Прочитано в 2019 г. Выпуск 324
Григорий Пернавский «Блокада Ленинграда. Детская книга»
-
Изд-во «Пятый Рим», 2019 г.
Это не столько книгоиздательский проект, сколько исключительно трогательная человеческая история. 18 марта главный редактор издательства «Пятый Рим» Григорий Пернавский объявил о начале сбора средств на издание первой детской книги о блокаде Ленинграда. Требовалось собрать 350 тысяч, за полтора месяца собрали больше миллиона! После чего приступили к подготовке книги, и вот она вышла – как раз к новому учебному году. 80 страниц, много иллюстраций, много информации прежде всего визуальной – книга-то для детей. Например, агитплакаты, которые выпускались в Ленинграде в блокаду – я раньше ничего такого не видел. Карты боевых действий, даже не карты, а хорошо выполненные рисунки местности. Отдельное спасибо за ростовые портреты «действующих» лиц: солдат-разведчик, немецкий танкист, красноармеец стрелковой дивизии, испанский доброволец-пулеметчик… Галерея портретов среднего жителя Ленинграда: вот здесь он перед началом войны, вот он в октябре, вот в ноябре, вот в феврале 1942-го, в разгар первой блокадной зимы («наш герой не смог пережить блокаду. Он умер от голода»). В общем, это исключительно добросовестное издание, сделанное бережно, тщательно, с уважением к памяти защитников города – и еще раз повторю, что книга адресована детям. Хотя и мне, взрослому, невозможно было оторваться, когда читал. Что тут сказать? «Пятый Рим» радует постоянно. Они выпускают не так много книг, но какую ни возьми – шедевр.
{jumi [*22]}
Тим Скоренко «Изобретено в СССР. История изобретательской мысли с 1917 по 1991 год»
-
Изд-во «Альпина нон-фикшн», 2019
Сегодняшний выпуск «Читателя Толстова» посвящен началу учебного года (с чем я и поздравляю всех причастных), а также Дню Знаний, который, если кто помнит, отмечается сегодня в 35-й раз – первый День знаний 1 сентября придумали при Черненко. И вот книга о том, что еще придумали при Черненко и других советских вождях – продолжение фундаментального научно-популярного труда известного автора книг по истории науки Тима Скоренко (первая называлась «Придумано в России», я писал о ней). Советские ученые были вынуждены работать в условиях единственного и неотменимого заказчика в лице государства. Никаких вам маркетинговых ухищрений, никаких попыток прорваться на конкурентном внутреннем рынке. Все строго по техзаданию – что заказали, то и изобрели. А придумали-то куда как много: глубокое бурение, запустили первую атомную электростанцию (американцы свою построили до того, но советская станция раньше дала энергию для общегражданских нужд), первыми запустили в космос спутник, животное и человека; первый сверхзвуковой пассажирский самолет наш (хоть и довольно бесполезный) и первый атомный ледокол тоже. «Изобретено в СССР» получился очень качественным обзором наших научно-технических достижений, и логично предположить, что будет еще третий том – «Изобретено в РФ». Правда, это может оказаться очень тонкая книжка…
Фредрик Бакман «Что мой сын должен знать об устройстве этого мира»
-
Изд-во «Синдбад», 2019 г.
«В общем, лучшие друзья необходимы. Это знал Фродо. Знал Хан Соло. Это знали Хи-Мен и Маверик. Нужен тот, кому можно позвонить, когда приходится передвигать книжный шкаф. Или просто захочется сказать: «Эх, дали бы Златану поиграть от обороны!». Или: «Не знаешь, случайно, где скачать “Игру престолов” в хорошем качестве?». Или: «Я стану папой». Ну что тут скажешь. Фредрик Бакман написал в некотором роде свой opus magnum – книгу, которую теперь много лет будут читать (и мысленно дописывать) все молодые отцы, имеющие сыновей. И это очень трогательная книга. Она адресована человеку, к которому автор испытывает неподдельную любовь, и это чувствуется в каждой фразе, это как бы такое признание в любви, растянутое на целую книгу. Бакман начинал писать о радостях отцовства еще в своем блоге, а потом решил собрать все посты в книжку – и вот она, эта книжка. Из которой следует, что, во-первых, Бакман человек очень добрый. Он даже когда пишет своему сыну о смерти, говорит не о скорби, не о потере – объясняет, как надо пройти сложный уровень в компьютерной игрушке. Во-вторых, книга Бакмана смешная – по-своему, это такой юмор доброго человека, который никого своими шутками обидеть не хочет, но готов поприкалываться над иконами современного буржуазного общества: «Все лучшее, что случится в твоей жизни, рано или поздно с неизбежностью приведет тебя в «Икею».Не скажу, что это лучшая книга Фредрика Бакмана (лучшей для меня по сей день остается «Здесь была Бритт-Мари»), но она симпатичная, милая, многим понравится. А к «Нон-фику» «Синдбад» обещает издать новый роман Бакмана, запишите в свои листы ожидания.
Хелен и Уильям Байнум «Выдающиеся растения, которые изменили нашу жизнь»
-
Изд-во «Азбука», 2019 г.
Не знаю, проходят ли сейчас в школе ботанику, но эту книгу, написанную двумя супругами, оба имеют докторскую степень по ботанике, обязательно нужно иметь в доме, я считаю. Супруги Байнум тщательно ухаживают за собственным садиком в Саффолке, но еще они собирают всякие сведения о растениях – и из их книги можно узнать, например, что была «ревеневая война» между Россией и Англией. Россия по бедности стала первой страной, в которой люди научились готовить и есть ревень, потом его стали поставлять на экспорт, но на таможне специально проверяли, чтобы не дай боже вместе с ревенем не попали семена, Россия была мировым монополистом ревеня (это 16 век, при Иване Грозном). А тем временем английские садоводы и аптекари вовсю пытались получить всходы ревеня. Британское Королевское общество искусств объявило награду тем, кто сумеет создать первую ревеневую плантацию. Постепенно разобрались, что ревень не сохраняет сортовые свойства при размножении семенами, но прекрасно гибридизируется и дает новые сорта. А потом англичане догадались вывести сорта с большим содержанием фруктозы, а то ревень первого английского урожая было в рот не взять, настолько он терпкий. Сегодня в мире около 300 сортов ревеня, и это одно из самых популярных растений в фармакологии кулинарии. И такая усмешка судьбы: в России, откуда пошла мода на ревень, его почти не едят. И таких историй в книге вагон!
Сергей Рязанский «Можно ли забить гвоздь в космосе?»
-
Изд-во «Бомбора», 2019 г.
В мире не так много тем, на которые можно писать книги хоть каждый год, хоть дважды в год – и они будут оставаться популярными. Одна из таких тем: жизнь в космосе, быт космонавтов, как стать космонавтов и вообще пусть они поподробнее расскажут о себе. Такой была изданная в прошлом году книга Майка Маллейна «Верхом на ракете» («Альпина Нон-Фикшен»), они же в этом году издали книгу Скотта Келли «Стойкость. Мой год в космосе». Но это все американцы, они и не космонавты вовсе, а какие-то астронавты. А Сергей Рязанский – он наш, он нам как раз все и расскажет по правде. Книга Рязанского – исключительно добросовестное и нескучное изложение самых незначительных мелочей из жизни космонавтов: карьера, подготовка, полет, что сколько весит, что где включается, почему это вот так, а это вот так. Книга построена в виде вопросов и ответов, вопросы сгруппированы по темам («Как стать космонавтом», «Возвращение на Землю»). Ответы могут быть короткими, могут развернутыми, при этом автор часто обращается к собственному опыту: «Помню, после первого полета я попробовал пробежаться между зданиями ЦПК в Звездном. Весна, зелень, запахи – красота! Но мои колени были потом похожи на маленькие арбузики, мгновенно опухли. Тренер меня за эту выходку долго ругал». В общем, очень хорошо, что теперь не только американские астронавты, но и наши российские космонавты стали писать книжки.
Аркадий Курамшин «Элементы. Замечательный сон профессора Менделеева»
-
Изд-во «АСТ», 2019 г.
В детстве у меня одной из самых любимых была книга Сергея Венецкого «Рассказы о металлах». Это был настоящий шедевр: автор в самой популярной форме излагал байки и занимательные истории, связанные с разными металлами, не забывая при этом высаживать в книгу и полезное содержание: история открытия металла, история его применения, где используется. Я многие страницы из книги Венецкого до сих пор помню наизусть. Подозреваю, что для какого-нибудь школьника точно такой же главной книгой детства может стать вот это издание. Аркадий Курамшин разбил книгу так, чтобы читать было удобно: один элемент – одна глава. Всего глав 118 – по числу элементов в Периодической таблице Менделеева. Интереснее всего, как мне показалось, читать об элементах, открытых сравнительно недавно, многие и названий-то их ни разу не слышали – нихоний, леверморий, теннессин… Кто бы мог знать о такой вехе в истории химии: «В 2017 году Армения выпустила почтовую марку с изображением Юрия Цолаковича Оганесяна тиражом 40 000 экземпляров. На ней представлены символы сверхтяжелых элементов: оганесона, названного в честь самого ученого, и продуктов распада оганесона, благодаря которым удалось доказать получение этого элемента». Качественный химический научпоп, что тут скажешь.
ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ
Лев Оборин «Солнечная система: Космические стихи и научные комментарии. С иллюстрациями Эи Мордяковой»
-
Изд-во Livebook, 2019 г.
Я не пишу о новинках детской литературы, но мимо такой симпатичной книжки пройти не мог. Она небольшая, состоит из картинок и стихотворных подписей к ним. Рассказывает о Солнечной системе – планетах, их спутниках, небесных телах, поясах астероидов. Предисловие к книге написал академик, научный руководитель Института космических исследований РАН Лев Зеленый. Вот, например, про Луну: «Хоть размером невелика, / но даёт океанам разбег, /и единственная (пока), /где уже побывал человек». А вот про Меркурий: «Ярость Солнца Меркурий выносит с трудом. / Держит в северном кратере грелку со льдом. / Сам довольно невзрачен и мелок. / Он продаст этот лёд, если очень просить, / потому что не зря же он должен носить / имя бога коммерческих сделок». Остроумные стихи, красивые картинки, и автором книги является известный российский литературный критик Лев Оборин, чьи тексты я каждую неделю с удовольствием читаю на сайте «Горький». А эта книжка открывает его как неплохого детского поэта. Замечательный подарок любому школьнику к 1 сентября, я считаю.