Прочитано в октябре-2016. Выпуск 22
Игорь Курукин «Екатерина I»
- Изд-во «Молодая гвардия», 2016 г.
Историк Игорь Курукин специализируется на XVIII веке, а в серии «ЖЗЛ» - на замечательных женских судьбах этого столетия. Он уже написал биографии княжны Таракановой, Анны Леопольдовны, императрицы Анны Иоанновны, и теперь дошла очередь до Екатерины I, жены императора Петра Великого, два года после его смерти занимавшей российский трон. Сам Курукин основным смыслом и итогом этого короткого царствования называет «своеобразную проверку на прочность петровских реформ», а о героине своей говорит так: «В разное время Екатерину называли дочерью крепостной эстонки из дерптской деревни Ринген и помещика — то ли шведского подполковника фон Розена, то ли его соседа-барона; лифляндского дворянина фон Альвендаля (или Альбедиля, или Альфендхеля) от его крепостной; бедняка-могильщика; безвестного лифляндца; шведского квартирмейстераИоганна Рабе и его жены-лифляндки; рижского бюргера Петра Бадендика; литовского уроженца Скавронского, переселившегося в Дерпт». Безусловно, история знает немало примеров, когда на вершины власти возносится человек ничем не примечательный, но то, что первой в истории России императрицей стала непонятного происхождения «портомоя», незнатная и почти неграмотная – это, конечно, настоящий подарок будущим историкам. Игорь Курукин написал, на мой взгляд, очень взвешенное и объективное исследование жизни Екатерины Первой. Обаятельная наложница князя Меньшикова приглянулась российскому императору во время званого обеда – и затмила всех его «метресс», став самым близким человеком первому российскому императору. Екатерина родила в браке с Петром восьмерых детей, но спустя несколько лет после её смерти Россию настиг династический кризис – и только спустя еще десять лет российский трон займёт дочь Петра Великого Елизавета. Однако это будет уже совсем другая история.
{jumi [*22]}
Александр Мясников «Александр III»
- Изд-во «Молодая гвардия», 2016 г.
Великолепная биография единственного российского императора, чьё правление обошлось без крупных войн и заслужившего в народе титул «Царя-миротворца». Именно Александр стал архитектором и символом той самой «России, которую мы потеряли». Неслучайно авторы ретро-детективов любят помещать своих героев именно в александровскую эпоху. Что и говорить, в российской истории это были чуть ли не самые нормальные во всех смыслах годы. Зарождение русского капитализма, строительство флота (при Александре-Миротворце на воду было спущено 114 новых боевых кораблей – больше, чем при всех его предшественниках), бурный взлёт промышленности, экономики, общественных отношений, культуры. Именно при Александре III Российская империя из
«жандарма Европы» превратилась в динамично развивающееся государство, вошла в высшую лигу мировой политики. Александр Мясников (писатель, автор многих книг по истории России, но эта книга – его дебют в биографической серии «ЖЗЛ») пытается найти ответ на вопрос, почему так получилось. Потому что «время пришло», по естественной логике исторического развития, или Александр III действительно обладал какими-то особыми достоинствами? Он был отважным воином, увлеченным администратором, прекрасным семьянином, благочестивым христианином, но главное его душевное качество заключается в том, что он был очень нормальным, здравомыслящим, реально мыслящим человеком. Воспитанным как будущий русский царь и, безусловно, преданным России до последнего дня жизни (к сожалению, Александр III не дожил даже до 50). «Царь-миротворец» - не самый популярный царь из династии Романовых, книга Мясникова – по сути, первая его капитальная биография, но она сделана настолько добросовестно, с вниманием к мельчайшим деталям эпохи, что прочесть ее следует.
Геннадий Чернявский, Лариса Дубова «Трумэн»
- Изд-во «Молодая гвардия», 2016 г.
«Ни СССР, ни США не собирались воевать. Но, во-первых, каждая сторона подозревала другую в противоположном, а, во-вторых, война могла возникнуть случайно, если бы какой-то самолет был сбит или упал на советский военный объект. Вероятность столкновения была высока, обе державы балансировали на грани войны». Так выглядел мир после окончания второй мировой войны, и на пороге новой войны – cold war, которая развела по разные стороны фронта вчерашних союзников. Это случилось в эпоху правления 33-го американского президента Гарри С.Трумэна, о котором, собственно, мы не знаем до сих пор почти ничего. Ну, кроме того, что именно он отдал приказ об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. В отечественном американоведении Трумэну уделяли куда меньше внимания, чем другим американским президентам, и на то есть причины – даже для американцев Трумэн до сих пор остается blank point, «мистером Икс» американской истории, о котором известно немного. Он был человеком закрытым, прошел весьма сложный и извилистый карьерный путь: на вершины власти поднимался с самых низов. Книга Георгия Чернявского и Ларисы Дубовой, ранее написавших для «ЖЗЛ» биографии Эйзенхауэра, Кеннеди и Рузвельта, - первая в России биография президента Трумэна, причём при её написании авторы получили доступ к личному архиву президента, и ввели в оборот множество документов, никогда прежде не публиковавшихся. Вот только один эпизод из жизни Трумэна, поразивший меня: 1948 год, отношения между СССР и США максимально обострились, и Сталин распорядился заблокировать все дороги, по которым снабжался Западный Берлин, находившийся под американской юрисдикцией. Чтобы прорвать блокаду, было решено доставлять все грузы по воздушному мосту, который был организован безупречно: каждые три-четыре минуты в аэропорту Западного Берлина приземлялся грузовой самолет, разгрузка-заправка-взлёт домой были рассчитаны по секундам. За месяцы блокады американские летчики совершили 278 тысяч рейсов, 31 летчик погиб в результате аварий. Но если в советском Берлине вводили карточки, Западный Берлин благодаря воздушному мосту жил нормальной жизнью и ни в чем не нуждался. Этот воздушный мост до сих пор считается уникальной операцией в истории мировой авиации, но это и проявление воли американского президента Трумэна, который, как оказалось, полностью спланировал и ежедневно контролировал проведение операции. Великий человек!