Прочитано в октябре-2016. Выпуск 24
5 октября названы книги, которые вошли в шорт-лист премии «Просветитель» - главной российской книжной премии, которой отмечаются лучшие книги в разделе non-fiction, лучший научпоп. Две из них – «Песни драконов» Владимира Динеца и «Введение в поведение» Бориса Жукова уже представлялись в «Читателе Толстове», теперь говорим об остальных участниках.
Александр Аузан «Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь»
- Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2014
Книга не новая, вышла в 2014 году, да и в Сети вывешены видеолекции Александра Аузана, хотя именно книгу я бы советовал прочесть в первую очередь. Это редкий для жанра нон-фикшен занимательный разговор об экономике, и, конечно, не только о ней. Аузан не излагает сухие экономические теории, а рассказывает, как именно они работаютв повседневной жизни. Это именно «экономика всего», название книги не обманывает: наличие законов и общественных правил не является залогом их автоматического выполнения, и экономика здесь не исключение. Александр Аузан подчеркивает (и приводит примеры), что в повседневной жизни люди, и народы, и целые государства сплошь и рядом поступают нерационально, против собственной выгоды и руководствуются совершенно дикими стереотипами, образами и предрассудками. Люди тоже склонны совершать действия, противоречащие их целям и интересам. Единственное «противоядие» от этого – те самые институты, то есть кодексы писаных и неписаных правил, которых придерживается и отдельный человек, и общество. А эти правила вырабатываются медленно, долго «отстаиваются» и вообще определяются чаще всего не экономическими взаимодействиями, а исторической практикой. Например, почему немцы так любят порядок, а британцы являются приверженцами традиций? И что могло бы стать национальной идеей для России? Аузан подсказывает – доверие и договороспособность, потому что россияне не самые законопослушные, и далеко не friendly по отношению к соседним народам. Весьма актуальные рассуждения, учитывая что «экономического Нобеля» в этом году дали именно за теорию контрактов. Даже если вас пугает слово «экономика» в названии, тут явно другой случай: экономика для Аузана только повод поговорить о не менее серьезных вещах – политике, истории и национальном характере. Интересная книга.
{jumi [*22]}
Наталья Лебина «Мужчина и Женщина: тело, мода, культура. СССР – Оттепель»
- Изд-во «Новое литературное обозрение», 2014 г.
Книга издана в серии «Библиотека журнала «Теория моды», а Наталья Лебина – может быть, главный в нашей стране эксперт по истории повседневности советского периода. Что носили, как знакомились, какие танцы предпочитали, как воспитывали детей. В данном случае, согласно теме книге, Лебина рассматривает весь возможный спектр отношений между мужчинами и женщинами – вернее, советскую «специфику» данного процесса. Советские люди как объект исторического исследования – невероятно занятная тема. Мы вот тоже застали то время, тоже успели побывать советскими людьми, но кто бы мог подумать, что многие повседневные ритуалы, традиции, привычки, о которых сегодня мало кто помнит, имели веские идеологические, исторические и прочие причины. Вот почему в школах на выпускных вечерах танцевали именно вальсы (до сих пор, кстати, танцуют)? А это нам привет из 20-х годов, когда академические танцы насаждали в рамках борьбы с буржуазными танцевальными модами вроде тустепа и липси. Вальс был выбран потому, что он из всех танцев был самым «неэротическим», кто бы мог подумать. И таких интереснейших наблюдений и выводов в книге Натальи Лебиной еще много.
Кирилл Бабаев, Александра Архангельская «Что такое Африка»
- Изд-во «Рипол Классика», 2016 г.
Роскошное оформление, много иллюстраций, такое впечатление, что книгу готовили для школьников, но это не так. Начал читать – и оторваться не мог. В сущности, тут такой грамотный компендиум интересных фактов об Африке, но через какое-то время понимаешь, сколько интересных вещей ты не знал. Вот знали вы, что фен получил свое название в честь одного из самых жарких африканских ветров? И что финиковую пальму нельзя срубить просто так, в африканском языке «срубить пальму» является синонимом слова «убить»? И это только первая глава, «Природа и география», а потом – «История», и там еще интереснее, а потом – «Современность», и это еще интереснее, чем география с историей, а после наступает очередь главы «Повседневная жизнь», и оторваться уже решительно невозможно! Только впереди вас еще ждут главы про мифологию, культуру, религию, путешествия, и это, поверьте, еще более интересно. Редкий случай, когда вроде бы достаточно специальная книжка (ну, где мы и где Африка, правда?) способна с любого места погрузить читателя в удивительный и яркий мир Африки – современной, древней, совершенно, как я понял в процессе чтения, нам незнакомой. Книгу можно цитировать целыми страницами (мне больше всего понравился раздел про повседневную жизнь, а вот про географию и природу слишком затянуто как-то), ее можно смело рекомендовать для прочтения и знакомым, и их детям-школьникам. Тем более каждая глава сопровождаеся заботливым списочком рекомендуемой литературы, самое то. В итоге получилась невероятно обаятельная «книга для всех». Это редкий, очень редкий случай, вроде моей любимой «Занимательной Греции» Михаила Гаспарова, когда появляется книга, которой все возрасты покорны. Из книг шорт-листа «Просветителя» этого года «Что такое Африка» - мой персональный фаворит.
Сергей Кавтарадзе «Анатомия архитектуры»
- Изд-во «ИД Высшей школы экономики», 2016 г.
Давно хотел прочесть такую книгу. Чтобы о премудростях архитектуры говорил не профессиональный архитектор, а человек, умеющий доступно говорить о сложном. Счастливый случай: Сергей Кавтарадзе (архитектор по образованию) много лет занимался именно гуманитарными, просветительскими проектами: изучал историю архитектуры, редактировал журнал… Он знает тему как архитектор и в то же время обладает легким, дружелюбным, внимательным пером. На самом деле именно такой книги об архитектуре всегда не хватало. Ведь что такое архитектурные памятники? Мы смотрим на них и не всегда можем понять – а почему именно они заслужили такую репутацию? Книга Кавтарадзе имеет подзаголовок «семь книг о логике, форме и смысле», и это семь остановок в путешествии по истории мировой архитектуры. Что такое ордер, как появились арки, как планировка, украшения, фасады зданий отражают эпоху, моду и гениальные прозрения самих архитекторов. Каждое архитектурное сооружение обладает, как утверждает Кавтарадзе, собственной логикой и формой, но куда важнее, что оно насыщено эстетическими и культурными смыслами, обретают историческую и гуманитарную ценность. Например, храмы Индии композиционно напоминают католические базилики, потому что там и там в плане подразумевались очертания человеческого тела, где «голова» - помещение, где находилась главная святыня. Как мне кажется, чрезвычайно сложная задача – объяснить, почему одни здания вызывают у нас восхищение, а другие не вызывают ничего. Убедительно рассказать, почему архитектура является одним из видов искусства и по каким законам живет. Мне кажется, Сергею Кавтарадзе удалось это сделать, и «Анатомия архитектуры» станет таким же популярным международным архитектурным бестселлером, как «Культура-2» Владимира Паперного.