Прочитано в 2021 г. Выпуск 483
Бернхард Шлинк «Цвета расставаний»
-
Изд-во «Азбука», 2021 г.
Первый сборник короткой прозы от Бернхарда Шлинка, которого в «Азбуке» издают постоянно, и это хороший писатель – «Чтец», «Ольга», «Женщина на лестнице», постоянно в «Читателе Толстове» пишу о его книгах. Шлинку уже 77 лет, он обращается к темам соответствующим – прощание, смерть (в первом же рассказе в первом же абзаце мы оказываемся на похор онах), сожаления о том, что жизнь могла сложиться иначе. Рассказы – это всегда проверка умения рассказать такую историю, чтобы она еще какое-то время оставалась с читателем, в то время как он уже читает следующую. Конечно, рассказы в сборнике неравноценны, из десяти пять проходные, три хороших и два просто замечательных – «Даниэль, мой брат» и «Годовщина». У Шлинка есть то, что нравится его читателям – нескучная и непошлая сентиментальность, которая в последних книгах перерастает в мудрую и горькую иронию.
{jumi [*22]}
Андраш Форгач «Незакрытых дел нет»
-
Изд-во Corpus, 2021 г.
Всем, кто обращает внимание на то, какое издательство выпустило книгу, которую вы сейчас читаете, известно, что Corpus у нас специализируется на литературе, скажем так, шпионской, у них много выходит мемуаров разведчиков, документальных исследований всяких разведывательных операций. «Незакрытых дел нет» тоже, в общем, на эту тему, хотя здесь необычен ракурс: сын обнаруживает спустя много лет личное дело своей матери, которая много лет была внутренним агентом, секретным сотрудником венгерской политической полиции по кличке Папаи, и пишет книгу-реконструкцию, рассказывающую о том, что это значило – стучать на своих друзей в годы социализма. Необычно и исполнение: Андраш Форгач пишет книгу, постоянно смещая повествование то в политический роман, то в криминальную прозу, то в публицистику. Да и сама история необычная – сын пишет о собственной матери, пытаясь если не оправдать ее действия, то хотя бы понять, что вынудило ее, женщину вполне успешную, стать секретной сотрудницей. Тяга к красивой жизни? Личные проблемы? Желание получить острые ощущения? Начавшись как реконструкция одного дела, «Незакрытых дел нет» перерастает в интересное исследование человеческой природы, путешествие к самым темным уголкам души, где скрываются ложь и предательство.
Терри Пратчетт «Мерцание экрана»
-
Изд-во «Эксмо/Fanzon», 2021 г.
После смерти Терри Пратчетта книги его продолжают выходить регулярно – в том числе какие-то сборники текстов о писательском труде, которые писатель сочинял для разных изданий, а два года назад у нас их издали под общей обложкой, книга «Опечатки», я писал о ней в «Читателе Толстове», мне понравилось. «Мерцание экрана» - сборник коротких фантастических рассказов, которые Пратчетт опять же не предполагал включать в свои сборники, а писал для разных небольших изданий, для чтения во время встреч с читателями, по заказу журналов в тематические номера. То есть это не Пратчетт-Пратчетт, а такой Пратчетт, собранный из текстов вполне случайных. Тем не менее рассказы там есть отменные – неважно, по какому поводу они сочинялись, они демонстрируют прежде всего восхитительное воображение Терри Пратчетта. Чтение этой книги позволяет понять, что короткая проза вовсе не была главной сферой деятельности человека, сочинявшего романные циклы о Плоском мире, но это удивительный материал, позволяющий провести вечер с хорошей и умной книгой.
Саманта Швеблин «Кентуки»
-
Изд-во Corpus, 2021 г.
О, новый роман Саманты Швеблин, интересно. Три года назад в Corpus выпустили ее дебютную книгу «Дистанция спасения», многие ее наверняка помнят до сих пор. Там была история женщины, которая вместе с дочкой переезжает на лето в сельский дом, и начинается ужас-ужас, из всех щелей начинают лезть монстры – и самое интересное, что мы до конца не можем понять, это в реальности происходит или у безумной мамаши в воображении. «Кентуки» продолжает эксплуатировать тему зыбких отношений вымысла и реальности: здесь говорится о маленьких механических игрушках «кентуки», таких милых симпатичных зверьках, по которым сходит с ума весь мир. Кентуки связаны с некими «обитателями», которые через крошечные камеры наблюдают за жизнью владельцев игрушек – и скоро становится понятно, что домашние милые роботы на самом деле способны управлять и манипулировать собственными хозяевами. Здесь вам сразу несколько метафор нашей современности: всевластие технологий, диктат социальных сетей, неспособность сохранять в тайне личную жизнь при таком развитии цифровых гаджетов. Ну, и само собой, отношения между обывателем и властью, которая использует даже игрушки для контроля над личностью. Хороший роман.
Сьюзан Хинтон «Прощай, золотой лев»
-
Изд-во «Лайвбук», 2021 г.
Третий роман Хинтон, который выходит в «Лайвбуке» за последние четыре года – сначала были «Изгои» в переводе Анастасии Завозовой, потом «Бойцовые рыбки», и вот «Прощай, золотой лев», первое издание книги в США датировано 1971 годом, то есть до российского читателя она добиралась полвека. Сьюзан Хинтон – сенсация американской литературы: первый роман, «Изгои», написала в 17 лет, и книга стала бестселлером, и полностью, как считается, изменила восприятие молодежной культуры как общественного феномена (а можете себе представить, как рванула молодежная культура во всем мире тогда, в конце 60-х). Хотя писала она об уличных бандах, подростках из маленьких городков, которые прокладывали себе путь к успеху с помощью ножей и кастетов – забавно сравнить ее книги с какими-нибудь советскими романами о молодежи, румяных комсомольцах-энтузиастах. «Прощай, золотой лев» - история двух друзей, одного зовут Брайон, другого Марк, история дружбы и предательства. В принципе, Хинтон нашла свою нишу, и примерно понятно, чего ожидать от ее следующих романов. Но у нее получилось сделать героями эпохи не «битлов», не романтиков, а угрюмых подростков с набриолиненными волосами, наводивших ужас на обывателей. Фирменное для Хинтон смешение подчеркнутой брутальности, жестокости своих героев с каким-то подростковым, школьным идеализмом в книге тоже присутствует.
{jumi [*27]}
Мег Вулиер «Женские убеждения»
-
Изд-во «Лайвбук», 2021 г.
Три года назад «Лайвбук» издавал первый роман Мег Вулицер «Исключительные», историю юношей и девушек из американской глубинки, которые живут в Америке 70-х. Вулицер в Америке очень авторитетная писательница, ее романы – не столько сюжетные истории, сколько тщательно сконструированные «романы идей». Ну, примерно такие же романы пишет Джонатан Франзен, хотя Вулицер часто сравнивают именно с Франзеном (и с Фолкнером еще), она, на мой вкус, довольно назидательная и скучноватая. Как минимум ее текстам не хватает грамотного редактора, который сократил бы повествование вполовину, романы бы от этого только выиграли. «Женские убеждения» - это такой оммаж феминизму, растянутый на 590 страниц. Первокурсница Грир знакомится с легендарной феминисткой и общественницей Фейт Фрэнк, и благодаря этому знакомству постепенно проникается идеями феминизма. Еще раз повторю, что это чтение на любителя: ударные и запоминающиеся эпизоды сменяются унылыми и непонятно для чего написанными. Впрочем, что значат мои жалкие слова, если права на экранизацию «Женских убеждений» приобрела сама Николь Кидман и понятно, что именно она сыграет Фейт Фрэнк.