Сейчас никто не знает, что будет. Я настаиваю, что вообще никто. Любые уверенные прогнозные сценарии это просто трёп. Ради бога, не сочтите эту фразу покушением на право каждого интересоваться любым трёпом и право верить в любой трёп, в который комфортно верить. Я же пока предпочту каталогизацию наиболее интересных интерпретаций «февральской революции в мировой политике» – то есть, разъяснений не того, что будет, а того, что было (24 февраля).
Как неинтересные просто упомяну (не тратя время и внимание), наиболее консенсусные для обоих враждующих лагерей версии.
Консенсусная версия из одного лагеря такая. Президент России сошел с ума в ковидном бункере (плюс возрастные изменения, плюс не прекращающееся и не завершающееся ничем уже много лет «смертельное заболевание» имени диагностического профессора Соловья), что наложилось на многовековое российское имперство и генетическую российскую внешнеполитическую агрессивность. Безумец погнал идиотов уже не просто нарушать права человека, а совершать преступления против человечности.
Консенсусная версия из другого лагеря такая. Идиотическая Украина, ведомая безумными лидерами Запада, собиралась напасть на свободный Донбасс, а потом на Крым, да и на всю Россию. Как сказала мне продавщица в продуктовом, «они собирались напасть 8 марта и испортить нам, женщинам, праздник». Еще одна политически грамотная тётя сказала мне, что они должны были напасть 25 февраля (так, как я понял, по телеку объяснили). Мы их ровно на день опередили. Красиво говоря, Путин учел уроки 41-го года, уроки Сталина и Суворова (того, который «Ледокол», а не который в Альпах), и ударил первым.
Не подвергаю критическому разбору и не обеспечиваю апологетической поддержкой обе версии. Пусть будут. И пусть будут счастливы все, кто в них верит. Каждый, разумеется, счастлив по-своему.
Теперь парочка версий поинтереснее.
Первая. Путин был признан «корпоративным Западом» невменяемым и опасным субъектом, которого бессмысленно душить в объятьях, ибо он по-настоящему и необратимо отвязался. Поменять его через Майдан было признано невозможным, ибо он не Янукович, плюс у него реальная поддержка в обществе, плюс оппозиционные либералы в России это чмошники, не способные завоевать симпатии населения. Опять же бардак в ядерной стране это реальный вызов глобальной безопасности, и это никому на фиг нужно (кстати, недавно с этим рискнули в ядерном Пакистане, может, уже и «не на фиг», а «пофиг» на всё это?). Но есть старый проверенный способ решения проблемы. Втянуть Россию в новый Афганистан, в котором она сожжёт свои ресурсы. Цель не в том, чтобы российская власть пала, Запад спокойно отнесется, если Путина не свергнут после этого. Цель в том, чтобы у России не осталось бабла ни на новые спецоперации, ни на активную внешнюю политику, ни даже на «Раша тудей» и классные блузочки Маргариты Симоньян. Грубо говоря, Россия расстреляет на Украине все свои «Калибры», а на новые у нее просто денег не будет. И это всё получилось. Старый разведчик дал себя развести. При этом, спасая себя и человечество от Российской империи, Запад принес Украину в жертву. Поэтому склоняет её сейчас к продолжению обороны (обещая помочь с наступлением), а не к миру. Ибо у России ещё не все деньги кончились. На людей и их страдания иханским «западникам» плевать точно так же, как и нашенским «славянофилам».
Описание конкретных механизмов разводки, в отличии от самой версии, отдают уже откровенной конспирологией, поэтому на них не останавливаюсь. Замечу только, что есть среди них и очень «шекспировские» нарративы – украинские генералы, купленные НАТО, взяли деньги с Кремля за то, что устроят переворот сразу же после вторжения, но ничего не перевернули, а деньги из двух конвертов поимели.
Версия вторая. Она приписывает инициативность Путину, а не Западу, в ней никто нашего президента не «разводил». Президент совершенно сознательно начал «третью мировую… спецоперацию». Путина годами критиковали за то, что он мыслит тактически и у него нет никакой стратегии. И все успехи его тактические, а вместо гипотетических стратегических успехов – иначе говоря, вместо будущего – сплошная черная дыра. Ну вот Путин и начал стратегическую игру. Получите – распишитесь. Игру, которая продлится многие годы и цель которой – реальное переустройство системы международных отношений. Поэтому оценивать происходящее короткими отрезками – типа Финляндия и Швеция в НАТО и это провал, или Рособрнадзор аккредитует освобожденные (они же – оккупированные) школы в Запорожской области и это успех – не имеет смысла. Это как в шахматной игре из съеденного коня или потерянной ладьи делать вывод о результате всей игры.
Красиво говоря, Путин действует ради благодарности потомков, а не современников. Так это следует понимать и систему оценивания настраивать соответствующую. Кстати, я допускаю, что в картине мира нашего Верховного Суверена так оно и есть – современники должны потерпеть, да и вообще лучше ни на что не рассчитывать, а вот потомки скажут спасибо за сломанную однополярную гегемонию Запада и восстановленные статус и достоинство России. Может и плюшки какие-нибудь экономические получат благодаря этому.
Конфликт интерпретаций продолжается. Если у кого есть ещё и интересные, сообщайте. Каталогизируем.