Прочитано в 2021 г. Выпуск 510
Юлия Гурина «Сестры»
-
Изд-во «Эксмо», 2021 г.
В прошлом году я писал в «Читателе Толстове» о дебютной книге Юлии Гуриной «Мы же взрослые люди», книга мне понравилась, такая крепкая умная городская проза. Поэтому обратил внимание на новый роман. «Сестры» - история двух сестер, Маши и Кати. Их родители-пенсионеры погибают в автокатастрофе, надо теперь как-то жить, разбираться с наследством, заниматься оформлением документов. И тут сестры, совершенно того не ожидая, оказываются в центре мощного педофильского скандала, причем главным обвиняемым в нем становится их покойный отец. Катя – взбалмошная, энергичная, настоящая хозяйка жизни, она не верит, что родители погибли по собственной вине, и хочет всех вывести на чистую воду. Маша – тихая, спокойная, домашняя, несчастная в личной жизни, да, собственно, скандал разгорелся из-за нескольких неосторожных записей в ее девичьем дневнике, который украла ушлая блогерша. Такой грамотно скомпонованный текст, с четко продуманными твистами, взлетами и эмоциональными эпизодами. Юлия Гурина хороший писатель, рекомендую эту книгу.
{jumi [*22]}
Андрей Иванов «Театр ужасов»
-
Изд-во «Новое литературное обозрение», 2021 г.
Писатель Андрей Иванов мне как читателю давно и хорошо знаком, книги его в России выходят регулярно, и в «Читателе Толстове» я писал и про «Аргонавт», и про «Батискаф», и про «Обитателей потешного кладбища» - мне нравится проза Иванова. И жаль, что он известен российскому читателю куда меньше, чем его однофамилец Алексей Иванов – впрочем, ивановых в современной литературе не счесть. Андрей Иванов когда-то даже премию «НОС» получал, за роман «Харбинские мотыльки». Это такой особый извод русской прозы, прозы, которая создается в другой языковой среде (Андрей Иванов живет в Эстонии): она грамматически выверенная, безупречно ровная, но отличается какой-то искусственной гладкостью, чем-то напоминает тексты Набокова, который тоже экспериментировал с русским языком вдали от исторической родины. В «Театре ужасов» описываются будни психологического клуба, где клиентам предлагают необычное развлечение – разносить из игрушечных ружей головы зомби, а зомби – это сотрудники клуба в специальных костюмах с прикрученной головой, когда в голову попадает пуля, она красиво взрывается, глицерин и краска, как по-настоящему. Надо ли рекомендовать прочесть книги Иванова? Не знаю. Такой европейский роман, созданный как будто в лаборатории по выведению лучшего сорта русского языка.
Сергей Гребнев «Дальше некуда»
-
Изд-во «Городец Флюид ФриФлай», 2021 г.
Еще одна новинка из серии «Книжная полка Вадима Левенталя». В серии уже выходила книга Сергея Гребнева, более известного как Сид – «Бестиарий», в котором Сид рассказывал свою политическую биографию, как он попал в ряды лимоновской НБП (организация признана экстремистской в РФ - прим. ред). Помнится, мне тогда книга не особенно понравилась, а «Дальше некуда» лучще, она и написана иначе, и по жанру представляет что-то вроде дневника поездки нацболов в Алтайский край в 2003 году, это когда Лимонова повязала ФСБ и упекла по обвинению в попытке ввезти оружие и поднять восстанние. Сид пишет не только хронику событий, но и делится наблюдениями, рассуждениями, всякими бытовыми сценками. Вот про сенатора Нарусову, например: «Маму Собчак я видел в девяносто девятом году. Мы тогда пикетировали Аничков дворец, у них, у демократов с либералами, какое-то сборище там было, чему-то посвященное. Дате какой-то. Может, даже девяносто первому году посвященное. Увидев мамулю, мы заскандировали, и она, маленькая женщина в светлом плаще, увидев наши флаги, засмеялась и стала слать нам воздушные поцелуи. Мы стали театрально плеваться. Это развеселило ее еще больше».
Степан Гаврилов «Рожденный проворным»
-
Изд-во «Городец Флюид ФриФлай», 2021 г.
Тоже новинка из серии «Книжная полка Вадима Левенталя» (кстати, 17-я по счету в импринте с начала этого года). Три друга решают устроить в уральском лесу рейв под открытым небом. Приезжают, раскладывают аппаратуру и тут выясняется, что генератор, который должен питать всю эту машинерию, не работает, куда-то задевался бензонасос. Придется им отправиться на поиски бензонасоса, а потом, когда найдут бензонасос, еще потребуется особый ключ. И все эти путешествия напоминают сюжет каких-то сказок, когда герою нужно найти важный магический артефакт, попутно перехитрив Бабу-Ягу или одолев Змея-Горыныча. Сказочные злодеи тут также присутствуют, еще и набредут на секту солнцепоклонников, которые устраивают свои радения, обрядившись в желтые балахоны, сшитые на военном челябинском заводе. «Рожденный проворным» - это путешествие и одновременно наркотический трип, бодрая и местами уморительно смешная история, рассказанная с таким стилистическим щегольством. Степан Гаврилов обратил на себя внимание в прошлом году, когда вышла его дебютная книга «Опыты бесприютного неба» - история парня, переехавшего в Петербург из маленького уральского городка и пытающегося найти себя под чужим питерским небом, это было не очень интересно, потому что предсказуемо. «Рожденный проворным» - сразу видно, чем отличается: автор пишет о том, что ему действительно интересно – рейв, путешествия, загадки, всякая мистика. Модная сейчас фишка в литературе и сериалах – когда герои отправляются искать истину в заколдованный лес. Даже если это не истина, а четырехгранный ключ от бензонасоса.
Маша Трауб «Не мамкай!»
-
Изд-во «Эксмо», 2021 г.
Я прочел практически все книги Маши Трауб и знаю, что она умеет быть разной. В одних книгах она суровая и беспощадная к себе и своим героям, когда ее лирическая героиня рассказывает о самых мрачных и жестоких жизненных обстоятельствах – брошенные дети, детские травмы, умирающие в одиночестве старики. Но есть и другая Маша Трауб – солнечная, остроумная, невероятно легкая, умеющая превращать обыденные ситуации в прекрасное и познавательное чтение. Это и «Дневник матери первоклассника», и «Осторожно, дети!», и вот эта книга – удивительная возможность узнать собственную жизнь в тех легких и парадоксальных историях, которые рассказывает Маша Трауб. В «Не мамкай!» - о воспитании детей. Вообще о том, как следует обращаться с детьми: что им читать, чем их кормить, как переносить капризы, как избавлять от страхов. Сама писательница, воспитавшая двоих детей, постоянно приводит примеры из личного опыта, умеет как-то очень деликатно и изящно распутывать самые сложные вопросы воспитания, и вообще может сложиться впечатление, что воспитание детей – это такая необременительная игра. Хотя это не так, конечно. У Трауб есть и другие книги об отношениях родителей и детей, куда более, скажем так, печальные.
Андрей Битов «В ожидании осени»
-
Изд-во «Эксмо», 2021 г.
Скончавшийся три года назад Андрей Битов много писал о Пушкине, много размышлял над его творчеством, и пушкинская тема в творчестве Битова была одной из главных. «В ожидании осени» - это сборник эссе, воспоминания и размышления о пушкинской прозе, написанных с таких тихим сдержанным благородством и безупречным стилем, который отмечает всю битовскую прозу. У Битова есть свой читатель, эти филологические штудии, рассуждения о том, какие прозрения настигли автора при чтении Пушкина, какие-то литературоведческие исследования, оборванные сюжеты, неожиданные признания – «Пушкин раскрывается в любом месте. Я его раскрыл в двух местах, и он мне столько сразу наговорил!». Беллетристика Андрея Битова, его художественные книги, как мне кажется, стремительно устаревают – они создавались в советскую эпоху, наполнены ощущениями той эпохи и читателей, способных оценить эти достоинства, становится все меньше. А вот его пушкинские тексты великолепны до сих пор, совершенно не потускнели.
Евгений Гришковец «Пьесы»
-
Изд-во «Азбука», 2021 г.
Евгений Гришковец начинал как драматический актер, игравший короткие спектакли по собственным пьесам, это уже потом он начал писать книги про Тарковского, про водку и т.д. Поэтому «Пьесы» - в какой-то степени возвращение к истокам. Это не самое полное собрание пьес Евгения Гришковца – «Дредноутов» и «Как я съел собаку» тут нет. Зато есть «Зима», которую почему-то в сборники пьес не ставят, а еще тут есть сценарий фильма «Сатисфакция», в котором угадайте кто играет главную роль (Гришковец, конечно). Гришковец-драматург в последнее время мне нравится больше Гришковца-актера. Потому что как драматург Гришковец очень хорошо понимает, чего от него хочет публика. Чтобы было над чем поплакать в темноте зрительного зала, чтобы все заканчивалось хорошо, чтобы истории и ситуации были узнаваемыми, и чтобы еще автор учитывал, что у нас в театры, где ставят пьесы Гришковца, ходят преимущественно женщины, поэтому там должно быть и про женщин чего-нибудь. В общем, это неплохой сборник пьес – можно поставить на полку рядом со сборником пьес Дмитрия Данилова «Человек из Подольска», будут у вас рядом стоять книги двух самых успешных драматургов современности.
Ольга Андреева-Карлайл «Остров на всю жизнь. Воспоминания детства»
-
Изд-во «Редакция Елены Шубиной», 2021 г.
Очередная книга из великолепной «мемуарной серии» «Редакции Елены Шубиной», где выходят настоящие шедевры – письма Платонова с комментариями, воспоминания Ирины Одоевцевой, постоянно о них пишу. «Остров на всю жизнь» - воспоминания о том, как семья русских эмигрантов (родственники писателя Леонида Андреева) во время второй мировой войны, когда вермахт оккупировал Францию, оказывается на маленьком островке Олерон близ атлантического побережья. Ужасы оккупации здесь ощущаются слабее, чем в материковой Франции, но голод, нужда, безработица, всеобщее уныние – этого хватает и здесь. Плюс абсурдные требования немецкой администрации – например, запрещают фермерам переносить кур, держа их за ноги, потому что это варварство. Главной рассказчице на момент описываемых событий всего девять лет, но она хорошо запомнила и местные сплетни, и всякие семейные истории, и уж точно – как жилось под немцами при вишистском правительстве: «Правительство Виши придумало акцию под названием la Relève (замена), торжественно объявив, что за каждых трех добровольцев, которые согласятся поехать на работы в Германию, немцы отпустят одного военнопленного — в плену оставалось еще около двух миллионов французских солдат и офицеров. Добровольцев было недостаточно, и немцы усилили давление. Тогда правительство издало закон об обязательной трудовой повинности, который позволял принудительно отправлять людей в Германию». Конечно, по сравнению с тем, что творили немцы в оккупированных районах России, воспоминания о жизни на французском острове читаются как курортный роман, но чтение познавательное – нравы, типы, разговоры и атмосфера времени автором ухвачена и передана убедительно.
{jumi [*27]}
Аркадий Шварцер «Спекулянт»
-
Изд-во «АСТ», 2021 г.
Новая книга из хорошей серии «Городская проза», которую курирует Игорь Воеводин. «Спекулянт» - это воспоминания человека, который в советские времена сколотил состояние на торговле антиквариатом, прежде всего старинными книгами. Воспоминания и события из собственной жизни перемежаются довольно бородатыми анекдотами, хотя среди них попадают восхитительные истории: как у советского рефрижератора сломался холодильник, им дали задание срочно идти в Конго и там в порту продать несколько сотен тонн рыбы, чтобы она не пропала. Рыбу они продали, как оказалось, представителю конголезской непримиримой оппозиции, он ее перепродал, закупил оружия и сверг Патриса Лумумбу. А наказали за это парторга того самого советского судна. Ну, и просто в этой книге много подробностей быта, взаимоотношений, историй, личных портретов и биографических подробностей людей, представлявших подпольный рынок антиквариата в советские годы и сейчас. У Аркадия Шварцева острый взгляд, хорошая память и неистребимое чувство юмора, позволяющее рассказать даже историю о встречах с «братками», которая едва не кончилась кучей трупов, так, что смеешься в голос.