Перелома на полях сражений за минувший месяц не произошло – ни решительного, ни коренного. Позволю себе, чуть ли не в первый раз за боевой год, написать о делах внутренних, а не боевых и внешнеполитических. Репертуар внутриполитических тем у нас не такой уж богатый и, на мой вкус, одна из самых интересных тем в нём – Медведев. Дмитрий Анатольевич. После 2012 года политик из стратегического резерва главного политического командования, а ныне самый лютый из всех российских блогеров. В сравнении с которым сам Рамзан Ахматович выглядит образцом толстовского смирения и пацифизма.
Политологический анализ Медведева давно осуществили намного более грамотные – и уж точно, обладающие реальными, а не телеграмканавными инсайдами – политологи. Я просто перескажу. Среди активных игроков высшей лиги современной российской политики есть трое, за которыми не стоят какие-то элитные команды-кланы, которые вынуждены добиваться доверия Верховного в личностном качестве, без намеков на силы команд, которые они якобы представляют. Эта троица одиночек – Пригожин, Кадыров и Медведев. Элитных команд нет у всех троих, но у Пригожина есть «Вагнер», у Кадырова Чечня, а вот у Медведева нет ничего. Есть только его телеграмканал, который он со своими пиарщиками превратил в леденящий души читателей инструмент собственного ребрендинга. Целеполагание ребрендинга очевидно – из политика с имиджем неформального лидера всех т.н. «системных либералов» Медведев пытается превратиться в самого ястребиного ястреба.
От себя добавлю, что Медведев и Навальный* всегда казались мне политиками-близнецами. Очень символично, что оба они – Анатольевичи. Я имею в виду, что у обоих президентский уровень политических амбиций и оба понимают, что при дееспособном и легитимном Путине им ничего не светит, поэтому первейшая задача, которую они решают – дотерпеть, политически дожить (а для Навального* и физически дожить) до послепутинской России. И там уже сыграть по-взрослому. Я несколько раз, когда Навальный* еще не сидел, и шутки по его поводу не казались совсем уж бессовестными, советовал студентам в будущих мемуарах начать главу о своем студенчестве примерно с таких слов (в этаком «летописном» стиле): «Это были времена, когда два Анатольевича томились в ожидании окончания срока Владимировича». В общем, с учетом названной близости персонажей я бы знаменитый ролик «Он вам не Димон» рассматривал как специфическую форму этакой политически-интимной совместности, если угодно, политической эротики. Кстати, в этом марте исполнилось шесть лет после выхода «Не Димона» и митинговой вспышки по поводу сего разоблачительного медиапродукта. Саркастично напоминаю об этом тем, кто был тогда уверен, что этот ролик «завалит режим», а таких было изрядно в понятно каких тусовках.
Упомяну, впрочем, некоторые активы Медведева. Путину в преемниках нужен абсолютно преданный. Медведев сдал главный экзамен на преданность – имел высшую власть, имел некоторые возможности ее не отдавать, наверняка имел, пусть скромные, но «табакерочные» возможности, но ничем таким не воспользовался и отдал власть по щелчку. Создав этакий кейс-исключение из правила, которое описано в любом хорошем политологическом пособии – получив власть, первым делом следует избавиться от тех, кто привел тебя к власти. Враги подождут, расправься в первую очередь с друзьями. Так всегда – без всяких советов от Макиавелли – поступали политики в истории. Хоть Сталин, хоть Путин, хоть кто. Медведев ничего такого не сделал.
Далее, напомню, что, оставив пост Председателя Правительства, Медведев ушел фактически на повышение. Став Заместителем председателя Совета Безопасности, он стал силовиком номер два в стране. И всяческие разведки-контрразведки, и ФСБ, которая является головным и спинным мозгом современного политического режима в России, и армия, до 2022 года бывшая крымско-сирийской честью и гордостью страны, а теперь ставшая силой, от которой зависит и положение, и будущее режима – все это как бы под ним. А с декабря прошлого года Дмитрий Анатольевич еще и Первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, с учетом «статуса СВО», считай, что главного управленческого органа в нашей экономике.
Медведеву не хватало только «силового» персонального образа, построением которого блогер Медведев и занялся в прошлом году. Замечу, что он совершает, своего рода, консервативную революцию в политическом пиаре. Сейчас ведь эпоха абсолютного доминирования визуальной картинки и живой человеческой речи – эпоха ютуба, видеороликов, стримов, подкастов. Консервативный революционер Медведев работает текстом и только текстом. Мы очень редко видим его произносящим те феерические резкости, которыми он балует нас чуть ли не ежедневно. Мы только читаем якобы написанное им. И это удивительно – настолько не идти в ногу со временем! И дело ведь не только в том, что интеллигентный Медведев был бы смешон, если бы стал не писать, а говорить все эти свои «панчи» про иблисов и свинобандеровцев. Есть тут что-то концептуальное – борьба за истоки нашей цивилизации, за текст против голоса и визуалки.
А, может быть, есть в этом и что-то рыцарское. Политик-близнец Медведева – король видеороликов – сейчас находится в колонии во Владимирской области, и имеет возможность общаться со своим фан-клубом только с помощью текстов. Благородный дон Медведев пользуется тем оружием, которое, пусть не выбрал соперник, но которое оказалось единственно доступным для него. Маловероятно, но вдруг. Борец с ветряными иблисами может исходить из того, что надо быть подлинным Дон-Кихотом, чтобы победить их всех.
* внесен Росфинмониторингом в Перечень террористов и экстремистов