Прочитано в 2019 г. Выпуск 279
Маша Ворслав, Адель Мифтахова «Нормально о косметике. Как разобраться в уходе и макияже и не сойти с ума»
-
Изд-во «Альпина Паблишер», 2019 г.
Сегодня рассказываю о новинках научно-популярного жанра. А самый крутой в России нон-фикшен, как известно, у нас поставляют две «Альпины» (на самом деле это два подразделения одного издательского дома). Вот, казалось бы, где наука и где косметика и парфюм, но тем не менее книга бьюти-блогерш (не спрашивайте, я сам только что узнал, что это означает) Маши Ворслав и Адель Мифтаховой – совершенно компетентное и даже научное исследование. Новостью для меня стало, что косметика в ее нынешнем виде появилась сравнительно недавно, и уж совсем-совсем недавно производители стали тщательно следить за составом своей продукции, заменяя вредные компоненты полезными. Книга, конечно, предназначена для женщин (и подсказка для мужчин – вот вам отличный подарок вашей подруге). Дело даже не в том, что читать о парюфме и косметике мужчинам неинтересно. «Нормально о косметике» чрезвычайно богато иллюстрирована – фактически это не книга, а хороший фотоальбом, или проспект, или каталог. Хотя авторы специально предупреждают в предисловии, что никак не связаны с производителями ни одного бренда, о которых рассказывают в книге.
{jumi [*22]}
Ли Дугаткин, Людмила Трут «Как приручить лису. Сибирский опыт»
-
Изд-во «Альпина Нон-Фикшен», 2019 г.
Абсолютный бестселлер, я считаю. В 1959 г. биолог из новосибирского Академгородка Дмитрий Беляев решил поставить серию опытов по приручению и одомашниванию диких лисиц, которые содержались в клетках сибирских зверосовхозов. Отдельные опыты становились все более регулярными, а после переросли в самый продолжительный эксперимент с участием животных, который продолжался до конца 1990-х. Книга «Как приручить лису» - это и биография Дмитрия Беляева, и рассказ о его научных идеях, и собственно хроника самого беспримерного эксперимента. Но мне больше всего понравились рассуждения о доместикации. Доместикация – это одомашнивание, как происходит этот процесс, оказывается, окончательно неясно до сих пор, споры в научном мире не заканчиваются. Что вообще должно произойти, чтобы дикий зверь спустя какое-то количество поколений стал домашним, согласился жить с человеком? Почему собаки были одомашнены, а близкие к ним по биологии волки (собаки даже могут приносить потомство от волков) остались дикими? Что вообще происходит в голове животных в процессе доместикации? До эксперимента Беляева об этом много говорили теоретически, но именно Беляев доказал, что процесс одомашнивания не обязательно растягивается на тысячелетия, можно уложиться в три-четыре поколения. Он выбирал среди щенков лисиц тех, кто относился к человеку без агрессии, и вскоре заметил, что у «домашних» лисиц меняется внешний вид: хвост завивается колечком, морда круглее, уши отвислые. Одомашненные лисы стали напоминать собак! Этому есть несколько объяснений: например, отсутствие агрессии, внешних угроз, близость к человеку, который постоянно кормит и ласкает как бы «удлиняет» у одомашненных лисиц период детства. Иными словами, одомашнивание – это искусственное продление периода инфантильности, беспомощности, когда зверь целиком зависит от человека. Книга отличная, вот что скажу.
Приямвада Натараджан «Карта Вселенной. Главные идеи, которые объясняют устройство космоса»
-
Изд-во «Альпина Нон-Фикшен», 2019 г.
Внятных толковых книг по астрономии не так, в общем много – ну, если не вспоминать классику вроде Стивена Хокинга или Карла Сагана (Сагана, кстати, почти все его книги вышли в той же «Альпине»). Приямвада Натараджан – женщина, профессор астрономии, задачу перед собой поставила интересную: проследить, как изменялись представления человека о небесных сферах. Начиная с античности, когда люди считали, что звезды – это что-то такое, нарисованное на небесной тверди, потом Птолемей заметил и классифицировал их движение, потом Коперник догадался о гелиоцентричности нашей звездной системы…и так далее. Совершенно замечательная история о том, как астрономы обнаружили, что Вселенная движется, перемещается, расширяется – хотя к тому времени уже сложился консенсус в научном мире о неподвижной статичной модели Вселенной. И вообще книга молодого астронома, да еще женщины, акцентирует внимание именно на том, как человек сначала глядел в небо, задрав голову, потом приспособил к этому делу телескоп, потом телескопы стали электронными – и с каждым разом Вселенная становилась ближе, и космос выглядел несколько иначе. Сам я не любитель астрономии, но полезно, когда появляются книжки, рассказывающие о становлении этой области человеческих знаний.
Михаил Левицкий «Карнавал молекул. Химия необычная и забавная»
-
Изд-во «Альпина нон-фикшен», 2019 г.
Не могу сказать, что книга Михаила Левицкого friendly к читателям, которые в школе плохо успевали по химии, - а я как раз из таких. Но если продраться через все эти катенены, двойные связи и бензольные кольца, которыми автор с самого начала бомбит читателя, вас ждут немало замечательных открытий. Я читал эту книгу так: если на странице видел формулу, перелистывал, если картинку (портрет известного химика) – читал, и чаще всего оказывалось, что в книге Левицкого помимо фраз вроде «три орбитали циклической молекулы перекрываются, и главное, что на них два электрона, т. е. именно столько, сколько требует правило Хюккеля» есть и отличные сюжеты из истории науки. Довольно часто, как сообщает Михаил Левицкий, открытия, которые сегодня воспринимаются как само собой разумеющееся, поначалу не находили понимания у коллег первооткрывателя. История Юстуса Либиха: «Анализируя золу сожженных растений, он установил, что в ее состав входят калий, фосфор, кальций и другие элементы. Рассуждения Либиха были просты и логичны: единственный источник этих элементов для растения — почва, которая постепенно обедняется после многократно собранных урожаев. Следовательно, нужные элементы необходимо добавлять в почву для увеличения ее плодородия». Когда Либих написал о своих открытиях научную статью, один из его коллег назвал его «бесстыдником», а другой – «бессмысленным мечтателем». А Либих не сдавался и в конце концов изобрел азотные удобрения и агрохимию (и добавлю еще, хотя в книге этого нет – еще и бульонные кубики нам на радость). Вот ради таких историй и советую прочесть книгу Михаила Левицкого.
Терри Иглтон «Идея культуры»
-
Изд-во «ИД Высшей школы экономики», 2019 г.
Круто! Переиздали культовую книгу главного левака в современной западной культурологии – если кто не помнит, первая книга Иглтона, изданная в России, называлась «Почему Маркс прав». Иглтон – чертовски умный и умеет грамотно формулировать. Он завзятый марксист, поэтому идею культуры он рассматривает как своего рода антагонистическое понятие цивилизации. «Если цивилизация — светский термин, ассоциирующийся с добродушным остроумием и приятными манерами, культура — гораздо более ответственное дело, духовное, критическое и возвышенное, а не просто радостная легкость в обхождении с миром. Чем более хищнической и испорченной представляется современная цивилизация, тем более критический оттенок приобретает идея культуры». Иглтон, вслед за Марксом, считает, что культура не является формой общения с природой, это прежде всего труд. А трудиться нужно тяжело, поскольку в самой культуре существуют мощные противоречия, которые делают пространство культуры энтропийным и стремятся разрушить все и ввергнуть в хаос и ничтожество. Потому что в человеке много дурных качеств вроде мстительности и агрессивности, и культура призвана их сглаживать. Очень толковая, дельная, глубокая и внятная книжка, объясняющая, зачем нам вообще нужна культура во всех проявлениях – от галереи Уфицци до заправки каждое утро постели.
ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ
Элизабет Колберт «Шестое вымирание. Неестественная история»
-
Изд-во Corpus, 2019 г.
Качественный американский нон-фикшен: на первых пяти страницах автор, известный научный журналист, объясняет, какое такое «шестое вымирание» имеется в виду, и почему так важно прочесть книгу об этом, а потом уже идут подробные разъяснения. Если верить палеобиологам, животный и растительный мир планеты Земля пережил пять «вымираний», то есть случаев резкого одномоментного сокращения биологического разнообразия, на преодоление последствий каждого из которых уходил не один миллион лет. Последнее массовое вымирание, пятое по счету, было в меловом периоде, именно тогда мы лишились динозавров. Но сейчас происходит шестое вымирание, когда каждый день с поверхности планеты исчезает десяток видов животных, птиц и растений. И это первое вымирание, причиной которого является человек. Например, история исчезновения эндемичных золотых лягушек в Гондурасе. Эти лягушки считались символом тех краев, но в течение нескольких лет вымерли поголовно, кроме тех, кого удалось спасти и перенести в инкубаторы. Причиной, как потом выяснили, стали микроскопические споры грибка, которые забивали поры на лягушачьей коже, и бедные земноводные умирали. А эти споры прежде были африканскими эндемиками, и каким-то образом – впрочем, понятно каким, международные авиаперевозки и все такое – попали в Южную Америку и практически вывели целую популяцию редких лягушек. И много еще таких же историй. Книга жутковатая, и что самое важное, совершенно непонятно, как этот процесс остановить!