Новости США

Стратагема «Быть безразличным и опасным»

В знаменитом древнекитайском трактате про военные стратегии (про искусство побеждать с помощью неочевидных приемов) представлено 36 стратагем. У каждой завораживающие названия: «Обмануть императора, чтобы переплыть море», «Увести овцу легкой рукой», «Бросить кирпич, чтобы получить нефрит», «Прикидываться безумным, сохраняя рассудок»… Интеллектуалы, особенно российские интеллектуалы, стремящиеся прикинуться практически-полезными, обожают поминать и цитировать эти стратагемы. При этом, морщить лоб, надувая щеки. Отличное, кстати, название для какой-нибудь дополнительной стратагемы – «Морщить лоб, надувая щеки».

Так вот, о дополнительных стратагемах.

К концу октября из-за Путинской шутки про ад и рай, которой позавидовал бы апостол Петр, громкоговорящая публика переключилась с обсуждения немногословных Петрова и Боширова, «отравителей Скрипалей», на обсуждение темы ядерной войны. Меж тем, позволю себе предположить, что данные фрики-злодеи способны помочь хотя бы на уровне предположений понять логику внешней политики России в последние год-два.

История «Скрипаль не нужен!», конечно, ошеломляет отсутствием какой-либо логики. Прежде всего, сменой шпионского образа - вместо привычных мачеобразных Бондов и Штирлицев мутные чувачки с вещевых рынков 1990-х. Ошеломляет общей непонятностью замысла – зачем было нужно травить какого-то Скрипаля? Почему злодейчики демонстрируют такое страстное желание «спалиться» - перед «делом» вызывают в номер «громкую проститутку», дуют траву, выбрасывают флакончик с отравляющим веществом в коробку с благотворительными пожертвованиями. Ну и вишенка на тортике - «спектакль плохого актера» в программе Маргариты Симонян, причем «боевая принцесса холодной войны» выглядит в этом спектакле не привычной красоткой, а так, как будто ее извлекли в эфир из глубокого бодунища?

В общем, логики нет, потому версии профессиональной деградации спецслужб, правления лажи, а не ложи и т.п. явно доминируют в объяснении всей этой «шпионской драмы».

В данном выпуске «Срока» отважусь предложить рациональную версию. Все проделано для того, чтобы дополнить древних китайцев тридцать седьмой стратагемой. Ее можно было бы назвать цитатой из старого КВН - шуткой про татарское нашествие. Предложение татар: «Сдавайтесь, русские! Нас – ОРДА!» Ответ: «А нас – РАТЬ!» Однако, название для стратагемы «Нас – рать!» может оскорбить память древнекитайских стратегических мудрецов, которые, конечно же, оскорблений не заслужили. Так что я бы предпочел назвать ее – «Быть безразличным и опасным».

Описать статагему можно примерно так. Любой конфликт это по большому счету взаимная стрельба по самолюбиям. Чье самолюбие оказывается более уязвленным, у кого броня, прикрывающая самолюбие, оказалась слабее, тот и проиграл. В стратагеме «Быть безразличным и опасным» одна из сторон демонстрирует неуязвимость собственного самолюбия, совершенно спокойно совершая одно разрушающее репутацию действие за другим, занимаясь сознательной и инициативной возгонкой собственной токсичности. Для того, чтобы все поняли, что ей совершенно плевать, кто и что о ней может подумать. Ставка делается на то, что противник, в конце концов, убеждается в вашем абсолютном, непробиваемом безразличии к происходящему, после чего осознает, что весь известный ему набор приемов, рассчитанных на невротиков, пекущихся о том, как они выглядят со стороны, не работает.

При всем этом, безразличный остается опасным, его нельзя забанить, вычеркнуть из жизни. Разрешить конфликт войной, как это делалось тысячи раз до 1949 года (когда СССР нарушил монополию США на атомную бомбу), тоже невозможно по причинам, о которых напомнил своей шуткой Путин. Поэтому противник вынужден предложить то самое, ради чего эта игра и затеяна. Предложить начать договариваться. Ибо других приемов против безразличных и опасных нет. Игра сделана!

«Так победим!» - как говорил Владимир Ильич Ленин в пьесе Михаила Шатрова с одноименным названием.

Еще обратите внимание:

BAIKALINFORM.NEWS

Информационный дайджест: новости и мнения со всего мира для тех, кто читает на русском языке и формирует свою картину мира самостоятельно. Мнение редакции может категорически не совпадать с мнением авторов публикаций.