывать самые неожиданные факторы – степень лояльности своих приближенных, их семейные обстоятельства, уровень образования… Фицпатрик дает подробное описание того, как действовали механизмы принятия и исполнения решений в высшем руководстве страны при Сталине, и это, конечно, невероятно интересное чтение (тем более опирается Фицпатрик на множество исследований, которые недоступны российскому читателю). Книжка интересна тем, что в несет в себе взгляд "из-за бугра". Это не первое такое исследование, написанное западным автором и посвященное сталинской эпохе (в прошлом году, например, в «Азбуке» выходила книга Дональда Рейфилда «Сталин и его подручные», не менее капитальное изучение сталинской системы власти, я писал об этой книге), но она будет интересна всем, кому интересна эта тема.
{jumi [*22]}
Дмитрий Володихин «Средневековая Москва»
-
Изд-во «Центрполиграф», 2020 г.
Достойная, исключительно достойная книга, написанная одним из главных наших специалистов по русскому Средневековью – отсылаю к другим книгам профессора истории Дмитрия Володихина, в первую очередь к его биографии Ивана Грозного, изданной в серии «ЖЗЛ» пару лет назад. Володихин описывает московскую жизнь во времена, о которых мы имеем самое приблизительное представление – от Дмитрия Донского до последнего Рюриковича Федора Иоанновича. Москва видела в себе Третий Рим, Второй Иерусалим, но больше всего – особый удел Пречистой Богородицы на земле. И анализ именно духовной, православной составляющей московской истории представляет собой лучшие фрагменты этой умной, глубокой и очень познавательной книги: «Колебание в старомосковской культуре являлось признаком духовного здоровья. Оно открывало возможность спокойной, гармоничной эволюции. Монолитность, глухая европеизация, точнее сказать, «переевропеизация» — плод избыточно радикальных, почти революционных действий. Россия залпом хлебнула чересчур много Запада и вместе с этой порцией получила постоянную боль во чреве своем» - это характеристика автора, данная петровской эпохе. Книга вышла в отличной серии «Новейшие исследования отечественной истории», которую отдельно и в который раз (стараюсь писать о всех книгах, которые издаются в этой серии) хочу порекомендовать.
Олег Воскобойников «Средневековье крупным планом»
-
Изд-во «Бомбора», 2020 г.
Издательство «Бомбора» завело популярную историческую серию «Путешествие во времени», в которой, например, опубликована недавно отличная книга Яна Мортимера «Века перемен» (я писал о ней). Олег Воскобойников – профессор Высшей школы экономики, и о предмете своего исследования пишет увлеченно, занимательно и доступно – а это высшая похвала популярной книжке по истории. Как в Средние века женились, торговали, воевали, молились, как была устроена городская жизнь, как шутили, как судили – в каждом случае Воскобойников находит необычный аспект, ракурс, рассказывает нечто такое, о чем средний читатель прежде даже не знал. Например, вот такой пассаж: «Знаменитый ванэйковский «Портрет четы Арнольфини», написанный в Брюгге в 1434 году, является не только первым в истории семейным портретом, но и, возможно, живописным свидетельством заключения брака. Как можно видеть, благочестивая семейная идиллия представлена по-домашнему, при собачке, снятых туфлях, четках, люстре, зеркале, отражающем фигурки свидетелей, кровать и живот супруги указывают, возможно, на ожидаемую от нее плодовитость, а лимон на окне – на победу над грехом Евы». Добавлю, что глава семьи Арнольфини на портрете обладает пугающим сходством с президентом России В.В.Путиным, но об этом необязательно писать в книге про Средневековье. Хорошая книга, прочел с удовольствием.
Екатерина Мишаненкова «Блудливое Средневековье. Бытовые очерки западноевропейской культуры»
-
Изд-во «АСТ», 2020 г.
В общем, очень похоже на книгу Олега Воскобойникова, о которой написал выше – с той только разницей, что тема здесь взята самая популярная: секс в Средневековье, что он собой представлял, какие формы принимал. Перечислены самые разные аспекты темы: гигиена, противозачаточные средства, супружеские измены, проституция, отношение к незаконнорожденным, любовники, поведение женщин вне брака. В Средние века, например, знали, что такое оргазм, и это влияло в числе прочего и на судебную практику. Считалось, что если женщина испытала оргазм, она после этого беременеет. И если она обвиняла мужчину в насилии, суд рассматривал прежде всего, не забеременела ли жертва изнасилования. Если забеременела, изнасилование считалось сексом по обоюдному согласию. Отдельная глава посвящена «поясам верности», которые, как принято считать, мужья надевали на своих жен, отправляясь в крестовые походы, но в реальности впервые о таких приспособлениях упоминается только спустя три века после крестовых походов, и до сих пор непонятно, говорилось о них всерьез или это была такая шутка. В целом, познавательная популярная книжка про средневековые нравы – не Жак Ле Гофф, конечно, но вполне читаемо.
Бембер Гаскойн «Великие Моголы»
-
Изд-во «Центрполиграф», 2020 г.
Отличное исследование британского историка Бембера Гаскойна (в прошлых изданиях его имя на обложке указывали как Бамбар Гасконе), посвященное истории династии Великих Моголов, правивших Индией от Тамерлана и вплоть до 1858 года, когда королева Виктория сокрушила войска последнего представителя династии и сделала Индию жемчужиной своей колониальной империи. Под моголами понимались в Индии мусульманские кочевники из Средней Азии, глава которых, Бабур (1483 -1530) бежал от кочевых узбеков в Афганистан, где он не смог закрепиться и продвинулся на север Индии. Бабур происходил из семьи эмира Ферганы. В его жилах текла кровь Тимура и Чингизхана. Бабур оставил после себя вполне приличные стихи и прозу - книгу "Бабур-наме" ("наме" значит "книга" или "записки"). Со временем империя распалась, хоть формально и существовала до середины 19-го века. Мораль плачевной истории Великих Моголов - многие из них очень много пили, резали своих родственников и не уважали родителей, а, как следствие, распри и междоусобицы не способствовали процветанию государства.
ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ
«Русская верность, честь и отвага» Джона Элфинстона: Повествование о службе Екатерине II и об Архипелагской экспедиции Российского флота». Исследование, перевод с английского и комментарии Е. Смилянской и Ю. Лейкин
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2020 г.
Для издательства «НЛО» публикация недавно обнаруженных архивных изысканий, воспоминаний, путевых дневников и личных бумаг людей, причастных к великим историческим событиям, стало уже традицией – и я даже не стану перечислять все книги подобного жанра, которые выпускались в этом издательстве. Например, «Под наполеоновским флагом», воспоминания Герберга фон Фосслера, или частную переписку императора Александра Первого с его сестрой, великой княгиней Екатериной Павловной – я писал об этих книгах в «Читателе Толстове». Шотландский моряк Джон Элфинстон в 1769 году поступил на службу в российский флот, командовал эскадрой кораблей, отправившейся во время русско-турецкой войны в Восточное Средиземноморье, но потом что-то пошло не так, и свои воспоминания Элфинстон писал как длинную жалобу, адресованную императрице Екатерине, где рассказывал о своем путешествии, о всяких несправедливостях, которые претерпел по службе, и пытался оправдаться перед русской правительницей. Эти бумаги два с половиной века хранились в семейном архиве Элфинстонов, и только недавно его наследники открыли их для исследователей, а отечественные историки Елена Смилянская и Юрий Лейкин стали, по сути, первооткрывателями этой головокружительной коллизии отечественной истории. Источник действительно уникальный. Джон Элфинстон описывает всю неразвитую бюрократическую машину Империи, в которой видны родовые травмы, актуальные и сегодня. Чтобы победить врага в сражении, надо победить сначала воровство, бесхозяйственность, головотяпство, лень. Джон Элфинстон не смог стать придворным, потерпел поражение в сражении с русскими придворными интриганами. Тем не менее его мемуары, бесценные для любого, кто интересуется историей екатерининской эпохи, стали не только запоздалым оправданием, но и великолепным источником информации, взглядом со стороны на жизнь российского флота при Екатерине Великой.