Прочитано в 2019 г. Выпуск 323
Лев Портной «Граф Ростопчин. История незаурядного генерал-губернатора Москвы»
-
Изд-во «Бослен», 2019 г.
Прежде всего это очень занимательное чтение – благодаря, герою, который прожил весьма бурную жизнь, делая карьеру при трех царях – Екатерине, Павле и Александре; а во-вторых, исключительно достойно написано. Лев Портной не обматывает своего героя, как это водится у многих биографов, в кокон хвалебных слов, он трезво и весьма компетентно описывает перипетии продвижения Федора Ростопчина (Екатерина называла его «сумасшедшим Федькой») по служебной лестнице. Ростопчин был человеком своего времени, и своей среды – вот про эпоху и про среду, «как делались дела», автор тоже пишет обстоятельно и явно сам кайфует, погружаясь во все эти подробности. Но главное, конечно, Ростопчин: «Достойные люди представляли его как умного человека с искрометным юмором, завистники – шутом. Отметим, что и сам Ростопчин называл себя комедиантом. Но он никогда не прикидывался паяцем. Другое дело, сожалел, что при дворе в большей степени ценилось умение рассмешить, нежели деловые качества». Не будет большой ошибкой назвать книгу Льва Портного одной из лучших новинок этого года в биографическом жанре.
{jumi [*22]}
Александр Звягинцев «Именем человечества»
-
Изд-во «Рипол Классик», 2019 г.
Первая после долгого перерыва книга о Нюрнбергском процессе. Когда-то про «суд народов» книги выходили не просто регулярно, а по несколько штук в год. У моего деда на полке стояли материалы Нюрнбергского процесса в восьми, что ли, томах. А книгу Бориса Полевого про то, как он работал корреспондентом на процессе, мы изучали в школе. Видимо, в самом деле, чем дальше от нас историческое событие, тем меньше внимания оно вызывает у авторов и редакторов. Книга Александра Звягинцева – добротный качественный очерк событий, происходивших во время Нюрнбергского процесса (а он продолжался, напомню, больше года). Автор постарался учесть все стороны: правовые аспекты Международного трибунала, всякие юридические казусы (как-то не думал раньше, что Нюрнбергский процесс был ведь первым в истории подобным судебным процессом, где судили не столько отдельных государственных лиц, сколько саму государственную систему и идеологию нацизма). Отдельная глава посвящена тому, как спецслужбы всех стран-победителей разыскивали первых лиц из руководства Третьего рейха по всей Европе. Я вот не знал, что Гиммлер, глава СС, выдавал себя за немецкого рабочего-коммуниста, освобожденного из концлагеря, был опознан, арестован – и в первые же минуты после задержания разгрыз ампулу с ядом. Очень, очень познавательная книга – к тому же, повторюсь, о Нюрнбергском процессе я не встречал новых книг уже несколько лет.
Майкл Манн «Фашизм. Социология фашистских движений»
-
Изд-во «Пятый Рим», 2019 г.
Чрезвычайно, как мне кажется, важный факт – издание в России этой книги. В прошлом году издательский дом Высшей школы экономики «Дело» впервые перевел и выпустил четырехтомное исследование Майкла Манна «Истоки социальной власти», но важно, что его книгу про фашизм издает именно «Пятый Рим». Мне уже приходилось писать, что «Пятый Рим» стал единственным в России издательством, выпускающим книги о малоизученных аспектах темы фашизма. Например, они издали множество книг, посвященных исследованию темы коллаборационизма, «гитлеровских пособниках», хотя, казалось бы, кому это сегодня интересно? А это и интересно, и важно, это позволяет увидеть в истории фашизма еще одно измерение, ракурс, грань. Такова же и книга Майкла Манна. В предисловии он неслучайно предостерегает не воспринимать фашизм так, как его преподносит современная политическая пропаганда: мол, были какие-то придурки, лузеры, вроде Гитлера или Муссолини, которые заморочили головы своим избирателям, но потом потерпели поражение и отправились на свалку истории. Фашизм, пишет Манн, на протяжении первой трети 20 века оставался одним из главных политических течений не только в Европе, но и во всем мире. Это произошло неслучайно, фашистские идеи разделяли и пропагандировали весьма умные и образованные люди. У фашизма как политического учения существовало множество аспектов, о которых нынешние читатели не имеют представления – социальный, религиозный, региональный… Майкл Манн написал образцовое социологическое исследование, глубокое и профессиональное. За последние годы я читал только одно столь же полное и серьезное исследование, посвященное фашизму – книгу об экономике Третьего рейха Адама Туза.
Вильгельм Гренбек «Эпоха викингов»
-
Изд-во «Центрполиграф», 2019 г.
Конечно, после книг А.Сванидзе как-то непривычно читать новые книги о викингах: Сванидзе (говорят, ее книги о викингах будет переиздавать «НЛО»), что называется, «закрыла тему». Но, похоже, я ошибался. Фундаментальный труд Вильгельма Грёнбека — датского историка, культуролога, профессора университета Копенгагена — это больше чем исследование древнегерманской культуры, это проникновенный рассказ о жизни и верованиях викингов — предков современных европейцев, населявших Скандинавский полуостров, Данию и Исландию в раннее Средневековье. Профессор Грёнбек рассказывает о материальных и духовных составляющих жизни клана — семейных реликвиях, обмене подарками, заключении брачных и торговых сделок, празднестве жертвоприношения и трансформации ритуала на сломе эпох, когда на смену верованиям предков пришло христианство. В издание включены очерки «Эссе о ритуальной драме» и «Вёлуспа», оригинальное толкование главного сюжета скандинавской мифологии.
Джордж Бентон Адамс «Тысяча лет средневековой Европы»
-
Изд-во «Центрполиграф», 2019 г.
Первая выходящая в России книга известного и уважаемого американского историка, написанная еще в 1894 году – до всех глобальных мировых потрясений, революций и войн (которые Адамс все же застал – он скончался в 1925 году). Границы Средневековья Адамс определяет с падения Рима под натиском варваров и до наступления эпохи Реформации в Европе (забавно, какие разные у разных историков подходы к тому, когда в Европе закончились Средние века: другие авторы «концом Средневековья» назначают открытие Колумбом Америки (1492), падение Константинополя (1453) и даже начало Английской буржуазной революции (1642) – ничего себе разбег, в двести лет). Книга исключительно обстоятельная, академически добросовестная, но читать ее интересно. Адамс не только излагает события «тысячелетнего Средневековья», но и делает любопытные экскурсы и отступления, размышляя то о роли римского права в создании первых варварских государств, то о представлениях средневековых людей о справедливости. Хороший, уютный том, который займет достойное место среди других исторических фолиантов, изданных в исторической библиотеке «Центрполиграфа» (я постоянно о них пишу).
Барт Эрман «Триумф христианства. Как запрещенная религия перевернула мир»
-
Изд-во «Бомбора», 2019 г.
Умная, глубокая, серьезная книга, написанная человеком, который решил ответить на вопрос – а почему, собственно, именно христианство одержало такую историческую победу над античными языческими религиями? Что случилось бы, если бы Константин Великий не принял христианскую веру – и как могли сложиться судьбы первых христианских общин? Барт Эрман много внимания уделяет таким малоизвестным аспектам этой темы, как исследование языческих культов, современных появлению христианства, и тому, как постепенно, исподволь христианские идеи «овладевали массами». На мой взгляд, Эрман высказывает очень правильную мысль: раннее христианство, построенное на любви и помощи слабым, увечным, убогим, заведомо было обречено оставаться религией изгоев в античном обществе, в Древнем Риме, где царил культ героев, побед, физической и государственной мощи. Но именно победа христианства сделала возможными такие институции, как социальная помощь, благотворительность, пенсии для стариков, хосписы и еще тысячи проявлений христианской любви к тем, кто нуждается в помощи и заботе, чего никогда не существовало (и не существовало бы сейчас, останься мир во власти античных культов) в Древнем Риме. Мне очень понравилась эта книга – она добросовестная, тщательная, последовательная и открывает новые грани духовной эволюции человечества.
Юрий Слезкин «Эра Меркурия. Евреи в современном мире»
-
Изд-во Corpus, 2019 г.
Это переиздание книги Юрия Слезкина, предпринятое, как я могу предположить, после оглушительного успеха его книги «Дом правительства» (я писал о ней). «Эра Меркурия» написана в 2004 году, и построена на довольно витиеватой авторской концепции. Автор разделяет все человечество на «аполлонийцев», это оседлые народы, и «меркурианцев» - народы, судьбой которых является бесконечное путешествие, перемещение, экспансия. Из этого можно сделать вывод, что народы «аполлонического», статического склада сильно уступают народам склада «меркурианского», которые динамичнее, подвижнее, более легки на подъем и поэтому достигают больших успехов в торговле, искусстве, финансовых делах (финансы же тоже куда-то перемещаются, движутся, текут). Концепция не то чтобы причудливая, но довольно умозрительная: точно так же можно разделить человечество на тех, кто выращивает пшеницу и тех, кто выращивает рис, и сделать на основе различия в агротехнике этих базовых злаков далеко идущие выводы. Куда интереснее проследить за тем, как Юрий Слезкин описывает историю евреев (именно их он и считает «меркурианцами») в контексте их постоянного гонимого и преследуемого статуса. Не уверен, что «Эра Меркурия» вызовет такое же оживленное обсуждение, как «Дом правительства» - книга и слабее, и к тому же построена на довольно сомнительных предпосылках.
Федор Синицын «Советское государство и кочевники»
-
Изд-во «Центрполиграф», 2019 г.
Книга из моей любимой исторической серии «Новейшие исследования отечественной истории», которую я везде и всячески продвигаю. В этой серии, напомню, издаются в основном научные монографии, но написанные популярным доступным языком. И всегда на какие-то неожиданные темы. Вот, скажем, тему взаимоотношений советской власти и кочевых племен, сколько помню, еще мало кто поднимал. А между тем после Октябрьской революции советское правительство с немалым удивлением обнаружило, что ему достались в наследство целые гигантские территории, население которых вело кочевой или полукочевой образ жизни. От туркменов и казахов, до башкир и цыган, не говоря уже о многочисленных коренных народах Севера. И советская власть положила немало сил на то, чтобы преодолеть неконтролируемые перемещения кочевников, поскольку в советской парадигме гражданин должен был жить в одном месте, иметь прописку, паспорт и кочевать только на стройки коммунизма. Оказывается, в 1956 году даже выходило правительственное постановление «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», где под угрозой уголовного преследования предписывалось всем кочевым народам переходить на оседлый образ жизни. Что произошло с цыганами – мы, в общем, представляем: «Поначалу они поселились там, где их застал указ — в деревнях и поселках, а затем уже перебирались в города, во многих из которых появились отдельные цыганские поселки. Однако, как свидетельствует современная практика, это не решило целого ряда проблем, связанных с интеграцией цыган в общероссийское социально-экономическое и культурное пространство». А вот как происходило «преодоление отсталого кочевничества» у других народов – подробно и с массой ссылок на реальные документы рассказано в этой монографии. Отличная работа.
Мэрилин Ялом «История жены»
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2019 г.
Симпатичная книжная серия «История повседневности», в которой издаются неожиданные исследования вроде «Истории меланхолии» или «Истории зеркал», обратилась на этот раз к истории жен. Вернее, тому, как в истории человечества менялись представления о назначении, роли и обязанностях женщины в семейном союзе. Как всегда, стоит исследователю посмотреть на роль жены в истории с необычного ракурса – и обнаруживается множество интереснейших фактов! Меня вот удивило, что настоящее «освобождение женщины от домашнего рабства» началось с эпохи Просвещения, когда мужчинам потребовались жены не только для ведения хозяйства, но и как спутницы жизни, способные понимать и разделять их идеи. А для этого они должны были быть грамотными, читать газеты, общаться, вести какую-то светскую публичную жизнь. И этот процесс уже нельзя было остановить: в 1856 году женщины получили право посещать театры и кафе без сопровождения мужей, в 1874 году им разрешили делать сбережения и открывать счета в банках. В общем, началось постепенное превращение жены из домашней хозяйки в объект общественного внимания и в субъект экономики, политики и социальной жизни. В супружеской клятве, которую приносят у алтаря, все слова остались неизменными («клянемся быть вместе в печали и радости», и так далее), только в последнее время стали опускать фразу «и во всем подчиняться своему мужу». Вот это движение женщины к самостоятельной роли сначала в семейной, домашней, светской, а после и в общественной жизни и является предметом изучения книги Мэрилин Ялом.
Владимир Хутарев-Гарнишевский «Противостояние. Спецслужбы, армия и власть накануне падения Российской империи. 1913-1917»
-
Изд-во «Института Гайдара», 2019 г.
Совсем недавно я писал о книге Юрия Бахурина «Фронт и тыл великой войны» - фундаментальном, капитальном, масштабном исследовании истории Первой мировой войны. Книга Хутарева-Гарнишевского расширяет и дополняет эту тему. Автор много работал в сохранившихся архивах полицейских и жандармских управлений Российской империи, и обрисовал довольно жутковатую картину настроений, царивших в отечественных спецслужбах на протяжении трех лет войны. Прежде всего хочу обратить внимание, что книга Хутарева-Гарнишевского представляет собой качественное исследование самих российских спецслужб – структура, документооборот, отношения, движение по карьерной лестнице, нормативная база. Это само по себе интересно: посмотреть, как работали люди, прошляпившие две революции и оказавшиеся неспособными защитить политический режим и монархию. Но главный интерес представляют, конечно, многочисленные «кейсы» о том, как действовал политический сыск. Над некоторыми эпизодами (например, когда сразу после начала войны жандармы в приграничных и прифронтовых губерниях развязали настоящий террор против потенциальных шпионов, разгул шпиономании и бессудных арестов и расстрелов) можно крепко задуматься – что массовые репрессии уже советского НКВД, оказывается, имели глубокие традиции еще в практике работы дореволюционных жандармов. Отличная книга.
Мишель Верже-Франчески, Анна Моратти «Эротическая история Версаля»
-
Издательство Ивана Лимбаха, 2019 г.
Название не обманывает: это именно история главной резиденции французских королей, дворца Версаль, рассказанная через призму любовных, романтических и эротических историй, связанных с этим местом. Своего рода «гений места»: король Людовик решил построить себе охотничий домик подальше от двора, от Парижа, уехал за 20 километров в Версаль – а потом, как в рассказе Аверченко, «все заверте…». При основателе Версаля Людовике XIII дворцовые нравы еще можно было назвать легкой эротикой, но уже «Король-Солнце» (оставивший, как сообщается в книге, 21 бастарда) поставил дело распутства и растления на широкую ногу, грешил с королевским размахом. Книга забавная (и не только благодаря пикантным подробностям). Изыскания из архивных дел, переписки обитателей Версаля соседствуют с прозаическими отрывками понятного содержания – «Грудь Франсуазы поднималась и опускалась, она подумала, что поцелуй Нинон был куда слаще, чем поцелуй мужчины». И немного об авторах: Мишель Верже-Франчески — французский историк, преподаватель в Сорбонне, трижды лауреат Французской академии. Автор более 70 книг. Его соавторша Анна Моретти — доктор искусствоведения и эстетики, исследовательница биографий знаменитых женщин.
Юджин Роган «Арабы. История XVI-XXI в»
-
Изд-во «Альпина Нон-Фикшен», 2019 г.
Два года назад «Альпина» выпускала первую книгу британского историка Юджина Рогана, «Падение Османской империи», я писал о ней. «Арабы» - и продолжение книги об Османской империи, и в какой-то степени расширение темы истории Ближнего Востока. Арабами считали всех, кто говорил на арабском языке, вел свое происхождение от племен Аравийского полуострова и исповедовал суннитский ислам. Но после того как сначала крестоносцы, а после турки-османы стали теснить арабов, изгнали их сначала из Европы, а после фактически выдавили в Северную Африку, после падения Мамлюкского султаната началась новая глава истории арабов – совершенно малоизученная до сих пор. Книга Рогана подробно, с привлечением малоизвестных арабских источников, описывает последние пять веков арабской истории – через две мировые войны, через послевоенные геополитические события, доводя повествование до «арабских революций» (которые, в общем, и побудили Рогана вернуться к теме ближневосточной истории).
ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ
Заботы и дни секунд-майора Алексея Ржевского. Записная книжка 1755-1759
-
Изд-во «ИД Высшей школы экономики», 2019 г. Составитель и научный редактор Игорь Федюкин.
У издательства Высшей школы экономики, которое вообще-то выпускает преимущественно экономическую и деловую литературу, есть маленькая, но весьма симпатичная книжная серия “Rossica Inedita. Новые источники по истории России», в которой выходят – к сожалению, не так часто, как хотелось бы – исключительно познавательные монографии, посвященные недавно обнаруженным, изученным и атрибутированным с научной точки зрения документам. Секунд-майор Ширванского пехотного полка Алексей Ржевский не оставил в истории ни малейшего следа. Обнаруженная в архивах записная книжка – это именно записная книжка, куда Ржевский во время привалов, остановок в своих многочисленных путешествиях (он все время ездил – то на маневры, то по службе, то в гости) делал записи хозяйственного, дневникового («в Твери меня обманула циганка») или сентиментального свойства. Не очень грамотный, не очень, судя по всему, счастливый – жениться так и не успел – да еще и совсем небогатый, постоянно в своих записях сокрушается о нехватке денег. Кроме самих записей, в книге помещены два обстоятельных очерка – о дневниковых записях людей елизаветинской эпохи, а также о том, как люди в те годы описывали свои болезни (Ржевский постоянно подробно пишет о своих телесных недугах, принятых лекарствах и пилюлях). Книжка небольшая по объему, но весьма и весьма познавательная.