Прочитано в 2019 г. Выпуск 349
Александр Во «Дом Витгенштейнов. Семья в состоянии войны»
-
Изд-во «ИД «Дело», 2019 г.
Пожалуй, из всех представленных в сегодняшнем обзоре новинок исторического жанра книга Александра Во поразила меня сильнее всего. Это скрупулезная, чрезвычайно подробная, тщательно сверенная с архивными и открытыми источниками хронология семьи венских торговцев Витгенштейнов. Глава семьи Карл в 1830 году перебрался из Саксонии в Вену, основал торговый дом, и семья его стала одной из самых состоятельных в Европе. Но помимо баснословных богатств члены семьи Витгенштейнов отметились в истории всевозможными эксцентричными выходками. Из восьмерых детей Карла Витгенштейна трое покончили жизнь самоубийством, один стал известным философом (биография Людвига Витгенштейна вышла недавно в издательстве «Пальмира», я писал о ней), один, Пауль, потерял руку на войне, но стал единственным в мире одноруким пианистом. Фанатичная любовь к музыке, театру, коллекционированию предметов искусства объединяла Витгенштейнов, но деньги, безумие и перипетии двух мировых войн сеяли рознь. Александр Во, сам из прославленной и эксцентричной семьи (внук Ивлина Во), разворачивает причудливое полотно истории Витгенштейнов с живостью и глубиной, сравнимой с «Будденброками» Томаса Манна.
{jumi [*22]}
Марк Галеотти «Воры. История организованной преступности в России»
-
Изд-во «Индивидуум», 2019 г.
Еще одно впечатляющее исследование, предпринятое американским историком и журналистов Марком Галеотти. Сам он собирал материалы для этой книги более 30 лет, приступив к изучению российского криминального мира еще когда он был советским. «Русский бандит» -это на Западе мем пострашнее «итальянского мафиози». «Мы, итальянцы, убьем только вас, - произносит в книге один персонаж – Но русские совершенно безумные, они убьют и вас, и всю вашу семью». Сам Галеотти делает интересный вывод: «Русские, в сущности, склонны к криминалу не более и не менее других наций, — но в исторических эпохах и их специфике. Стремительная индустриализация последних десятилетий царизма, хаос революции и Гражданской войны, затем жестокая, планомерная тирания сталинского времени, сменившая ее тотальная коррупция позднего СССР и анархия девяностых — все это были фантастические эпохи, породившие фантастический преступный мир». И там действительно описывается уникальный криминальный мир, история русского криминалитета от Япончика (одесского бандита, убитого в 1919 году) до Япончика (Вячеслава Иванькова, застреленного в 2009-м). Потрясающее исследование, масса неизвестных фактов, которые Галеотти собрал за десятилетия работы над книгой. Предисловие к «Ворам» написала известный политолог Екатерина Шульман.
Александр Даллин «Захваченные территории СССР под контролем нацистов»
-
Изд-во «Центрполиграф», 2019 г.
Во время второй мировой войны немецкие войска оккупировали гигантские территории Советского Союза. И главной проблемой для них становились необозримые пространства и совершенно незнакомые для них нравы и обычаи русских, населявших эти занятые земли. Английский исследователь Александр Даллин подробно изучил именно бюрократическую, канцелярскую сторону деятельности оккупационной администрации. Как создавались органы власти на местах, как налаживали сельское хозяйство, как пытались восстановить промышленность – при том, что вся история оккупации уложилась в неполные три года. По сути, приходит Даллин к выводу, у нацистов и не могло ничего получиться: план «Остланд» предполагал постепенное истребление и вымирание местного населения, вывоз ресурсов и постепенную колонизацию занятых территорий более чистокровным населением. А массовые репрессии, организованный голод и уничтожение любой более-менее приемлемой городской среды делали нацистскую администрацию и их приспешников объектов всеобщей неукротимой ненависти. Интересная глава о том, как немцы пытались возрождать казачество и национальные формирования на оккупированных территориях, не скрывая при этом, что относятся к казакам и прочим «киргизам» (как называли нацменов даже в официальных документах) как к людям второго сорта.
Эрил Брэдфорд «История рыцарей Мальты»
-
Изд-во «Центрполиграф», 2019 г.
Это не первая книга английского историка Эрила Брэдфорда, которая выходит в «Центрполиграфе»: буквально в прошлом году писал о его книге (мне понравилась) «История средизнеморского побережья». «Суверенный военный гостеприимный орден святого Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского — старейший в мире рыцарский орден, - пишет Брэдфорд. - Это единственный доживший до наших дней «отпрыск» периода истории, известного Крестовыми походами». В истории Мальтийского ордена нашлось местечко даже для русских царей! Я не знал, что император Павел I взял Мальту под защиту от англичан, и орден даровал ему титул защитника ордена. Речь шла даже о том, чтобы перенести столицу ордена в Россию, но Павла убили заговорщики, а следующие цари не испытывали к рыцарским традициям такого пиетета, как он. В общем и целом – весьма познавательное чтение.
Сергей Плохий «Человек, стрелявший ядом»
-
Изд-во Corpus, 2019 г.
В октябре 1959 года в Мюнхене неизвестный убийцы застрелил лидера украинских националистов Степана Бандеру и его телохранителя. Убийство оставалось нераскрытым до тех пор, пока сам исполнитель этого теракта не перешел на сторону американцев и не рассказал об этом все. Его звали Богдан Сташинский, ему было 25 лет, и семь лет он являлся одним из самых успешных агентов КГБ, работавшим против бандеровских сторонников в Европе. Признания Сташинского вызвали международный скандал, сама история с убийством Бандеры стала провалом советских спецслужб, и вот профессор Гарвардского университета Сергей Плохий решил раскопать, кем был этот Сташинский, и как вообще советские спецслужбы боролись с украинскими националистами. Оказалось, Сташинский под агентурной кличкой «Олег» работал на КГБ с 17 лет, причем после нескольких успешных операций (в частности, разгрома отряда партизан-бандеровцев, главарь которого был женихом сестры Сташинского) бандеровцы его разоблачили, семья Сташинского от него отказалась – не было иного выхода, как пуститься во все тяжкие. Книга Сергея Плохиего – исключительно подробная история противостояния украинского подполья и советских агентов, к тому же изобилующая массой малоизвестных фактов. Издательство Corpus регулярно выпускает книги из истории всемирного шпионажа, «Человек, который стрелял ядом» - еще один маленький шедевр в этой линейке.
Андреа Вульф «Открытие природы. Путешествия Александра Гумбольдта»
-
Изд-во «Азбука», 2019 г.
Книга начинается с впечатляющего перечня премий, наград и призов, которых она была удостоена за последние годы – список занимает пять страниц! И это достойное признание: «Открытие природы» - пожалуй, самое обстоятельное жизнеописание Александра Гумбольдта, именем которого названы и проливы, и минералы, и кальмары, и даже один пик на Луне. Но о самом Гумбольдте, неистовом путешественнике и исследователе, известно очень немного. Вульф построил свою книгу не как биографию, а как своего рода эмоциональное путешествие – читатель проходит вместе с Гумбольдтом все его открытия. Книга очень плотно набита информацией: все-таки Гумбольдт за свою долгую жизнь (а прожил он почти 90 лет) много чего успел, да и жить ему выпало в эпоху европейских войн, Просвещения, авантюристов. Жизнеописание Гумбольдта исключительно обстоятельное, но своей любимой истории я там не нашел. О том, как Гумбольдт из одного из своих путешествий привез несколько килограммов птичьего гуано, обнаруженного на заброшенном острове близ побережья Перу (собственно, остров из этого самого гуано и состоял). Выяснилось, что концентрированный птичий помет – идеальное органическое удобрение, и благодаря Гумбольдту в Европе началась мода на гуано. Дошло до того, что США в конце концов объявили войну Перу и забрали эти острова, а потом химик Фриц Габер придумал нитраты, искусственные удобрения, и сегодня средства защиты растений – целая индустрия. А началось все с Гумбольдта. Великий был человек. И книга замечательная.
Александра Архипова, Анна Кирзюк «Опасные советские вещи: городские легенды и страхи СССР»
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2019 г.
Очередной шедевр в серии «Культура повседневности» (предыдущей книгой в серии было замечательное исследование социальной истории супружества, «История жены» Мэрилин Ялом, я писал о ней). «Опасные советские вещи» - исследование городской мифологии советской эпохи. Прекрасно помню те мифы – про американцев, которые заражают вшами джинсы, про отравленную жвачку и все такое. Александра Архипова и Анна Кирзюк совершили, в общем, очевидную и одновременно весьма непростую миссию: собрали все эти байки и легенды, и попытались найти их источники, культурные архетипы в массовом сознании советского человека. Какие-то первоисточники очевидные, какие-то довольно изящно объяснили авторы, какие-то, на мой взгляд, спорные. Очевидно, что у советских людей с их ксенофобией, шпиономанией, ощущением жизни в своей стране как в осажденной крепости рождались довольно своеобразные представления об окружающем мире, которые транслировались в том числе и в городские легенды. «Опасные советские вещи» - книга оригинальная, остроумная, удачно сочетающая академческие изыскания с вполне бытовыми толкованиями. Отлично.
Алексей Паевский, Анна Хоружая «Нобелиаты. Формулы успеха»
-
Изд-во «Пятый Рим», 2019 г.
Два года назад в «Пятом Риме» выходила книга этих же авторов «Смерть замечательных людей», но «Нобелиаты» мне показались круче, много круче. Эта книга из числа тех, которые открывают тебе совершенно неизвестные пласты научной истории. Паевский и Хоружая решили рассказать о людях, удостоенных Нобелевской премии в первые десять лет ее истории – с 1901 года по 1910-й. Когда и регламент премии был другим - можно было номинировать человека многократно: «В «нобелевский» год Павлов никак не был фаворитом. Его номинировали всего лишь четырежды, лауреата 1905 года Роберта Коха — аж 11 раз, а лауреата 1906 года Камилло Гольджи — 12 (кстати, в основном не за работы по нервным клеткам, а за работы по малярии)! Ну а живший к тому времени в Париже Илья Мечников (премия 1908 года) получил 19 номинаций. Да и универсал (работы по общей патологии, аутоинтоксикации, инфекционным и желудочным болезням) Шарль-Жак Бушар получил 11 номинаций». Нобелевская премия сильно изменила представление о месте науки в мире, да что там – это был главный пиар-проект по продвижению и популяризации ученых в общественном сознании. Всего в книгу вошло 36 небольших очерков, но сами авторы говорят о том, что книга будет первым томом масштабного проекта, посвященного истории Нобелевской премии и восстановлению подробной хронологии выдвижений, награждений и описанию того, как сложилась жизнь лауреатов после получения Нобелевской премии. Великолепный проект, действительно не имеющий аналогов не только в отечественном, но и, подозреваю, в мировом книгоиздании.
Кейт Мур «Радиевые девушки. Скандальное дело работниц фабрик, получивших дозу радиации от новомодной светящейся краски»
-
Изд-во «Бомбора», 2019 г.
Потрясающее расследование, предпринятое по материалам архивного судебного дела, когда группа бывших работниц американской фабрики компании Radium в 1926 году пыталась отсудить компенсацию за непреодолимый вред здоровью. Когда открыли радий, выяснилось, что его слабый раствор делает цифры на часах и приборах светящимися в темноте. В 1916 году несколько сотен молодых девушек наносили тонкими кисточками радиевую краску на циферблаты и шкалы военных приборов. Дело было важным, поскольку в разгар первой мировой войны требовалось как можно больше таких часов для американских солдат, отправившихся на войну в Европу. А потом девушки стали болеть и умирать – и медсестры, которые их лечили, стали умирать тоже. И далеко не сразу установили, что причиной был радиоактивный радий – о радиации тогда вообще практически ничего не знали, радий считался совершенно безопасным. Кейт Мур подробно, буквально по дням описывает историю борьбы с корпоративными юристами, которые поначалу наотрез отказывались признавать очевидное, но постепенно под давлением улик и общественного мнения приняли сторону истцов. И, кстати, это дело заставило проводить более тщательные исследования материалов, применяемых в военной промышленности. Точный, безупречный, объективный рассказ об одном из самых впечатляющих эпизодов судебной истории ХХ века.
Александр Звягинцев «Ветер возмездия. Токийский процесс над военными преступниками»
-
Изд-во «Рипол Классик», 2019 г.
Это тоже книга о судебном процессе. Совсем недавно я писал про книгу Александра Звягинцева, посвященную Нюрнбергскому процессу (кстати, этот же автор написал для серии «ЖЗЛ» биографию прокурора Руденко, главного государственного обвинителя на том процессе), а уже выходит новая книга – на этот раз о Токийском процессе над военными преступниками. Преступным был признан не только германский нацизм, но и японский милитаризм, хотя конкретно о Токийском процессе, где на скамье подсудимых 29 обвиняемых, в том числе два бывших японских премьер-министра, известно очень мало. Семеро обвиняемых были приговорены к смертной казни и повешены, двое скончались во время судебного процесса, один покончил жизнь самоубийством, один сошел с ума и был исключен из числа обвиняемых. Примечательно, что все обвиняемые, которых приговорили к длительным срокам заключения, уже через пять-шесть лет были помилованы японским императором, оказались на свободе и даже успели сделать карьеру в политике. Мамору Сигэмицу стал министром иностранных дел и первым представителем Японии в ООН. Приговорённый к пожизненному заключению Окинори Кая в 1963 году был министром юстиции, а ушёл из политики только в 1972.
Гюнтер Леви «Преступники. Мир убийц времен Холокоста»
-
Изд-во «АСТ», 2019 г.
Немецкий политолог и публицист Гюнтер Леви обратился к теме, на которую написаны уже десятки, если не сотни книг. Как получилось, что обыкновенные заурядные безобидные в мирной жизни бюргеры, простые немецкие обыватели в годы второй мировой стали винтиками одной из самых беспощадных в человеческой истории машин массового уничтожения – концлагеря, СС, СД, айнзатцкоманды. Что произошло с этими людьми, что они стали кровавыми упырями и садистами? Леви подробно излагает биографии наиболее одиозных убийц, которые в довоенной жизни занимались мирными профессиями и совершенно невозможно представить, что один из самых безумных убийц Третьего рейха Дирлевангер имел степень доктора экономических наук, а командир айнзатцгруппы Отто Оллендорф, причастный к гибели 99 тысяч людей на оккупированных нацистами территориях, защитил диплом по юриспруденции. Много интересного фактического материала – о том, как нацистских убийц потом ловили по всему миру, как были организованы суды, как проходило изучение архивов и выявление самых активных нацистов. Познавательно.
Виталий Пенской «Янычары» Ивана Грозного»
-
Изд-во «Эксмо», 2019 г.
К сожалению, у книги чудовищная обложка – но на нее лучше не смотреть, поскольку у книги есть масса несомненных достоинств. Белгородский историк Виталий Пенской – лучший, на мой взгляд, специалист по военной истории Русского царства времен Ивана Грозного. Я писал о его книге «Военное искусство Московского государства», она выходила в «Центрполиграфе» в исторической серии «Новейшие исследования отечественной истории», а еще у Пенского есть потрясающая монография «Великая огнестрельная революция» - к сожалению, найти ее сейчас почти нереально. Новая книга посвящена стрельцам, о которых большинство имеет представление разве что по фильму «Иван Васильевич меняет профессию». А между тем появление стрельцов (прежде называвшихся «пищальниками») круто изменило отечественную военную историю, ознаменовало ее переход от средневековой с копьями и мечами эпохи к новому огнестрельному времени. В книге подробно рассказывается о том, как формировались стрелецкие полки, как вооружались, каких людей туда набирали, отдельное спасибо – за рассказ о самых громких баталиях с участием стрельцов. Всем, кто интересуется военной историей, чтение этой книги рекомендуется обязательно.
ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ
Татьяна Литвинова «Помещичья правда: дворянство Левобережной Украины и крестьянский вопрос в конце XVIII – первой половине XIX века»
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2019 г.
Вот эту книгу я советую прочесть всем, кто интересуется историей русского крестьянства. Точнее, историей отношений крестьян и помещиков – поскольку этот аспект с советских времен у нас рассматривался исключительно через призму классовой борьбы. Мол, плохие помещики угнетали крестьян, а крестьяне все как один были забитые, бесправные и несчастные. Историк Татьяна Литвинова изучила архивы малороссийских губерний и обнаружила, что реальность сильно отличалась от картинки из советского школьного учебника. И помещики не были поголовно бессовестными и кровожадными, и крестьяне, в общем, не ангелы. У помещиков был ресурс – земля, которую они сдавали в аренду крестьянам. Но и у крестьян был свой ресурс – труд, который они продавали помещику. Это были отношения сложного социального симбиоза, когда и помещики, и крестьяне пребывали в куда более запутанных отношениях. Крестьяне могли жаловаться на действия помещика, помещик мог прибегнуть к квалифицированной юридической помощи – если требовалось расследовать, например, совершенные крестьянами хищения. Крестьяне не являлись абсолютной собственностью помещика, у них были определенные возможности отстаивать свои права. В общем, в масштабах одного поместья, не говоря уже о волости, уезде и тем более губернии создавались сложные системы и процедуры решения конфликтов, выстраивания баланса интересов – и все они не сводятся к формуле «угнетенные и угнетатели». Великолепное исследование, гигантское количество реальных историй из архивных дел, с комментариями и анализом, демонстрирующие практику взаимоотношений людей, живущих не столько по соседству, сколько считающихся членами одного социума – хоть и с разными правами. Отличная книга.